Зачем нужно? Снятие грунта – первый этап в процессе подготовки участка под строительство. Его проводят для сохранения плодородности земли и проведения рекультивации.
Что с ним делают? Снятая почва используется для восстановления неплодородных земель или озеленения участка после завершения строительства. Это возможно только в том случае, когда грунт снят по определенным правилам.
В этой статье:
Необходимость снятия грунта
Удаление верхнего слоя почвы является обязательным на всех участках, где планируется строительство жилых или промышленных зданий, дорог, игровых площадок и других сооружений. Однако есть некоторые исключения, когда это не требуется:
- Если верхний слой почвы (плодородный) имеет толщину менее 10 см.
- Когда ширина копаемой ямы или траншеи не превышает 1 метр.
- Если работы выполняются на водоносных или болотистых участках.
- Когда почва не является плодородной и богатой питательными веществами.
Процесс снятия верхнего растительного слоя грунта должен соответствовать стандартам, установленным в ГОСТ 17.5.3.06-85. Еще на этапе проектирования определяют границы участка, где будет производиться срезка, толщину ее и то, как будет обработана извлеченная почва.
Для выполнения этой задачи используются специализированные машины, такие как бульдозеры и автогрейдеры. Перемещение земли может осуществляться в соответствии с разными схемами, такими как челночная, поперечно-участковая или продольно-поперечная.
После завершения процесса изъятия почвы есть несколько способов обработки этого материала:
- Если участок находится возле дороги, то извлеченную землю складируют в отдельных отвалах.
- По периметру стройплощадки формируют бурты, в которых ее размещают.
- Почву вывозят на специальные полигоны, используя самосвалы.
Для проектирования, срезки и сохранения растительного слоя требуется специализированный подход и наличие особых транспортных средств (ТС). При участии профессионалов в этих работах уменьшается риск ошибок, а также экономится время и ресурсы.
Плодородная почва, включая верхний слой с растениями, должна быть удалена со всей площади, где планируется строительство дорожных насыпей, карьеров, выемок и других объектов. Границы этой территории, толщину срезки, места, где будет складирована извлеченная земля, определяют в проекте. Стандарты и нормы для качественного снятия верхнего плодородного слоя грунта установлены в ГОСТ 17.5.3.06-85.
Необходимость снятия грунта
Схемы снятия грунта
Для начала работ по снятию верхнего слоя грунта на участке необходимо определить границы этой зоны и местоположение площадок складирования извлеченных материалов. Периметр срезки обычно маркируют с помощью столбов, высотой от 1,0 до 1,5 м, которые размещают через каждые 20–25 м. Контур складирования земли обозначают при помощи кольев. Границу срезки до начала работ обычно обозначают бороздой, которую создают с помощью плуга или рыхлителя.
Чтобы избежать повреждения или засыпки ранее установленных меток, их следует защитить ограждениями, состоящими из трех перекладин, соединенных верхними концами в форме шатра, или использовать специальные вешки. После завершения процесса удаления верхнего слоя грунта маркировка, предназначенная для этой цели, убирается.
Если верхний пласт почвы плотный или в нем остались корни после вырубки деревьев, его можно разрыхлить или вспахать с помощью многокорпусных плугов перед началом срезки. Обычно его убирают в талом состоянии, но в случае затрудненной проходимости машин можно провести эту работу в весенний период, когда грунт начинает размораживаться до необходимой глубины.
При выполнении работ по снятию плодородного слоя и его перемещению используют разные схемы, в зависимости от конкретных условий:
- При строительстве дорожных насыпей с шириной полосы до 25 метров, этот пласт снимают и передвигают вдоль оси дороги, применяя челночную схему.
- Если строится насыпь из боковых резервов или высокая, или выполняется глубокая выемка с шириной дорожной полосы 30–40 метров и более, то сначала срезают и перемещают почву с одной половины полосы, начиная с центральной оси дороги. Затем переходят на другую сторону, используя поперечную или поперечно-участковую схему движения.
- При больших объемах работ, например, при наличии толстого слоя почвы или очень широкой дорожной полосе, начинают срезку с перемещением в продольные валы. Затем ее транспортируют за пределы дорожной полосы с помощью бульдозеров. При этом для эффективной загрузки ТС они перемещают почву косыми проходами, под углом к продольной оси дороги. Эта схема называется продольно-поперечной.
