Логотип Центр Технического обслуживания
06.06.2024 Спецтехника
1322
Время чтения: 13 минут

Тормоза погрузчика: устройство и принцип действия тормозной системы

Сохранить статью:

О чем речь? Исправные тормоза погрузчика – гарантия безопасности оператора, управляющего специальной техникой, и окружающих его во время работы людей и объектов. Тормозные системы бывают разных видов несмотря на то, что устройство системы едино для всех машин такого плана.

На что обратить внимание? В современных реалиях погрузчики задействованы в строительной и дорожно-транспортной системах, обслуживании коммунального хозяйства, логистических центрах. Их задача – поднимать и перемещать тяжелые крупногабаритные грузы. Поэтому для погрузчиков необходима надежная тормозная система, способная выдерживать подобную нагрузку и обеспечивать быструю остановку техники в случае внештатной ситуации.

 

Типы тормозных систем погрузчиков

Система торможения является важным элементом колесной техники любого назначения. Функция тормоза состоит в противодействии движению(в основном инерционному) транспортного средства.

Погрузчики, дорожно-строительная и другая специальная техника комплектуются тормозными системами нескольких видов:

  • основной тормозной механизм;
  • стояночныйтормоз механического типа;
  • рабочие барабанные тормоза.

Функция тормоза погрузчика состоит в замедлении движения машины и обеспечении ее полной остановки.

типы тормозных систем погрузчиков Типы тормозных систем погрузчиков

Зазор между рабочей стороной тормозных колодок и поверхностью барабана регулируется автоматически благодаря особой конструкции, включающей в себя блокировочное и распорное кольца, а также втулку с штоком. Процесс активации торможения происходит следующим образом:

  • при выжиме педали тормоза обеспечивается подача рабочей жидкости в гидравлический цилиндр;
  • за счет увеличения давления колодки прижимаются к барабану, блокируя вращения колесной оси;
  • отпускание педали приводит к отводу колодок от тормозного барабана благодаря упругости возвратных пружин.

После завершения процесса торможения зазор между барабаном и колодками остается неизменным.

Стояночный тормоз в погрузчиках позволяет удерживать технику даже в случае превышения определенных параметров веса груза при подъеме или опускании не зависимо от времени остановки.

 

Резервная система торможения задействуется при отказе основной, обеспечивая безопасность остановки. В дополнение к основной системе в погрузчиках предусмотрены стояночные тормоза, активация которых происходит через рычаг, и применяются они лишь в чрезвычайных ситуациях из-за высокой степени механического износа деталей в процессе использования. В случае, когда невозможно обеспечить остановку техники за счет рабочей системы торможения, стояночный тормоз позволяет предотвратить аварийные ситуации.

Эффективность тормозной системы погрузчика можно оценить по длине тормозного пути.

Устройство системы торможения погрузочной техники

Перечислим основные элементы тормозной системы погрузчика:

  1. Суппорты. Тормозные суппорты обеспечивают постепенное снижение скорости движения при активации тормоза. Принцип их работы основан на регулировке давления рабочей жидкости. Колодки прижимаются к тормозному диску. Возникающая сила трения способствует остановке погрузчика. Дополнительно суппорты выполняют задачу по удержанию колодок в строго параллельном положении относительно тормозного диска.
  2. Расширительная камера.
  3. Тормозные колодки. Эта деталь оснащена накладками, которые, прижимаясь к диску, создают силу трения, необходимую для торможения.
  4. Тормозные диски.
  5. Тормозные барабаны.
  6. Гидронасосы.

устройство системы торможения погрузочной техники Устройство системы торможения погрузочной техники

Возможные неисправности элементов тормозной системы погрузчика

К обязательным процедурам технического обслуживания специальной техники, включая и погрузчики, относится диагностика тормозной системы. Регламент ее проведения определяется заводом изготовителем. Как правило, диагностика тормоза погрузчика производится при каждом обозначенном регламентом техническом обслуживании. При этом минимальный интервал между проверками систем торможения составляет один раз в год.

При проведении диагностики тормоза погрузчика могут выявляться следующие неисправности:

  • вибрации, заедание, провалы или чрезмерный свободный ход тормозной педали;
  • появление посторонних шумов, таких как скрипы и стуки, при торможении;
  • уход погрузчика в занос при применении тормоза;
  • неравномерность изнашивания накладок тормозных колодок;
  • после торможения наблюдается перегрев тормозных дисков и барабанов;
  • появление микротрещин на тормозных шлангах;
  • увод в сторону погрузчика при торможении;
  • протекание рабочей жидкости тормозной системы.

