Логотип Центр Технического обслуживания
02.11.2023 Трактор
3871
Время чтения: 12 минут

Давление масла трактора как фактор работоспособности двигателя

Сохранить статью:

Что за показатель? Давление масла трактора – это индикатор силы, необходимой для перемещения смазки по системе двигателя. Чем оно выше, тем эффективнее работает ДВС. Если его недостаточно, это снижает производительность и может привести к отказу мотора.

Почему важно следить? Важность давления масла в тракторе трудно переоценить. Эти сельскохозяйственные машины – «рабочие лошадки» ферм и других сельских предприятий, для обеспечения их долговечности необходимо поддерживать их в хорошем рабочем состоянии.

 

 

Какое масло подходит для трактора

Минеральное или синтетическое

Добываемые из сырой нефти минеральные машинные масла, которые долгое время оставались основной разновидностью смазочных материалов для тракторной техники, в последние годы все чаще уступают место синтетическим и полусинтетическим аналогам. Дело в том, что воздействие высокой температуры и давления приводит к утрате масляной жидкостью изначальных характеристик.

В свою очередь синтетические смазочные материалы, которые широко применялись в авиационных реактивных двигателях, уверенно отвоевывают позиции, в том числе и в ДВС тракторной и прочей специальной техники. Главные преимущества «синтетики» в том, что она устойчива к действию высокой температуры, ее использование не приводит к отложению осадка и окислению рабочих поверхностей деталей двигателя. Кроме того, масло не густеет при охлаждении и эффективно выполняет свои функции с первых секунд работы силовых установок.

Какое масло подходит для трактораКакое масло подходит для трактора

Для бензиновых и дизельных моторов

В бензиновых и дизельных двигателях внутреннего сгорания, которыми оснащается подавляющее большинство современных тракторов, используются специальные марки смазочных материалов. К примеру, для отечественных моторов оптимальным вариантом будет универсальное всесезонное масло с маркировкой М-6з/10В, состав и характеристики которого регламентированы межгосударственным стандартом ГОСТ 10541-78. В ходе эксплуатации этот состав показал отличные результаты – длительный срок службы и высокую эффективность, которая обусловлена оптимальным набором присадок.

Для дизельных тракторных двигателей внутреннего сгорания без турбонаддува используются масла с маркировкой Г2к с классом вязкости от 8 до 10 и 14.

По мнению многих специалистов, при условии соблюдения правил использования и правильных настройках двигателя высокие эксплуатационные характеристики демонстрируют моторные масла М-10Г2 или М14Г2, которые служат до 300 часов. Составы отличаются грамотно сбалансированным составом и минимальными показателями сульфатной зольности. Данные о сроке службы и нормах расхода производители указывают на упаковке.

Срок службы моторного масла

Важно помнить, что смазочные материалы для двигателей тракторной и автомобильной техники отличаются друг от друга стоимостью и эксплуатационными характеристиками. Фильтры, которыми оборудуют ДВС тракторов, существенно увеличивают срок службы моторных масел. ДВС Д-36 для тракторов «Беларусь», например, оснащаются двойной системой фильтрации, которая последовательно выполняет грубую и тонкую очистку.

На более продвинутую модель двигателей внутреннего сгорания Минского тракторного завода Д-40 установлен центробежный фильтр с очищающим элементом, обеспечивающим максимальную защиту деталей от изнашивания и существенно снижающим расход смазочных материалов.

В среднем моторные масла для тракторных двигателей подлежат замене приблизительно после 250 часов работы двигателя или один раз в год. Более точные значения указываются в сопроводительной технической документации к каждой конкретной модели ДВС.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Давление масла в двигателе трактора

Смазка необходима для нормальной работы ДВС. Моторное масло под давлением, которое создает масляный насос, приводимый в действие коленвалом, подается к трущимся частям двигателя трактора по системе специальных каналов.

Масляные насосы работают по относительно простому принципу – после прохождения очистки в системе фильтрации очищенная жидкость двигается к рабочим точкам. В двигателе есть поверхности, для защиты которых от износа достаточно свободно стекающей на них смазки. Другие элементы смазываются распыляемым под давлением маслом.

Давление масла в двигателе трактораДавление масла в двигателе трактора

В обоих случаях эффективность применения масла зависит от давления, без которого большинство вращающихся и трущихся узлов будут работать без смазки, и двигатель неминуемо выйдет из строя.

Рабочее давление масла в двигателе трактора зависит от конкретной модели и может быть разным. Важно помнить, что рабочие обороты ДВС требуют большего давления, чем холостые.

