Логотип Центр Технического обслуживания
27.03.2024 Спецтехника
2209
Время чтения: 12 минут

Характеристики вилочного погрузчика: основные и дополнительные

Сохранить статью:

О чем речь? Характеристики вилочного погрузчика определяют пригодность техники к выполнению поставленных задач. Основными параметрами являются масса и габариты, тип и мощность двигателя, грузоподъемность, вид трансмиссии, колесная база и место работы оператора.

На что обратить внимание? Также дополнительно на погрузчик могут устанавливаться вилы иной конструкции, если необходимо перемещать сыпучие грузы, шины, рулоны и другие нестандартные объекты. Эту возможность стоит заранее предусмотреть в ходе выбора спецтехники.

 

 

Задачи вилочного погрузчика

Вилочным погрузчиком называется оборудование, с помощью которого осуществляется подъем и перемещение тяжелых грузов. Эта техника — наглядный пример того, как механизация высвобождает ручной труд, ускоряя и упрощая логистику. Выполнение поставленных задач происходит за счет работы подъемного механизма, привод на который идет от двигателя. Конструкция вилочного погрузчика такова, что его двигатель используется в качестве дополнительного противовеса. Данная особенность облегчает управление техникой и позволяет брать грузы выше центра тяжести.

Задачи вилочного погрузчикаЗадачи вилочного погрузчика

Использование вилочных погрузчиков практикуется почти во всех областях деятельности человека. Наиболее широко они применяются:

  • на объектах промышленного производства;
  • на крупных логистических узлах (аэропортах, ж/д станциях, таможенных терминалах, портах и т. д.);
  • в строительстве;
  • на складских терминалах.

Нередко они встречаются в небольших компаниях и гипермаркетах. К примеру, фирма по разбору и утилизации транспортных средств в своей работе никак не обойдется без такой техники, так как приходится ежедневно поднимать и перемещать кузовные детали, коробки передач, силовые агрегаты и иные тяжелые части автомобилей. Вилочный погрузчик является прекрасной альтернативой для ручного труда. С его помощью поднимается такой вес, который не смогут поднять даже несколько людей.

Идея разработки вилочных погрузчиков появилась в 1914 году, когда началась Первая мировая война. Так как большое количество людей попало на фронт, то рабочих рук на складах и на производстве стало не хватать. Конструкторские фирмы Европы и США начали активные работы по проектированию и созданию вилочных погрузчиков.

Результат не заставил себя ждать, и уже в 1920-е годы первые машины начали работать на западных предприятиях. Они оснащались двигателем внутреннего сгорания, а тали имели либо ручной, либо электрический привод. Спустя десятилетие был налажен выпуск электрических погрузчиков, у которых был гидравлический подъемный механизм. В СССР производство такой техники было освоено в 1948 году.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Классификация вилочных погрузчиков

Динамичное развитие технологий и производства диктует необходимость создания различных типов вилочных погрузчиков. Из всего многообразия техники заказчики могут выбрать ту, которая будет полностью удовлетворять их потребности. Технические параметры погрузчика подбираются исходя из целей его использования.

Ассоциация промышленных технологий (ITA) в зависимости от особенностей эксплуатации предлагает следующую классификацию вилочных погрузчиков.

Класс Описание
Класс I Вилочные погрузчики, которые работают на аккумуляторах стандартного типа. Характеризуются наличием электропривода с высокими экологическими параметрами, благодаря чему достигается высокая грузоподъемность и производительность в широком диапазоне температур.
Класс II Складские погрузчики, предназначенные для работы в узких проходах. Вилочные штабелеры или ричтраки работают в ограниченном пространстве складских помещений при высоте стеллажей до 14 м. Особенностями данной техники являются малый радиус разворота и высокая грузоподъемность.
Класс III Самоходные погрузчики и электротележки, у которых ручное управление. Такая техника востребована в небольших магазинах и складских терминалах.
Класс IV Вилочные погрузчики, оснащенные двигателем внутреннего сгорания. Так как данная техника предназначена для работы с тяжелыми грузами и в холодных условиях, то она оснащается цельнолитыми шинами.
Класс V Погрузчики вилочного типа с двигателем внутреннего сгорания, оснащенные пневматическими шинами. Благодаря этому обеспечивается безопасность при работе на неровных поверхностях.
Класс VI Внутрискладские транспортеры. Предназначены для работы во внутренних помещениях. С их помощью достигается быстрое и легкое перемещение грузов, благодаря чему происходит оптимизация процессов складского хранения.
Класс VII Погрузчики-внедорожники с приводом на все колеса. Такая техника предназначена для работы в экстремальных условиях, обладает высокой маневренностью и используется в труднодоступных местах.