Вероятные причины неполадок в тормозной части погрузчика

В большинстве случаев неисправности в этой области погрузчика возникают из-за износа тормозных цилиндров, дисков, барабанов или колодок, загрязнения рабочих элементов, неправильной регулировки, протекания тормозной жидкости.

вероятные причины неполадок в тормозной части погрузчика Вероятные причины неполадок в тормозной части погрузчика

Ремонт тормозной системы часто связан с заменой следующих деталей:

  • цилиндры суппортов;
  • барабаны;
  • колодки;
  • стягивающие пружинные блоки;
  • автоматические доводчики, направляющие колодок.

Строение, особенности работы и обслуживания тормозной системы экскаватора-погрузчика

Основная особенность тормозной системы специализированной техники состоит в наличии гидравлического привода. Все рабочие элементы, задействованные в процессе торможения,находятся в масляной ванне. Такое конструкционное решение обеспечивает защиту деталей от перегрева и увеличенного износа под влиянием сил трения.

Комплектующие тормозной системы погрузчика:

  • основной корпус и механизм дифференциала;
  • правые и левые чулки корпуса и полуоси дифференциала;
  • поворотные кулаки;
  • комплект дисков;
  • редуктор с бортовой крышкой.

Редуктор, кулаки и чулки закреплены на основном корпусе и составляют конструкцию заднего моста. Для каждого чулка в операторской кабине предусмотрена отдельная педаль тормоза. При этом для удобства управления их соединяет специальная планка, которая может быть демонтирована, если возникает необходимость в отдельном использовании педальных элементов (к примеру, если выполняется работа по уборке возле бордюров и нужно остановить колеса только с одной стороны для поворота).

Отметим, что работа погрузчика со снятой тормозной планкой допускается лишь на короткое время, чтобы предотвратить несимметричный износ рабочих элементов с разных сторон.

Тормозные диски и полуоси соединены с дифференциальным механизмом через его хвостовик и планетарную передачу. Данный узел непосредственно взаимодействует с колесами, вращение которых прекращается при сжатии фрикционных и тормозных дисков.

В экскаваторах-погрузчиках тормоза активируются нажатием на педаль, запускающую тормозные цилиндры, давление жидкости в которых передается на задний мост. В результате происходит сжатие тормозных дисков и замедление движения. В некоторых моделях вместо цилиндров используются гидроаккумуляторы с сжатым азотом, что обеспечивает более быстрое торможение.

строение, особенности работы и обслуживания тормозной системы погрузчика Строение, особенности работы и обслуживания тормозной системы экскаватора-погрузчика

Многотонная масса экскаватора-погрузчика и сила инерции способствуют перегреву тормозной системы в процессе работы. Чтобы снизить такое воздействие собранный мост наполняется вязким трансмиссионным маслом. Смазывающая жидкость предотвращает истирание рабочих элементов тормоза и поддерживает требуемый показатель давления в системе (данная особенность – причина, почему система торможения экскаватора-погрузчика получила название «гидравлическая»).

Необходимо обеспечить регулярный мониторинг уровня и состояния трансмиссионного масла, а также его периодическую замену. Со временем смазка теряет свои характеристики, что приводит к ускоренному износу деталей тормоза.

Выбирая трансмиссионные масла и рабочие жидкости для системы тормоза погрузчика, важно учитывать несколько ключевых аспектов:

  • допускается использование только тех марок расходных материалов, которые предусмотрены производителем погрузчика;
  • использование дешевых аналогов масла и тормозной жидкости может привести к поломкам и дорогостоящему ремонту погрузчика;
  • масло с повышенными показателями вязкости, которое не имеет необходимых присадок, нагревается сильнее, что означает перегрев дисков в результате трения;
  • при эксплуатации погрузчика зимой можно использовать специальные присадки против замерзания рабочей жидкости;
  • заводом-изготовителем спецтехники рекомендовано проводить полную замену масла каждые 1000 рабочих часов;
  • запрещается смешивание отработанного и нового масел (частичная замена). Нужно полностью слить старую смазку и наполнить систему новой;
  • после слива использованного масла следует проверить его на наличие металлической стружки, что может свидетельствовать о износе деталей моста.

Также периодической проверке и замене подлежат тормозные диски. Трансмиссионная жидкость минимизирует износ от трения, но со временем рабочая дисковая поверхность изнашивается, теряет шероховатость и эффективность сцепления, необходимую для быстрого торможения. Всегда важно проводить тестирование тормозной системы на ровной поверхности перед каждым началом работ.

Устройство и обслуживание тормозной системы вилочного погрузчика

Вилочные погрузчики оснащены двумя типами тормозных систем: основной (рабочей) и вспомогательной (стояночный тормоз).