Причины высокого давления масла в двигателе трактора

  • Использование слишком густого «спортивного» моторного масла, не предназначенного для тракторных двигателей. Такая смазка не может нормально циркулировать по системе каналов и эффективно защищать детали от изнашивания.
  • Забитые масляные трубки и фильтры.
  • Неисправный редукционный клапан не обеспечивает своевременного сброса давления.
  • Поврежденный перепускной клапан, пропускающий слишком много неочищенного из-за засоренного фильтра масла.
  • Критическое давление в масляном картере из-за усиленного прорыва газов или неисправности выпускного клапана.
 

Последствия повышенного давления масла в двигателе трактора

  • Повреждение сальников и уплотнителей, следствием которого становится утечка масла из системы.
  • Выброс избытков смазки через систему вентиляции картера.
  • Масло, вспенивающееся при взаимодействии с противовесами коленвала. Насыщение масляной эмульсии газом приводит к нарушениям в работе ДВС, стуку приводов клапанов и гидрокомпенсаторов.
  • Сбои в работе ДВС, вызванные попаданием смазки на регулятор холостого хода.
  • Нарушение работы датчика расхода воздуха вследствие его контакта с маслом (этим недостатком обычно страдают двигатели с системой впрыска топлива).
  • Разрушение поршневых юбок – пожалуй, самое неприятное последствие избыточного давления масла.

Своевременная диагностика причин повышения давления масла позволяет оперативно устранить неполадки, а значит, помогает предотвратить значительные расходы, с которыми может быть связан ремонт двигателя.

Что для этого требуется:

  • заменить моторное масло с учетом рекомендаций производителя;
  • очистить маслопроводящие каналы с помощью специального промывочного состава;
  • заменить вышедшие из строя детали.

Последствия повышенного давления масла в двигателе трактораПоследствия повышенного давления масла в двигателе трактора

Важно помнить, что избыточное давление масла в двигателе трактора может стать причиной серьезных проблем, которые приведут к значительным расходам. По этой причине крайне важно не откладывать диагностику в долгий ящик.

Причины низкого давления масла в двигателе трактора

Понижение давления масла может быть связано с:

  • недостаточным уровнем масляной жидкости в системе;
  • слишком высоким сопротивлением масляного фильтра (либо его неисправности из-за излишне долгой эксплуатации или низкого качества моторного масла);
  • выходом из строя датчика давления;
  • использованием слишком жидкого масла;
  • понижением вязкости моторной смазки из-за попадания в него топлива.

При разжижении моторного масла его давление в системе снижается. Причиной попадания топлива в смазочный материал может быть отказ цилиндра, вследствие чего не происходит сгорания топливной смеси, которая, накапливаясь, начинает проникать в картер. Интенсивность этого процесса зависит от того, насколько велика степень износа рабочих поверхностей элементов цилиндро-поршневой группы и величины зазора. Еще один путь, по которому бензин или дизельное топливо могут проникать в смазку – изношенная и потерявшая герметичность диафрагма топливного насоса.

Моторное масло также может разжижаться из-за:

  • попадания в двигатель охлаждающей жидкости при низком качестве, неправильной установке или деформации из-за чрезмерного нагрева прокладки головки блока цилиндров;
  • увеличенных из-за износа зазоров между шейками шатунов и вкладышами;
  • неспособности масляного насоса создать необходимое давление вследствие отложения загрязнений на деталях, их изношенности или низкой пропускной способности сетки маслоприемника, которая может возникнуть из-за ее засорения;
  • износа поверхности цилиндров и поршней, приведшего к увеличению зазоров;
  • выхода из строя или засорения вентиляционной системы картера, приведшего к накоплению газов в маслопроводах ДВС;
  • вышедшего из строя редукционного клапана, который отвечает за нормализацию давления моторного масла;
  • утечки смазки из-за растрескавшегося поддона картера ДВС;
  • некачественного капитального ремонта, в ходе которого были заменены клапаны или коленвал (при его неточной установке цилиндры разгерметизируются, что приводит к снижению компрессии и мощности двигателя).

От большинства этих проблем можно избавиться, просто заменив масло и масляный фильтр.

Признаки и способы устранения низкого давления в двигателе

При загорании индикатора датчика давления на приборной панели трактора, который имеет вид лейки, необходимо сразу же прекратить работу и заглушить двигатель. Эксплуатация мотора в условиях недостатка смазочных материалов чревата серьезными поломками и может привести к его полному выходу из строя. Если речь идет об автомобиле, то при его эксплуатации возможно дорожно-транспортное происшествие. Вина при этом ляжет на водителя ТС, неисправность которого стала причиной аварии.

