Что за показатель? Давление масла трактора – это индикатор силы, необходимой для перемещения смазки по системе двигателя. Чем оно выше, тем эффективнее работает ДВС. Если его недостаточно, это снижает производительность и может привести к отказу мотора.
Почему важно следить? Важность давления масла в тракторе трудно переоценить. Эти сельскохозяйственные машины – «рабочие лошадки» ферм и других сельских предприятий, для обеспечения их долговечности необходимо поддерживать их в хорошем рабочем состоянии.
В этой статье:
- Какое масло подходит для трактора
- Срок службы моторного масла
- Давление масла в двигателе трактора
- Причины высокого давления масла в двигателе трактора
- Последствия повышенного давления масла в двигателе трактора
- Причины низкого давления масла в двигателе трактора
- Признаки и способы устранения низкого давления в двигателе
- Часто задаваемые вопросы о давлении масла в тракторе
Какое масло подходит для трактора
Минеральное или синтетическое
Добываемые из сырой нефти минеральные машинные масла, которые долгое время оставались основной разновидностью смазочных материалов для тракторной техники, в последние годы все чаще уступают место синтетическим и полусинтетическим аналогам. Дело в том, что воздействие высокой температуры и давления приводит к утрате масляной жидкостью изначальных характеристик.
В свою очередь синтетические смазочные материалы, которые широко применялись в авиационных реактивных двигателях, уверенно отвоевывают позиции, в том числе и в ДВС тракторной и прочей специальной техники. Главные преимущества «синтетики» в том, что она устойчива к действию высокой температуры, ее использование не приводит к отложению осадка и окислению рабочих поверхностей деталей двигателя. Кроме того, масло не густеет при охлаждении и эффективно выполняет свои функции с первых секунд работы силовых установок.
Какое масло подходит для трактора
Для бензиновых и дизельных моторов
В бензиновых и дизельных двигателях внутреннего сгорания, которыми оснащается подавляющее большинство современных тракторов, используются специальные марки смазочных материалов. К примеру, для отечественных моторов оптимальным вариантом будет универсальное всесезонное масло с маркировкой М-6з/10В, состав и характеристики которого регламентированы межгосударственным стандартом ГОСТ 10541-78. В ходе эксплуатации этот состав показал отличные результаты – длительный срок службы и высокую эффективность, которая обусловлена оптимальным набором присадок.
По мнению многих специалистов, при условии соблюдения правил использования и правильных настройках двигателя высокие эксплуатационные характеристики демонстрируют моторные масла М-10Г2 или М14Г2, которые служат до 300 часов. Составы отличаются грамотно сбалансированным составом и минимальными показателями сульфатной зольности. Данные о сроке службы и нормах расхода производители указывают на упаковке.
Срок службы моторного масла
Важно помнить, что смазочные материалы для двигателей тракторной и автомобильной техники отличаются друг от друга стоимостью и эксплуатационными характеристиками. Фильтры, которыми оборудуют ДВС тракторов, существенно увеличивают срок службы моторных масел. ДВС Д-36 для тракторов «Беларусь», например, оснащаются двойной системой фильтрации, которая последовательно выполняет грубую и тонкую очистку.
На более продвинутую модель двигателей внутреннего сгорания Минского тракторного завода Д-40 установлен центробежный фильтр с очищающим элементом, обеспечивающим максимальную защиту деталей от изнашивания и существенно снижающим расход смазочных материалов.
В среднем моторные масла для тракторных двигателей подлежат замене приблизительно после 250 часов работы двигателя или один раз в год. Более точные значения указываются в сопроводительной технической документации к каждой конкретной модели ДВС.
Хит продаж
Давление масла в двигателе трактора
Смазка необходима для нормальной работы ДВС. Моторное масло под давлением, которое создает масляный насос, приводимый в действие коленвалом, подается к трущимся частям двигателя трактора по системе специальных каналов.
Масляные насосы работают по относительно простому принципу – после прохождения очистки в системе фильтрации очищенная жидкость двигается к рабочим точкам. В двигателе есть поверхности, для защиты которых от износа достаточно свободно стекающей на них смазки. Другие элементы смазываются распыляемым под давлением маслом.
Давление масла в двигателе трактора
В обоих случаях эффективность применения масла зависит от давления, без которого большинство вращающихся и трущихся узлов будут работать без смазки, и двигатель неминуемо выйдет из строя.
Рабочее давление масла в двигателе трактора зависит от конкретной модели и может быть разным. Важно помнить, что рабочие обороты ДВС требуют большего давления, чем холостые.