Классификация вилочных погрузчикоКлассификация вилочных погрузчико

Технические характеристики вилочного погрузчика

Рабочие механизмы погрузчика перемещаются за счет работы гидравлической системы. Благодаря усилию, которое она передает на рабочие элементы, происходит подъем груза, лежащего на вилочной основе и зафиксированного специальным захватывающим устройством. После того как груз будет зафиксирован на направляющих, происходит его перемещение в заданное место при помощи грузоподъемного механизма мачты.

Конструкция погрузчика включает в себя следующие основные элементы:

  • основная опорная рама;
  • базовый комплект колес;
  • захват вилочного типа;
  • грузоподъемный механизм с мачтой;
  • противовес, располагающийся в коробе на корме;
  • кабина водителя;
  • силовой агрегат;
  • трансмиссионный узел.

Характеристики каждого основного элемента оказывают влияние на вид, класс и общее техническое назначение погрузчика.

Масса и габариты техники

Тип и конструкция механизма напрямую зависят от массы машины. Например, при одинаковой грузоподъемности вес фронтальных и полуповоротных погрузчиков существенно отличается. Различают две весовые характеристики:

  • снаряженная масса — это масса самого погрузчика, оснащенного комплектом сменного снаряжения, с полным баком топлива и залитыми техническими маслами и жидкостями;
  • полная масса — снаряженная масса техники, к которой добавляется вес оператора и перемещаемого груза.

Важная характеристика вилочного погрузчика при работе в ограниченном пространстве — его габаритные размеры. В сопровождающей документации указываются размеры техники с вилами и без них. Облегчает маневрирование и повышает безопасность работы в сложных условиях фронтальное расположение вил.

Масса и габариты техникиМасса и габариты техники

Грузоподъемность. Мачта и высота подъема груза

Основными работами, которые выполняются с помощью погрузчика, являются подъем, перемещение и складирование грузов на поддонах или паллетах. При этом масса перемещаемых предметов не должна превышать грузоподъемность, указанную в паспортных данных. Заблаговременный учет основных технических параметров является залогом безопасной и эффективной работы.

Ключевым показателем погрузчиков любого класса считается грузоподъемность. Вилочные погрузчики по этому параметру подразделяются на четыре группы:

  • легкие: работают с грузами, вес которых не превышает 2 тонн;
  • средние: обеспечивают подъем грузов массой от 2 до 4 тонн;
  • тяжелые: перемещают от 4 до 10 тонн;
  • большегрузные: предназначены для работы с грузами, масса которых превышает 10 тонн.
Максимальная грузоподъемность погрузчиков, работающих на электротяге, не превышает 8,5 тонны.

Технические возможности техники такого типа ограничены размером мачты, располагающейся в передней или боковой части и отвечающей за высоту подъема вилочного захвата. Как правило, в ее состав входит от одной до четырех секций, которые обеспечивают высоту подъема каретки до 7 и более метров. Скорость перемещения грузоподъемного механизма должна быть указана в технической документации к погрузчику.

 

Типы двигателей и скорость

Перед тем как выбирать погрузчик, необходимо определить, где будет эксплуатироваться вилочный агрегат: внутри помещений или на открытом воздухе. В зависимости от этого выбирают тип двигателя и характеристики привода. Если технике предстоит работать в закрытых помещениях, то следует выбирать машины, оснащенные электрическим двигателем. 

Для работы на улице предпочтительнее техника с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине или дизельном топливе. Дизельные модификации более мощные, обладают большей грузоподъемностью, но более шумные в работе. Основным недостатком вилочных погрузчиков, работающих на бензине, является высокий расход топлива. Существуют гибридные варианты техники, работающей на бензине/дизеле или бензине/газу.

От такой характеристики вилочного погрузчика, как скорость, зависит его производительность. В технической документации указывается собственная скорость ПТО, а также скорость движения вперед и назад при максимально допустимой нагрузке.

Коробка передач и привод

В зависимости от модели вилочного погрузчика существуют следующие виды трансмиссий:

  • механическая;
  • гидромеханическая;
  • гидростатическая.

Для каждой из них характерно наличие достоинств и недостатков. Существует два типа коробки передач погрузчиков:

  • реверсивная;
  • нереверсивная.

Наибольшее распространение получила реверсивная коробка передач за счет того, что техника имеет технический функционал холостого и заднего хода.

Коробка передач и приводКоробка передач и привод

Колесная база

Вилочные погрузчики могут быть трех- или четырехопорными. Их особенности:

  • для трехопорных моделей характерна высокая маневренность, которая необходима погрузчикам на электротяге, работающим в ограниченном пространстве;
  • четырехопорным агрегатам свойственна хорошая устойчивость, благодаря чему они могут складировать грузы на большую высоту.