Если загорелся индикатор датчика давления на панели приборов, водитель должен:

  • прекратить движение и заглушить двигатель;
  • дождаться, пока масле стечет в картер (от 5 до 10 минут), и замерить его уровень.

Низкий уровень моторного масла в картере двигателя

При падении ниже минимально допустимого уровня масло перестает захватываться масляным насосом в достаточном объеме, значит, мотор не получает полноценной смазки. Необходимо долить нужное количество смазывающей смеси. Обычно после этого происходит возврат рабочих параметров ДВС к норме.

Слишком высокий уровень масла из-за попадания посторонних жидкостей

Излишек смазочного материала в системе может быть обусловлен попаданием в него антифриза или топлива. Убедитесь, что из горловины для залива моторного масла не пахнет бензином или соляркой, а уровень охлаждающей жидкости находится в пределах нормы. Наличие подобных признаков – сигнал о необходимости ремонта соответствующей системы.

Неисправность редукционного клапана

Если уровень масла в норме, необходимо найти другие факторы, влияющие на его давление. Это могут быть проблемы с редукционным клапаном, который заклинило в открытом положении, или засорение сетки маслоприемника. Для устранения неполадок нужно воспользоваться специальной промывкой.

Неправильно подобранное моторное масло

Давление масла в ДВС может падать из-за недостаточной вязкости при нагревании до рабочей температуры. Мигание индикатора в виде масленки начинается, когда на прогретом двигателе снижаются обороты. Наиболее частая причина – несоответствие характеристик залитой смазки рекомендациям производителя.

Кроме того, правильно подобранные смазочные материалы также постепенно утрачивают свои эксплуатационные характеристики под действием высокой температуры и других факторов. Масло необходимо заменить новым. Можно временно решить проблему посредством специального стабилизатора вязкости.

Неполадки в системе фильтрации моторного масла

Загорание индикатора датчика давления при запуске ДВС более чем на 10 секунд с большой долей вероятности сигнализирует о проблемах с масляным фильтром, который необходимо проверить и при необходимости заменить.

Часто задаваемые вопросы о давлении масла в тракторе

Каковы нормальные значения давления моторного масла?

В большинстве двигателей внутреннего сгорания давление моторного масла должно быть не менее 0,5 кгс/см2 (при числе оборотов от 800 до 900 в минуту). Как правило, датчики настраиваются на интервал от 0,4 до 0,8 кгс/см2. При приближении значения к одной из этих границ срабатывает датчик, на панели приборов загорается соответствующий индикатор.

Как работа ДВС зависит от давления масла?

Повышение давления может привести к повреждению сальников и уплотнителей, что в свою очередь становится причиной утечки масла, избыток которого удаляется из картера через систему вентиляции. Такое явление сопровождается повышением расхода смазочного материала, а его недостаток может вызвать серьезные последствия. Кроме того, находящуюся под слишком большим давлением жидкость вспенивают противовесы коленвала.

О чем свидетельствует понижение давления моторного масла?

Пониженный уровень давления масла в ДВС сигнализирует о возможных нарушениях в его работе. Смазки может оказаться недостаточно для защиты отдельных узлов от трения и изнашивания. Если проблема серьезная, мотор будет выведен из строя в считанные часы и даже минуты, что приведет к необходимости дорогостоящего ремонта с заменой большинства деталей.

Каковы признаки снижения давления моторного масла?

Первый признак – индикатор в виде масленки, загоревшийся или мигающий на приборной панели. Кроме того, пониженное давление масла в системе часто сопровождается шумом и вибрацией мотора на холостых оборотах. В ряде случаев эта неисправность устраняется своими силами. Если же речь идет о серьезных проблемах, двигателю необходим ремонт с заменой поврежденных деталей.

Каковы признаки снижения давления моторного масла?Каковы признаки снижения давления моторного масла?

За давлением моторного масла в двигателе трактора необходимо следить, так как оно служит показателем, по которому можно судить об исправности мотора и его эксплуатационных характеристиках. Своевременная диагностика и устранение неполадок, приводящих к изменению данного показателя, позволяют избегать более серьезных проблем.

Этот параметр не является постоянным и зависит от конкретных условий эксплуатации ДВС, однако при регулярно повторяющемся превышении нормальных значений можно с большой вероятностью говорить о серьезных проблемах – закупорке маслопроводов, засорении фильтров или критическом снижении качества смазочного материала. Пониженное давление масла может быть следствием его недостатка, износа масляного насоса, подшипников двигателя или загрязнения масляного фильтра.