Причины высокого давления масла в двигателе трактора
- Использование слишком густого «спортивного» моторного масла, не предназначенного для тракторных двигателей. Такая смазка не может нормально циркулировать по системе каналов и эффективно защищать детали от изнашивания.
- Забитые масляные трубки и фильтры.
- Неисправный редукционный клапан не обеспечивает своевременного сброса давления.
- Поврежденный перепускной клапан, пропускающий слишком много неочищенного из-за засоренного фильтра масла.
- Критическое давление в масляном картере из-за усиленного прорыва газов или неисправности выпускного клапана.
Последствия повышенного давления масла в двигателе трактора
- Повреждение сальников и уплотнителей, следствием которого становится утечка масла из системы.
- Выброс избытков смазки через систему вентиляции картера.
- Масло, вспенивающееся при взаимодействии с противовесами коленвала. Насыщение масляной эмульсии газом приводит к нарушениям в работе ДВС, стуку приводов клапанов и гидрокомпенсаторов.
- Сбои в работе ДВС, вызванные попаданием смазки на регулятор холостого хода.
- Нарушение работы датчика расхода воздуха вследствие его контакта с маслом (этим недостатком обычно страдают двигатели с системой впрыска топлива).
- Разрушение поршневых юбок – пожалуй, самое неприятное последствие избыточного давления масла.
Своевременная диагностика причин повышения давления масла позволяет оперативно устранить неполадки, а значит, помогает предотвратить значительные расходы, с которыми может быть связан ремонт двигателя.
Что для этого требуется:
- заменить моторное масло с учетом рекомендаций производителя;
- очистить маслопроводящие каналы с помощью специального промывочного состава;
- заменить вышедшие из строя детали.
Последствия повышенного давления масла в двигателе трактора
Важно помнить, что избыточное давление масла в двигателе трактора может стать причиной серьезных проблем, которые приведут к значительным расходам. По этой причине крайне важно не откладывать диагностику в долгий ящик.
Причины низкого давления масла в двигателе трактора
Понижение давления масла может быть связано с:
- недостаточным уровнем масляной жидкости в системе;
- слишком высоким сопротивлением масляного фильтра (либо его неисправности из-за излишне долгой эксплуатации или низкого качества моторного масла);
- выходом из строя датчика давления;
- использованием слишком жидкого масла;
- понижением вязкости моторной смазки из-за попадания в него топлива.
При разжижении моторного масла его давление в системе снижается. Причиной попадания топлива в смазочный материал может быть отказ цилиндра, вследствие чего не происходит сгорания топливной смеси, которая, накапливаясь, начинает проникать в картер. Интенсивность этого процесса зависит от того, насколько велика степень износа рабочих поверхностей элементов цилиндро-поршневой группы и величины зазора. Еще один путь, по которому бензин или дизельное топливо могут проникать в смазку – изношенная и потерявшая герметичность диафрагма топливного насоса.
Моторное масло также может разжижаться из-за:
- попадания в двигатель охлаждающей жидкости при низком качестве, неправильной установке или деформации из-за чрезмерного нагрева прокладки головки блока цилиндров;
- увеличенных из-за износа зазоров между шейками шатунов и вкладышами;
- неспособности масляного насоса создать необходимое давление вследствие отложения загрязнений на деталях, их изношенности или низкой пропускной способности сетки маслоприемника, которая может возникнуть из-за ее засорения;
- износа поверхности цилиндров и поршней, приведшего к увеличению зазоров;
- выхода из строя или засорения вентиляционной системы картера, приведшего к накоплению газов в маслопроводах ДВС;
- вышедшего из строя редукционного клапана, который отвечает за нормализацию давления моторного масла;
- утечки смазки из-за растрескавшегося поддона картера ДВС;
- некачественного капитального ремонта, в ходе которого были заменены клапаны или коленвал (при его неточной установке цилиндры разгерметизируются, что приводит к снижению компрессии и мощности двигателя).
От большинства этих проблем можно избавиться, просто заменив масло и масляный фильтр.
Признаки и способы устранения низкого давления в двигателе
При загорании индикатора датчика давления на приборной панели трактора, который имеет вид лейки, необходимо сразу же прекратить работу и заглушить двигатель. Эксплуатация мотора в условиях недостатка смазочных материалов чревата серьезными поломками и может привести к его полному выходу из строя. Если речь идет об автомобиле, то при его эксплуатации возможно дорожно-транспортное происшествие. Вина при этом ляжет на водителя ТС, неисправность которого стала причиной аварии.