Вилочные погрузчики оснащаются либо пневматическими, либо цельнолитыми шинами. Для пневматических характерна хорошая амортизация и улучшенная маневренность техники. Литые модели практически неуязвимы для проколов и иных механических повреждений при перемещении по гравию, металлической стружке или мусору. Соответственно, выбирать шины необходимо в зависимости от характеристик поверхности, по которой будет перемещаться вилочный погрузчик.

Место оператора и безопасность в работе

Оператор современных моделей погрузчиков работает в кабине с улучшенной шумоизоляцией и оснащенной сиденьем повышенной комфортности с регулировкой по высоте. Для снижения риска травматизма в случае падения груза кабина имеет укрепленную крышу и боковые стойки, а также решетку с вилочной стороны. Обязательно наличие ремня безопасности, который убережет оператора в случае резкого торможения или опрокидывания погрузчика. Кабина закрытого типа должна быть оборудована системой зимнего обогрева.

В обязанности оператора погрузчика входят:

  • соблюдение техники безопасности, постоянное нахождение внутри кабины в процессе работы вилочного механизма;
  • знание грузоподъемности и основных характеристик своей техники;
  • внимательное отслеживание ситуации на рабочей площадке.

Технический осмотр вилочного погрузчика перед началом работы и соблюдение техники безопасности являются залогом эффективной работы с нулевым уровнем травматизма.

Дополнительное оборудование вилочного погрузчика

В комплект поставки подавляющего большинства вилочных погрузчиков входят стальные вилы, длина которых составляет 1150 мм. Это обусловлено тем, что такая конструкция наиболее оптимальна для работы со стандартными поддонами размером 1200 х 1000 мм и 1200 х 800мм. Но существуют и другие размеры вил.

Вид Особенности
Укороченные Длина 700–1150 мм, предназначены для грузов, имеющих небольшие габариты.
Удлиненные Длина более 1150 мм, подходящая для грузов большого размера.
Телескопические Имеют регулируемую длину и совместимы со всеми видами поддонов.
Низкопрофильные Минимальная высота подхвата и тонкое сечение, благодаря чему есть возможность поднимать стальные листы и другие подобные материалы.
Противоскользящие Абразивное покрытие надежно удерживает пластиковые поддоны и другие «скользкие» грузы.
Искробезопасные Латунное покрытие, позволяющее эксплуатировать машину в шахтах, на химических предприятиях и других взрывоопасных объектах.

Если есть необходимость в транспортировке нестандартных грузов или нескольких поддонов одновременно, то существует возможность комплектации удлинителем стандартных вил. Также при перевозке широких грузов на стандартные вилы устанавливается позиционер.

Существует возможность оснащения вилочного погрузчика специальным штырем для перевозки рулонов, захватом для строительных блоков, бочек, коробок, шин для большегрузных автомобилей и т. д.

Многие производители выпускают дополнительное навесное оборудование, с помощью которого значительно расширяются функциональные возможности вилочных погрузчиков. Например, ковши, отвалы, щетки, кран-балки и т. д.

Часто задаваемые вопросы о характеристиках вилочного погрузчика

Как связаны устойчивость и грузоподъемность вилочного погрузчика?

Процесс подъема груза вилочным погрузчиком сопровождается изменением его центра тяжести, поэтому для сохранения устойчивости техники инженерами был разработан комплекс компенсационных механизмов. Так, в задней части погрузчика размещается контрвес, а также массивная тягловая батарея.

Можно ли изменять грузоподъемность погрузчика?

Нередко можно встретить ситуацию, когда при грузоподъемности погрузчика 5 т необходимо поднять груз массой 5,5 т. Важно помнить, что противовес каждой модели рассчитан именно на определенную грузоподъемность. Следовательно, для подъема груза большей массы необходимо увеличить противовес.

Какие шины на погрузчике?

Для вилочных погрузчиков доступны два типа шин: пневматические и цельнолитые.

Пневматические модели заполнены воздухом, у них глубокий протектор и износостойкая резина. Погрузчики с такими шинами работают на неровных поверхностях.

Цельнолитые шины не наполнены воздухом и не сползают с обода при интенсивной эксплуатации. Особенностью таких шин для вилочных погрузчиков является долговечность, соответственно, это идеальный вариант для использования как на открытых, так и на закрытых площадках.

Помимо вышеуказанных шин есть еще и специальные модели — бандажные или амортизирующие. Они предназначены для работы в определенных условиях.

С помощью вилочного погрузчика существенно сокращаются затраты и издержки в различных отраслях. Наиболее востребованы они в торговле, промышленном производстве и строительстве. Перед тем как выбирать конкретную модель, необходимо тщательно проанализировать все свои потребности, а также изучить характеристики вилочного погрузчика.