Почему не запускается дизель? Причина в пустом топливном баке или забитом топливном фильтре. Неисправный аккумулятор тоже может вызвать проблемы с запуском дизельного двигателя, а также других электрических компонентов автомобиля.
Что делать? Проверьте топливный фильтр на наличие засоров, которые препятствуют нормальному прохождению топлива. Если он засорен, замените его и попробуйте снова запустить двигатель. Если не помогло, проверьте все соединения аккумулятора и убедитесь, что они надежны и не подвержены коррозии. Отсутствие контакта помешает аккумулятору обеспечить достаточную мощность для запуска двигателя. Если и это не помогло, возможно, пришло время обратиться за помощью к механику.
В этой статье:
Устройство дизельного двигателя
Прежде чем выяснять, почему не запускается дизель, следует разобраться в устройстве этого агрегата. Дизельный двигатель вместе с бензиновым объединяются в группу поршневых двигателей внутреннего сгорания. Конструкция всех этих агрегатов принципиально схожая. Отличия заключаются в деталях. Итак, дизель состоит из следующих конструктивных элементов:
Блок цилиндров
Присутствует в любом ДВС. Вмещает в себя все системы и узлы силового агрегата. Блоки цилиндров могут иметь различное количество цилиндров, отличаться друг от друга схемой их размещения и способом охлаждения. Эти три параметра определяют тип данного узла. Число цилиндров обычно четное — 2, 4, 6, 8, максимум 16.
Внутри рассматриваемого узла в свою очередь имеется головка блока цилиндров (ГБЦ). Этот важный элемент образует замкнутое пространство, обеспечивающее сгорание топливной смеси.
Устройство дизельного двигателя
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ)
Предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленвала. Последний является главной частью КШМ. Коленвал имеет подвижное соединение с блоком цилиндров, благодаря чему имеет возможность вращаться.
Маховик — это еще один важный элемент всего механизма. Он закреплен к одному из концов коленвала и служит для передачи крутящего момента вала к другим узлам автомобиля. Вторым же концом коленвал соединяется с топливно-распределительной системой через шкив и приводную шестерню.
Цилиндропоршневая группа
Состоит из цилиндров (гильз), поршней (плунжеров) и поршневых пальцев. Все элементы в комплексе поддерживают процесс сгорания топливной смеси и обеспечивают передачу выделяющейся энергии другим узлам для дальнейшего преобразования. Топливо сгорает в специальной камере внутри гильзы, ограниченной головкой блока цилиндра и поршнем. Цилиндропоршневая группа должна быть герметичной, достаточно прочной и долговечной.
Топливно-распределительная система
Предназначена для своевременной подачи топлива в камеры сгорания, а также для последующего отведения продуктов этого сгорания. Данную задачу обеспечивают два насоса — низкого (ТННД) и высокого (ТНВД) давления. Первый непосредственно перемещает дизельное топливо из топливного бака к силовому агрегату.
Функционал ТНВД более обширен. Насос определяет необходимое количество топлива и впрыскивает его в определенные моменты времени, а также поддерживает в камере сгорания нужное давление. Соединение ТНВД с форсунками образует ключевой узел всего дизельного двигателя и определяет общие эксплуатационные и технические характеристики.
Система смазки
Снижает коэффициенты трения между соприкасающимися деталями и узлами. Роль смазки могут выполнять не только различные моторные масла, но и само дизельное топливо. Система обязательно включает в себя масляный насос и комплект емкостей, соединенных между собой трубопроводами.
Система охлаждения
Как понятно из названия, предназначена для поддержания оптимальной для работающего двигателя температуры. Силовой агрегат охлаждается двумя методами — принудительным теплоотведением и использованием воздуха или жидкости (воды либо антифриза).
Система охлаждения
Турбина и интеркулер
Эти узлы считаются дополнительными. Турбина, реализованная в виде турбонаддува, повышает давление в камере сгорания и, как следствие, производительность всего силового агрегата. Если горячий дизель не запускается, стоит обеспечить охлаждение циркулирующего воздушного потока. Эту задачу как раз выполняет интеркулер.
Следует отдельно упомянуть об электронике и автоматике. Эти системы также играют ключевую роль в любом современном дизельном двигателе. Достижение высокого КПД обеспечивается именно благодаря эффективной работе приборов управления и контроля.
Хит продаж
Принцип работы дизельного двигателя
Дизели бывают двухтактными и четырехтактными. В подавляющем большинстве случаев встречаются агрегаты второго типа. Принцип их работы будет рассмотрен ниже. Нетрудно догадаться, что один рабочий цикл такого двигателя состоит из четырех основных этапов:
Впуск
Выполняется на первом полуобороте коленвала. При этом осуществляется подача воздуха в цилиндр.