Если загорелся индикатор датчика давления на панели приборов, водитель должен:
- прекратить движение и заглушить двигатель;
- дождаться, пока масле стечет в картер (от 5 до 10 минут), и замерить его уровень.
Низкий уровень моторного масла в картере двигателя
При падении ниже минимально допустимого уровня масло перестает захватываться масляным насосом в достаточном объеме, значит, мотор не получает полноценной смазки. Необходимо долить нужное количество смазывающей смеси. Обычно после этого происходит возврат рабочих параметров ДВС к норме.
Слишком высокий уровень масла из-за попадания посторонних жидкостей
Излишек смазочного материала в системе может быть обусловлен попаданием в него антифриза или топлива. Убедитесь, что из горловины для залива моторного масла не пахнет бензином или соляркой, а уровень охлаждающей жидкости находится в пределах нормы. Наличие подобных признаков – сигнал о необходимости ремонта соответствующей системы.
Неисправность редукционного клапана
Если уровень масла в норме, необходимо найти другие факторы, влияющие на его давление. Это могут быть проблемы с редукционным клапаном, который заклинило в открытом положении, или засорение сетки маслоприемника. Для устранения неполадок нужно воспользоваться специальной промывкой.
Неправильно подобранное моторное масло
Давление масла в ДВС может падать из-за недостаточной вязкости при нагревании до рабочей температуры. Мигание индикатора в виде масленки начинается, когда на прогретом двигателе снижаются обороты. Наиболее частая причина – несоответствие характеристик залитой смазки рекомендациям производителя.
Кроме того, правильно подобранные смазочные материалы также постепенно утрачивают свои эксплуатационные характеристики под действием высокой температуры и других факторов. Масло необходимо заменить новым. Можно временно решить проблему посредством специального стабилизатора вязкости.
Неполадки в системе фильтрации моторного масла
Загорание индикатора датчика давления при запуске ДВС более чем на 10 секунд с большой долей вероятности сигнализирует о проблемах с масляным фильтром, который необходимо проверить и при необходимости заменить.
Часто задаваемые вопросы о давлении масла в тракторе
Каковы нормальные значения давления моторного масла?
В большинстве двигателей внутреннего сгорания давление моторного масла должно быть не менее 0,5 кгс/см2 (при числе оборотов от 800 до 900 в минуту). Как правило, датчики настраиваются на интервал от 0,4 до 0,8 кгс/см2. При приближении значения к одной из этих границ срабатывает датчик, на панели приборов загорается соответствующий индикатор.
Как работа ДВС зависит от давления масла?
Повышение давления может привести к повреждению сальников и уплотнителей, что в свою очередь становится причиной утечки масла, избыток которого удаляется из картера через систему вентиляции. Такое явление сопровождается повышением расхода смазочного материала, а его недостаток может вызвать серьезные последствия. Кроме того, находящуюся под слишком большим давлением жидкость вспенивают противовесы коленвала.
О чем свидетельствует понижение давления моторного масла?
Пониженный уровень давления масла в ДВС сигнализирует о возможных нарушениях в его работе. Смазки может оказаться недостаточно для защиты отдельных узлов от трения и изнашивания. Если проблема серьезная, мотор будет выведен из строя в считанные часы и даже минуты, что приведет к необходимости дорогостоящего ремонта с заменой большинства деталей.
Каковы признаки снижения давления моторного масла?
Первый признак – индикатор в виде масленки, загоревшийся или мигающий на приборной панели. Кроме того, пониженное давление масла в системе часто сопровождается шумом и вибрацией мотора на холостых оборотах. В ряде случаев эта неисправность устраняется своими силами. Если же речь идет о серьезных проблемах, двигателю необходим ремонт с заменой поврежденных деталей.
Каковы признаки снижения давления моторного масла?
За давлением моторного масла в двигателе трактора необходимо следить, так как оно служит показателем, по которому можно судить об исправности мотора и его эксплуатационных характеристиках. Своевременная диагностика и устранение неполадок, приводящих к изменению данного показателя, позволяют избегать более серьезных проблем.
Этот параметр не является постоянным и зависит от конкретных условий эксплуатации ДВС, однако при регулярно повторяющемся превышении нормальных значений можно с большой вероятностью говорить о серьезных проблемах – закупорке маслопроводов, засорении фильтров или критическом снижении качества смазочного материала. Пониженное давление масла может быть следствием его недостатка, износа масляного насоса, подшипников двигателя или загрязнения масляного фильтра.