При необходимости удаления почвенного слоя с больших широких участков используется способ, при котором грунт складируется в виде валов или штабелей в пределах контура сооружения. Перед началом следующего этапа работ он должен быть вывезен на предусмотренные места складирования с использованием автотранспорта и погрузочной техники.
Если планируется вертикальная планировка участков или дорожных полос с широким травяным покрытием (шире 50 метров), то допускается сначала собрать почвенный грунт в поперечные валы внутри контура и затем равномерно распределить его по всей захватке согласно проектированию.
Схемы снятия грунта
При складировании почвенного грунта учитывают рельеф местности и другие особые условия. Если ширина обрабатываемой полосы не превышает 25 метров, штабели обычно размещают с одной стороны. Если зона шире, то они могут располагаться с обеих сторон, с разрывами для проезда строительной техники и для отвода поверхностных вод. В лесных районах, на пашнях и других ценных земельных участках почвенный грунт хранят на специально выделенных участках.
При снятии и складировании плодородного слоя надо предпринимать меры, чтобы предотвратить его потери, такие как эрозия и размыв, а также для снижения его качества, например, защита от смешивания с нижележащими пластами, корнями, лесными остатками и загрязнениями. Если почвенный грунт планируется хранить более года, то для укрепления поверхности его валов могут использовать разные методы (посев трав или другие способы, которые определены в проекте).
Хит продаж
Мероприятия по подготовке земельного полотна
Перед тем как начать строительство насыпи, поверхность подготовленного основания должна быть выровнена и уплотнена бульдозером. Если на этой площади есть ямы, траншеи, другие впадины, где может скапливаться вода, их нужно заполнить постепенно, уплотняя грунт до необходимого показателя, как указано в нормативных документах (СНиП 2.05.02-85, таблица 22). Для стока влаги на горизонтальных участках поверхности надо создать небольшой поперечный уклон от центральной оси, что отвечает требованиям к поверхности дорожного покрытия.
Если в основании есть сильно сжимаемые грунты, такие как торф, ил, глины с низкой плотностью, и в насыпи используются дренирующие грунты, то при выравнивании поверхности следует создать поднятие в центре, которое должно быть больше расчетной осадки основания, предусмотренной в проекте.
Уплотнение земляного основания низких насыпей и слоев под уровнем дорожного покрытия в ямах и нулевых местах проводится в соответствии с нормативами, указанными в СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85. Грунты основания уплотняют непосредственно перед добавлением верхних уровней почвы или дорожного покрытия.
Если нужно достичь определенной плотности в глубоком слое, который не может быть достаточно утрамбован имеющейся техникой, лишний пласт грунта с этого участка удаляют с помощью бульдозера. Затем уплотняют землю в нижнем слое. После этого возвращают удаленную часть и также уплотняют ее.
При реконструкции трасс, когда используется существующая насыпь, растительный грунт с ее обочин и склонов убирают и переносят на границу дорожной полосы для дальнейшей рекультивации. Если эта земля не может быть использована из-за ее свойств, ее равномерно распределяют в основании дополнительной части насыпи.
Перед добавлением новых слоев грунта поверхность прежней части вала разрыхляется на глубину 10–15 см и уплотняется вместе со следующим слоем. Необходимость удаления старых уровней покрытия определяется проектом.
Мероприятия по подготовке земельного полотна
Перед началом строительных работ для создания насыпи, водопропускные и коммуникационные трубы должны быть установлены и полностью закончены. Они должны быть засыпаны грунтом с обеих сторон на ширину не менее 4 метров с каждой стороны и покрыты слоем грунта, толщина которого не может быть менее указанной в проекте. Земля должна быть уплотнена поуровнево до достижения необходимой плотности.
При выполнении этой операции машины должны двигаться вдоль трубы. Насыпь надо строить одновременно с обеих ее сторон. Важно надежно контролировать близкое приближение машины к стенке трубы, чтобы избежать сдвига или повреждения. Толщина слоя грунта, при которой можно уплотнять грунт и пропускать машины и транспорт, должна быть определена в проекте для конкретной трубы, но не может быть менее минимальных требований по действующим нормам.
Снятие грунта экскаватором
Для разработки почвы используют экскаваторы разных размеров. Выбор зависит от объемов участка: если он ограничен, используют мини-экскаваторы, позволяет место – стандартные ТС.
Для расширения функциональности экскаватора и его способности выполнять разные виды работ часто применяется дополнительное оборудование:
Рыхлитель
Используется при работе с грунтами, включая растительные и торфяные с большим количеством деревьев и корней. Помогает более эффективно распушить почву.
Ротатор ковша
Это навесное оборудование, позволяющее быстро переключаться между прямым и обратным режимами лопаты, что увеличивает удобство и эффективность работы.
Струг
Используется для планировочных работ, помогает при создании ровных поверхностей.
Грейфер
Часто используется для копки узких котлованов, колодцев, и траншей, особенно в местах, где уровень грунтовых вод находится близко к поверхности.
Планировщик откосов
Этот вид ковша, который похож на обратную лопату. Применяется для создания откосов и выравнивания поверхностей.
Это дополнительное оборудование значительно расширяет функциональность экскаватора и позволяет выполнять разные виды работ.
Экскаватор-драглайн может быть эффективно использован для разработки земельных участков, его особенность заключается в способности выполнять задачи в глубоких точках, даже ниже своего собственного расположения. Экскаваторный ковш подвешен гибко, что делает эту технику особенно полезной при копке траншей и каналов в несвязных грунтах.
Снятие грунта экскаватором
Работы, проводимые с использованием экскаваторов, можно разделить на две основные группы: с использованием транспортных средств и без них. Первые включают в себя ситуации, когда ТС не только осуществляет копку, но и загружает грунт в грузовой отсек самосвала для последующей вывозки на полигон или другое место назначения.
Разработка земли экскаватором может быть без использования транспорта, что означает, что выкопанный грунт остается на том же участке. В таком случае почва складывается или сваливается в определенной части объекта.
Процесс разработки земли экскаватором включает следующие этапы:
- Снятие верхнего плодородного слоя грунта. Он может быть как вывезен с участка, так и оставлен на месте. В любом случае плодородная почва сохраняется для дальнейшего использования при благоустройстве территории.
- Разработка земляных сооружений. Грунт используется для создания почвенных сооружений, которые могут располагаться на поверхности или внутри массива.
Сами работы по разработке с использованием экскаватора включают в себя следующие этапы:
- Резка грунта. Экскаватор копает грунт, наполняя ковш спецтехники.
- Подъем ковша. Инструмент, несущий почву, подается вверх.
- Разворот экскаватора. ТС перемещается в ту сторону, где будет производиться выгрузка.
- Высыпание земли. Грунт переваливается в кузов грузовика или заранее определенное место на участке.
- Обратный разворот машины. Экскаватор располагается в другую сторону.
- Опускание ковша. Он идет вниз, готовясь к следующему циклу.
При выборе спецтехники для снятия грунта важно учитывать тип почвы, которым предстоит заняться.
Многоковшовые модели – для работы с землей разных категорий, начиная с первой, в которую входят песок, растительный грунт, супесь и торф, и заканчивая четвертой, где есть даже тяжелые глины.
Часто задаваемые вопросы о снятии грунта
Как проводить процесс снятия грунта бульдозером?
Бульдозер — это специальный транспортный трактор с гусеничным или колесным шасси. Его основное оборудование – широкий отвал, который может быть установлен в разных положениях. Бульдозеры используются для разных задач, включая копку, перемещение, распределение грунта.
Работа этого ТС начинается с того, что его отвал входит в землю, а машина двигается вперед. Грунт собирается перед ножами, образуя призму волочения. Этот процесс продолжается до тех пор, пока последняя не достигнет верхней кромки отвала.
Затем бульдозер перемещает эту призму волочения и разгружает грунт в нужном месте, поднимая оборудование до необходимой высоты или уровня уплотнения. Толщина слоя грунта зависит от его типа и массы машины, необходимой для утрамбовки.
Какие этапы предшествуют процессу снятия грунта?
Механический метод снятия грунта на строительном участке считается самым быстрым и эффективным. Для его выполнения используется разная спецтехника, такая как бульдозеры, экскаваторы и самосвалы.
Перед началом работ проводится детальное исследование почвы. Эксперты проводят анализ ее характеристик: плотность, состав и глубина залегания подземных вод; других параметров. Эти данные важны для планирования следующих этапов и выбора необходимой спецтехники.
Существует ли ответственность за незаконное перемещение грунта?
По статье 8.6 «Порча земель» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за незаконное снятие или перемещение растительного слоя грунта предусмотрена юридическая ответственность.
Эта проблема становится актуальной при строительстве разных объектов, включая жилые дома, фермы для скота или детские площадки с мини-стадионами. Несмотря на наличие всех необходимых разрешительных документов, надо тщательно соблюдать законодательство и нормы, касающиеся вопросов рекультивации земельных участков.