Сжатие
Выполняется на втором полуобороте коленвала. Поршень на данном этапе движется в верхней мертвой точке (ВМТ), за счет чего закачанный в цилиндр воздух сжимается в 16-25 раз.
Рабочий ход и расширение
Выполняется на третьем полуобороте коленвала. При этом происходит впрыск дизельного топлива в камеру сжигания через форсунки. Образуемая с воздухом топливная смесь воспламеняется до того, как поршень доходит до ВМТ.
Рабочий ход и расширение
Выпуск
Выполняется на четвертом полуобороте коленвала. Поршень вновь перемещается в верхнюю часть цилиндра, увлекая за собой отработанные газы. Затем весь цикл повторяется.
8 причин, почему не запускается дизельный двигатель
Автомобили с дизельным двигателем обладают множеством преимуществ. Но порой водители таких транспортных средств сталкиваются с тем, что дизель не запускается. Причин этому может быть несколько. Рассмотрим самые типичные.
Замерзание топлива
Такое нередко случается в холодное время года. В результате машина просто отказывается заводиться. Отрицательные температуры приводят к загустеванию дизтоплива из-за наличия в нем парафинов. Иногда консистенция топлива даже напоминает гель. Запустить машину, топливная система которой оказалась забита такой субстанцией, становится проблематично.
Для подобных ситуаций существует сезонное топливо. Выпускается специальное зимнее дизельное топливо, предназначенное для эксплуатации при отрицательных температурах. Такая «солярка» не густеет и сохраняет свои первоначальные свойства.
Наличие в топливе конденсата
Присутствующая в топливной системе вода с началом первых заморозков может замерзнуть. Это также приводит к тому, что не запускается дизель. Если топливо выбрано качественное, стартер машины работает нормально, то проблема, скорее всего, заключается именно в замерзшем конденсате.
Во избежание неприятностей топливный бак зимой желательно держать полным. Конденсат тогда образовываться не будет. Дополнительно поможет добавление в топливо специальных присадок.
Недостаточно заряженный аккумулятор
Дизельный двигатель должен обеспечивать высокую степень сжатия, что требует достаточно больших токов для вращения стартером коленвала.
Низкий заряд аккумулятора приводит к падению мощности. Как следствие, двигатель не может запуститься. Аналогичная ситуация возникает и в бензиновых агрегатах.
Чтобы таких проблем не возникало, за аккумулятором следует регулярно следить и диагностировать его работоспособность в рамках планового техобслуживания. На профессиональных СТО имеется специальное оборудование, определяющее базовые показатели батареи: силу тока, время работы без подзарядки и т. д. Через 2-3 года непрерывной эксплуатации аккумулятор имеет смысл заменить на новый. Срочная же замена потребуется, если на этом настаивают работники сервиса.
Проблемы со свечами
Бывает, что дизель не запускается на холодную из-за свечей накала. Их работоспособность также следует проверить в случае возникновения такой проблемы.
В чем конкретно может заключаться неисправность?
- Сами свечи неисправны.
- Возникли неполадки с электрикой.
- Аккумулятор недостаточно мощный.
Приборная панель всех современных автомобилей с дизельным двигателем имеет значок в виде спирали. Этот индикатор загорается после включения зажигания и в норме вскоре гаснет. Если «спираль» продолжает гореть, это должно насторожить. О проблеме также будет сигнализировать светящаяся на приборной панели надпись «Check Engine», даже если двигатель благополучно запустился.
Свечи легко проверяются мультиметром даже без выкручивания. Либо можно протестировать полюса аккумулятора. Для этого свечу следует накала выкрутить и осторожно прикоснуться центральным электродом к плюсовой клемме, а корпусом — к «минусу». Цвет спирали и ее нагрев позволят примерно оценить уровень заряда.
Низкая компрессия в двигателе
Дизельные агрегаты должны обеспечивать достаточно сильное сжатие для воспламенения топлива. Падение компрессии может привести к тому, что двигатель откажется запускаться.
С такой проблемой чаще всего сталкиваются водители транспортных средств с большим пробегом. При этом ситуацию усугубляют неправильно настроенные зазоры клапанов. Даже в случае удачного запуска мотор начинает работать нестабильно и с перебоями.
Диагностировать данную проблему можно, измерив уровень компрессии в каждом цилиндре.
Слишком густое масло
Слишком густое масло
Смазку повышенной густоты рекомендуется добавлять в двигатели с большим пробегом и с изношенной цилиндропоршневой группой. Летом с таким маслом справляется эффект масложора, однако зимой могут возникнуть проблемы с запуском.
Будучи изначально достаточно вязким, моторное масло в условиях отрицательных температур становится еще более густым. Двигателю приходится прикладывать больше усилий для вращения стартера и обеспечения нужного уровня компрессии. Слишком большая вязкость смазки может привести к тому, что двигатель и вовсе не запустится.
Проблема проверяется обычным масляным щупом. Если зимой масло с него не стекает, значит причина как раз в этом, и масло стоит заменить на более жидкое. Вероятно, при этом появится масложор, но проблема с запуском мотора должна исчезнуть.
Присутствие воздуха в топливной системе
Весьма часто наличие воздуха приводит к тому, что не запускается двигатель. Дизель (а точнее, топливный насос высокого давления) в такой ситуации не в состоянии протолкнуть образовавшуюся воздушную пробку.
Причина, скорее всего, заключается в потере герметичности после проведенного ремонта. Например, воздух очень часто проникает в систему в процессе замены топливного фильтра, ТНВД или другого узла системы.
Как избежать такой проблемы?
- Необходимо обеспечивать постоянное наполнение топливного бака хотя бы наполовину. Пустой бак начнет подсасывать воздух, завоздушивая всю систему.
- Уже при наличии воздушных пробок необходимо воспользоваться функцией прокачки, которой обладают некоторые автомобили. Либо можно прокачать топливную систему, в течение длительного времени работая стартером, чтобы весь воздух из системы вышел.
- Также в некоторых старых дизельных машинах предусмотрены специальные резиновые груши. Ими снабжены топливные шланги для ручной прокачки топливной системы без задействования стартера.
Проблемы с ТНВД и форсунки
Именно неисправности с данными элементами топливной системы часто отталкивают автолюбителей от приобретения дизельных машин. Топливные насосы и форсунки весьма чувствительны к поломкам, к тому же ремонт их обходится очень дорого.
Вывести из строя форсунку может некачественное топливо, которое забивает форсунку, в итоге та начинает работать с перебоями или заливает цилиндр. Как результат, двигатель глохнет или не запускается. Это может случиться с любым ДВС, но для дизеля проблема особенно актуальна.
Выход из строя ТНВД подразумевает под собой неспособность создать достаточное давление топлива. Следовательно, на форсунках не сможет образоваться факел распыла необходимой интенсивности. Чтобы определить, исправен ли насос, нужно проверить создаваемое им давление. В зависимости от марки автомобиля нормативное значение должно быть в диапазоне 200-2000 бар. Фактическое давление ниже минимальной величины требует вмешательства и выяснения причины. Чаще всего проблема состоит в износе насоса.
Часто задаваемые вопросы о запуске дизельного двигателя
В чем отличие дизеля от других типов ДВС?
Главная отличительная особенность дизельного двигателя заключается в том, что топливная смесь нагревается и воспламеняется в цилиндрах в результате сжатия. Конструктивно же дизель характеризуется наличием механизма принудительного впрыска топлива в камеру сгорания. Этот функциональный узел обязательно должен присутствовать в дизельном двигателе для управления моментом воспламенения.
Почему после долгого простоя не запускается дизель?
Чаще всего проблема кроется в топливной системе. Здесь имеется специальный фильтр очистки топлива, который в ходе эксплуатации может засориться. Если машина простаивает достаточно длительное время, часть компонентов дизельного топлива начинает оседать на дне фильтра. При попытке завести двигатель спустя время горючее может не дойти до форсунок, и двигатель не заведется. Проблема решается очисткой топливного фильтра либо его полной заменой.
Почему сложно запустить дизель в морозную погоду?
Воспламенение дизельного топлива происходит от тепла, выделяемого в результате резкого и сильного сжатия воздуха в цилиндрах. Внутри сильно охлажденного двигателя энергии сжатия может быть недостаточно для воспламенения топливной смеси после впрыска холодного дизтоплива.
Итак, дизельный мотор иногда не может запуститься по причинам, вызванным сбоями в топливной системе, неисправностями в электрике и внутри компонентов силового агрегата. Чтобы исключить возникновение проблемы, двигатель и все узлы системы питания нужно регулярно проверять и обслуживать. Если проблема с запуском все-таки появилась, следует провести диагностику и ремонт дизеля, желательно в автосервисе. Только своевременное обслуживание двигателя и правильная его эксплуатация обеспечат надежную работу агрегата в течение многих лет.