Тормоза вилочного экскаватора погрузчика предназначены для контроля скорости движения и полной остановки машины. Основные элементы такой системы размещены на ведущем мосту. Каждое из передних колес тормозится с помощью одного гидравлического цилиндра и пары тормозных колодок. Управление тормозами осуществляется через педаль тормоза: интенсивное нажатие приводит к сильному торможению до полной остановки машины, а мягкое способствует незначительному плавному снижению скоростного режима.

устройство и обслуживание тормозной системы вилочного погрузчика Устройство и обслуживание тормозной системы вилочного погрузчика

Активация педали тормоза вилочного погрузчика генерирует повышенное давление в системе, заставляя цилиндр давить на колодки, которые, в свою очередь, взаимодействуют с тормозным барабаном. Это трение замедляет или останавливает движение. Ослабление нажатия на педаль снижает давление, что позволяет возвратным пружинам отодвинуть колодки от барабана.

Стояночный тормоз имеет механическую конструкцию. Он монтируется на ведомый вал и используется для удержания техники во время стоянки. В чрезвычайных ситуациях эта система задействуется для остановки машины во время движения. Ее активация осуществляется рычагом, который через трос воздействует на колодки, прижимая их к барабану и тем самым останавливая технику.

Требования по эксплуатации тормоза вилочного погрузчика предполагают периодических регулировок, которые выполняет профессиональный техник. В ходе технического обслуживания осуществляется проверка износа тормозных колодок и при необходимости их замена.

Также корректируется сила прижима колодок к барабану. Для этого используются регулировочные болты центрирующего механизма, расположенные с обеих сторон. Настройка стояночного тормоза производится путем подкручивания контргаек с правой или левой стороны.

Соблюдение требований по регламентному обслуживанию тормозной системы погрузчика позволяет предотвратить или на ранней стадии выявить большую часть неисправностей. Производителем предусмотрены следующие мероприятия:

  • каждый день перед началом работ производится осмотр техники на предмет наличия следов протекания тормозной жидкости и проверка надежности соединения шлангов;
  • периодическая диагностика степени износа деталей системы и своевременная замена изношенных элементов;
  • для обслуживания погрузчиков должны применяться исключительно оригинальные запчасти и технические жидкости, рекомендованные заводом производителем;
  • важно эксплуатировать технику в рекомендуемых режимах работы;
  • при выявлении отклонений в работе тормозной системы следует своевременно производить ремонт погрузчика.

Часто задаваемые вопросы о тормозах погрузчика

Какие неисправности чаще всего встречаются у погрузчика?

  • Окисление контактов.
  • Различные поломки грузозахватного устройства.
  • Неисправности системы торможения.
  • Поломка коробки переключения передач.
  • Отказ электронного оборудования.
  • Неисправность силового агрегата.

Как проверить тормоза погрузчика с гидроприводом?

Диагностика системы торможения погрузчика с гидроприводом включает следующие операции:

  • Проверка тормозных барабанов, дисков и колодок, барабаны на предмет износа. Для этого измеряются зазоры между колодками на всех колесах. Детали, которые вышли из допустимых размеров подлежат замене.
  • Производится регулировка свободного хода тормозной педали и рычага ручного тормоза.
  • Тестируется эффективность работы тормозной системы, оценивается изношенность и общее состояние отдельных элементов гидравлического привода.

Какой принцип работы мокрого тормоза на погрузчике?

Система данного типа, представляющая собой многодисковый гидравлический тормоз, отличается высокой эффективностью. Ее устанавливают, преимущественно, на вилочные погрузчики грузоподъемностью от 8 тонн.

Прижимная сила в таком тормозе обеспечивается за счет специальной жидкости, наполняющей полость поршня и толкающей его в результате воздействия сил давления. При этом гидравлика давит на подвижную и неподвижную фрикционные пластины. Таким образом, создается крутящий момент, формирующий сопротивления трения, и колеса погрузчика тормозятся.

принцип работы мокрого тормоза на погрузчике Принцип работы мокрого тормоза на погрузчике

После сброса давления жидкости к камере поршня, он выталкивается обратной пружиной в исходную позицию. Подвижный и неподвижный фрикционы разъединяются, что приводит к исчезновению момента сопротивления трения и отключению колесного тормоза.

Особое внимание в ходе эксплуатации погрузчика следует уделять систематическому контролю исправности тормоза погрузчика. Каждый день перед началом работы оператор должен произвести проверку протяженности тормозного пути, а также эффективности стояночного тормоза и скорости передвижения машины в разных режимах. Эксплуатация машины допускается при условии, что все показатели соответствуют нормативным значениям.

Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту