Логотип Центр Технического обслуживания
15.05.2023 Трактор
4938
Время чтения: 12 минут

Генератор трактора – устройство, диагностика и ремонт

Сохранить статью:

Что это такое? Генератор на тракторе – агрегат, отвечающий за электрику в технике. Благодаря его работе запускается двигатель, загораются фары и работает панель с приборами. Каждый водитель должен знать о месте его размещения и принципах функционирования.

На что обратить внимание? Как и все элементы в тракторе, генератор может выйти из строя после длительной эксплуатации. Распространенные поломки связаны с обмоткой, реле-регулятором и загрязнениями. Все легко чинится, но и техническое обслуживание генератора никто не отменял.

 

Устройство тракторного генератора

Наравне с другой техникой, трактор является сложным механизмом, при работе с которым важно учитывать особенности функционирования его частей, в том числе электрического оборудования. Одним из ключевых компонентов последнего считается генератор.

Генератор на тракторе является источником тока, обеспечивающего работу электроприборов. Он сможет исправно функционировать, если прост в устройстве и использовании, небольшой и надежный, со значительным сроком эксплуатации.

Устройство тракторного генератораУстройство тракторного генератора

Отвечая на вопрос, как подсоединить генератор на тракторе, нужно учитывать, что в разных моделях техники устанавливаются узлы переменного и постоянного тока. Первый вид этого устройства отличается простотой, для его работы не требуются регуляторы напряжения, а настраивать можно без помощи профильных специалистов.

Единственный недостаток – для зарядки аккумулятора нужен выпрямитель. Генератор постоянного тока обеспечивает стабильное напряжение и больше подходит для техники, оснащенной электрозапуском.

Основные компоненты генераторов – статор и ротор. Они представляют собой, соответственно, корпус с обмоткой из медной проволоки и устанавливаемый на вал магнит – он вращается и имеет чередующуюся полярность. Кроме того, элементами генератора на тракторе являются задняя и передняя крышка, подшипники, обеспечивающие движение ротора.

Внутри корпуса содержатся шесть железных сердечников с медными обмотками по 63 витка каждая. Обмотки соединяются с клеммами, находящимися снаружи, и подключаются парами, формируя три секции.

Они объединены общим проводом, связанным с винтовым зажимом. От клеммы провод идет к выключателю. Другие концы соединены с остальными такими крепежами – ими объединяются провода ламп, через выключатель их подключают к общей массе трактора. Каждая секция обеспечивает самостоятельное питание отдельного осветителя. Для исправной работы генератора к нему допускается подключать лишь приборы необходимой мощности.

У рабочего генератора на тракторе три положения. В первом полюса ротора соединены железом корпуса и зубцов. Во втором аналогичную функцию выполняет металл зубцов. Третье напоминает первое положение с разницей лишь в направлении линий полюсов.

Устройство тракторного генератораУстройство тракторного генератора

У генератора постоянного тока основными компонентами являются якорь с обмотками, необходимыми для возбуждения электросилы, индукторы – в их магнитном поле происходит движение якоря – выпрямители или диоды. А также коллектор, обеспечивающий передачу тока во внешнюю сеть.

В качестве возбудителей используются магниты. В их состав входят сердечники с обмотками с последовательным соединением. При включении системы в них вырабатывается небольшая сила, далее ее показатель повышается при движении электронапряжения.

Выпрямитель позволяет заряжать аккумулятор и встречается только в системах с постоянным током. Основным элементом здесь является диод с полупроводником, выполненным, например, из кремния, селена. В таком случае ток движется в одном направлении.

За непрерывную выработку напряжения отвечает система автоматического регулирования, тоже являющаяся частью генератора на тракторе.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Диагностика генератора в случае выхода из строя

Все механизмы со временем требуют замены или ремонта, и генератор не является исключением. Узнать о наличии проблем позволяет амперметр. Данный прибор находится на приборной панели, по его показателям можно оценить величину тока, зависящую от батареи. В норме при заряженном аккумуляторе после запуска двигателя ток уменьшается до 1–2 А, поэтому стрелка амперметра на короткий отрезок времени переходит на зарядку.

Не стоит сразу пытаться найти поломку и думать, как после ремонта подключить генератор на тракторе. В первую очередь, рекомендуется оценить заряд батареи, работу самого амперметра. Для этого нужно включить фары при заглушенном двигателе – тогда стрелка должна указать на разрядку. Если при включенном двигателе амперметр не показывает заряд, есть вероятность поломки генератора или реле-регулятора.

Диагностика генератора в случае выхода из строяДиагностика генератора в случае выхода из строя

Так как важно проверить генератор на тракторе, на малых оборотах двигателя провода отключают от клемм, соединив между собой, после чего добавляют обороты. При нормально работающем генераторе ток возрастет. В противном случае необходимо отрегулировать реле-регулятор.

 

Сам генератор может сбоить из-за загрязнения, износа коллектора. Еще одной проблемой являются не очищенные или старые щетки. Когда обработка этих элементов системы не помогает, нужно постараться найти обрывы, замыкания цепи, обмоток. Возможно, окислились провода, натянуты ремни, пробиты диоды. Шум во время работы генератора свидетельствует, что внутрь что-то попало, вышли из строя и требуют замены вентилятор, подшипники.

Проверка обмотки

Иногда не получается запустить генератор на тракторе. Тогда высока вероятность, что пострадала обмотка, и это не связано с подключением. В таком случае прибегают к диагностике системы: нужно отключить генератор от мотора, полностью зарядить аккумулятор. Минус требуется бросить на контакт М, а плюс – на Ш. При исправной катушке лампочка горит, но очень тускло. Яркий свет появляется при значительных проблемах.

В некоторых случаях необходимы дополнительные тесты обмотки в генераторе на тракторе, при которых используются следующие схемы подключения:

  • Устанавливают минус на М, а плюс — на В, а в цепь включают индикаторную лампочку. Она загорится при пробое диода, плюсовом выводе на корпус.
  • Устанавливают минус на любой контакт переменного напряжения, а плюс – на В-колодку. Здесь исправность систем также позволяет определить лампочка.
  • Устанавливают плюс на М, а минус – на переменные контакты. Горящая лампа говорит о пробое в диоде.

Стоит заранее проверить, что все в порядке с самим осветительным прибором, ведь, будучи неисправным, он даст неверный результат.

Разборка и чистка генератора

Когда проблема выявлена, генератор на тракторе разбирают. А именно нужно:

  • Протереть тряпкой, смоченной в бензине, все элементы с проводами. Далее детали продувают и просушивают.
  • Оставшиеся компоненты промывают при помощи керосина. Либо можно использовать специальный раствор.

Когда неисправен ротор, могут быть утрачены магнитные свойства (треснул магнит или вращающаяся часть изменила форму).

Чтобы заменить шкив, нужно отогнуть шайбу, отвернуть гайку и снять его – здесь придется использовать съемник. После замены элемента остается собрать все составляющие в обратном порядке.

Если требуется поставить новый выпрямительный блок, открутите винты, снимите крышку, отсоедините провода от клеммы. После чего нужно снять провод обмотки возбуждения, выводы статора, скрутив с них шайбы и выпрямитель. Далее можно переходить к замене блока.

Разборка и чистка генератораРазборка и чистка генератора

Для установки другого подшипника и статора тоже придется снять выпрямитель, далее отвернуть гайку, снять крыльчатку и вынуть болты. После чего поставьте втулку, а между ней и винтом закрепите пластину из металла. Теперь можно снимать заднюю крышку и заменять вышедший из строя элемент.

Когда все работы проведены, нужно собрать генератор на тракторе в обратном порядке.

Реле-регулятор генератора трактора

Поскольку генератор работает при смене частоты вращений ротора, его энергия является переменной. Но для нормальной работы прочих систем трактора необходим постоянный ток. Его обеспечивают диоды в составе выпрямителя тока. Еще одним обязательным элементом является реле-регулятор, которое нормализует работу и связывает генератор с аккумулятором.

Реле-регулятор подключает к аккумулятору зарядку и снова отключает, когда заряд полный.

Иногда генератор испытывает на себе большую нагрузку, чем предполагается при нормальной работе. Например, в тракторе одновременно включено много электроприборов, что приводит к перегреву. Не допустить этой ситуации и ограничить отдаваемый ток позволяет реле-регулятор.

Реле-регулятор генератора трактораРеле-регулятор генератора трактора

В состав данного устройства входят:

  • регулятор напряжения;
  • реле защиты;
  • транзистор;
  • диоды;
  • сезонный переключатель.

Если наблюдается малая частота вращения генератора, уровень выработки тока не выходит за установленные пределы, и реле пропускает его. Увеличение частоты вращения двигателя приводит к тому, что генератор на тракторе выдает высокое напряжение в обмотках. Тогда срабатывает регулятор, защищающий от перегрузки. Он доводит напряжение до безопасного уровня. Если реле настроено правильно, оно срабатывает при 7 В.

К важным понятиям относится такая характеристика, как «Сезонная работа трактора». При показателях более 5 °C обмотка на регуляторе при помощи винта устанавливается на режим «Лето». А зимний вариант выбирают для работы в условиях низких температур.

Важно время от времени убеждаться в работоспособности реле-регулятора специальными приборами. Его снимают и вскрывают лишь при особой необходимости, причем выполнять эту работу могут только профессионалы с соответствующей квалификацией.

ТО генератора трактора

Регулярное обслуживание позволяет избежать выхода из строя органов управления и генератора на тракторе.

Залогом нормальной работы систем является своевременное удаление масла и пыли, скапливающихся под крышкой. Чтобы справиться с последней, рекомендуется использовать компрессор. Если нельзя продуть оборудование, достаточно простой текстильной ткани. Иногда грязь попадает в щели: придется все разобрать и протереть ветошью, смоченной в бензине. Лучше отказаться от ваты, синтетических материалов во время чистки генератора на тракторе.

Стоит периодически осматривать клеммы, чтобы вовремя заметить окислы и счистить их при помощи наждачной бумаги, напильника. Важно быть аккуратным, поскольку ваша задача – убрать оксидную пленку, не повредив металл. Контакты можно обработать медной либо силиконовой смазкой.

Также к элементам, требующим регулярного осмотра, относятся крыльчатка и шкивы. Трещины, сколы являются признаком того, что в ближайшее время потребуется капитальный ремонт. Во избежание аварий их рекомендуется сразу заменить. По этой же причине нужно проверять натяжку ремня.

Отслеживайте контрольную лампу после запуска двигателя – в норме она быстро гаснет. Есть модели тракторов, у которых мигание вхолостую также является нормальным при вращении в пределах 1,4 тысячи оборотов.

Генератор на тракторе является важной частью, ведь его нормальное функционирование влияет на работоспособность целого ряда систем. Важно отслеживать его состояние и проводить техническое обслуживание. Сломанное устройство можно самостоятельно отремонтировать, зная о неисправностях, встречающихся чаще всего, и понимая, как подключить генератор на тракторе.