Логотип Центр Технического обслуживания
05.01.2024 Трактор
3939
Время чтения: 12 минут

Система охлаждения трактора: конструкция, виды, особенности

Сохранить статью:

О чем речь? Система охлаждения трактора является одной из наиболее важных составляющих его эффективной работы. Использование техники в условиях, которые предъявляют повышенные требования к ее производительности, таких как сельское хозяйство, строительство или грузоперевозки, нуждается в поддержании определенной температуры двигателя.

На что обратить внимание? Удаление избыточного тепла, накапливающегося в двигателе в процессе работы, является главной функцией системы охлаждения трактора, состоящей из радиатора, вентилятора, термостата и насоса охлаждающей жидкости. В качестве таковой может выступать как обычная вода, так и специальные составы: антифризы или тосол. Охлаждающая жидкость циркулирует через двигатель, забирая избыточное тепло и отводя его к радиатору, где оно передается окружающей среде.

 

 

Какую роль играет система охлаждения в работе трактора

Дизельный силовой агрегат характеризуется высоким крутящим моментом и низкими оборотами, что позволяет использовать его для задач, требующих большого тягового усилия. При этом значительный расход энергии сопровождается заметным нагревом, что требует применения устройств для обмена тепла с окружающей средой. Эффективная система охлаждения влияет на долговечность функционирования любого двигателя внутреннего сгорания, особенно предназначенного для оснащения тракторов — самоходных машин для выполнения тяжелых работ различного характера.

Нарушения теплового режима, как слишком низкая, так и слишком высокая температура силового агрегата могут вызвать его поломку или полный выход из строя. Так, при пониженной степени нагретости возможно неполное сгорание горючего, его повышенный расход и загрязнение топливной системы. Несгоревшие его частицы, попадая в цилиндры, будет смывать смазку, приводя к износу цилиндропоршневой группы. При повышенном нагреве за счет большого теплового расширения деталей может произойти заклинивание мотора.

Для основной массы дизельных и бензиновых двигателей, в том числе и для трактора МТЗ-80/82, нормальная паспортная температура находится в пределах 85–95 градусов Цельсия. Ее поддержание позволяет избежать неэкономичной работы силового агрегата или его заклинивания.

Какую роль играет система охлаждения в работе трактораКакую роль играет система охлаждения в работе трактора

Конструкция системы охлаждения на примере МТЗ

В качестве примера возьмём технику МТЗ. Здесь она представляет собой закрытую систему жидкостного охлаждения, состоящую из следующих элементов:

  • Помпа — центробежный жидкостный насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости.
  • Трубчато-пластинчатый радиатор (теплообменник), предназначенный для отвода тепла от теплоносителя в атмосферу.
  • Осевой вентилятор для принудительной подачи воздуха к радиатору.
  • Рубашка охлаждения блока цилиндров, представляющая собой корпус двигателя, внутри которого находится цилиндропоршневая группа.
  • Трубопроводы из эластичного материала, обычно из резины.
  • Термостат — специальный клапан, предназначенный для автоматического поддержания теплового режима.
  • Расширительный бачок для приема излишков охлаждающей жидкости, образующихся в результате нагрева.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Разновидности системы охлаждения трактора

Помимо жидкостной, она может быть и воздушной. Двигатели с этим типом системы отвода тепла имеют такие преимущества, как

  • более простой регламент обслуживания;
  • устойчивость к износу;
  • быстрый прогрев после старта.

Кроме того, они имеют сравнительно небольшие габариты и вес.

Меньшая эффективность отвода тепла у двигателей с воздушным охлаждением определяет и их недостатки. Это более высокая рабочая температура, неравномерное охлаждение и возможные локальные перегревы, чувствительность к качеству топлива и смазочных материалов, повышенная шумность.

Главные преимущества жидкостной системы охлаждения трактора заключаются в более эффективном отводе тепла, позволяющем использовать технику на тяжелых работах в течение длительного времени, меньшей шумности и большей экономичности двигателя.

 

Водяные системы

Они функционируют за счет циркуляции теплоносителя. Существуют два способа ее обеспечения: термосифонный и принудительный. Охлаждение первого типа осуществляется посредством естественной циркуляции и имеет более простую конструкцию, но из-за низкой эффективности отвода тепла имеет ограниченное применение. Например, с помощью такого устройства охлаждается пусковой двигатель ПД-10, имеющий кратковременный режим работы.

Более распространены силовые агрегаты с принудительной системой охлаждения, в которых теплоноситель нагнетается и перемещается по системе под действием специального насоса — помпы.

В зависимости от способа сообщения теплоносителя с окружающей средой существуют два типа охлаждающих систем: открытые и закрытые. Первые оснащаются пароотводной трубкой, соединяющейся непосредственно с радиатором и сообщающейся с окружающей средой. Вторые имеют паровоздушный клапан, расположенный в крышке радиатора, обеспечивающий выравнивание давления в системе с окружающей средой при его повышении на 0,2 кг/см² или понижении на 0,12 кг/см². Такие настройки позволяют повысить температуру кипения жидкости до 105–110 градусов и снизить ее расход.

Принцип действия системы охлаждения в тракторе МТЗ

Силовые агрегаты СМД-14, которыми оснащаются тракторы МТЗ-80, имеют систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости.

Принцип действия системы охлаждения в тракторе МТЗПринцип действия системы охлаждения в тракторе МТЗ

Она устроена следующим образом. Водяная рубашка окружает блок цилиндров и соединяется с системой охлаждающих каналов головки блока цилиндров (ГБЦ) через отверстия в своей верхней части. В боковой части рубашки расположены распределительные каналы, идущие от помпы.

Между радиатором, блоком цилиндров и помпой установлен термостат таким образом, чтобы система охлаждения образовывала два контура циркуляции — короткий, минуя радиатор, и длинный, включающий всю систему охлаждения. По короткому кругу жидкость подается после пуска двигателя и до достижения ею рабочей температуры, а по длинному — в рабочем режиме силового агрегата. Охлаждение двигателя для запуска является составной частью общей системы.

Заполнение системы охлаждения двигателятрактора жидкостью производится через горловину радиатора, слив — через его нижнюю пробку и сливную пробку блока цилиндров. Уровень температуры контролируется по указателю температуры на приборном щитке, получающего питание от датчика, расположенного в верхней части блока цилиндров.

Принцип действия жидкостной системы охлаждения трактора МТЗ и различных тракторов как отечественного, так и зарубежного производства принципиально не отличается. Тракторы Т-25 и Т-40 имеют воздушное охлаждение силового агрегата.

Как обслуживать систему охлаждения

Как и с другими агрегатами, здесь необходим регулярный сервис для предотвращения возможных нарушений теплового баланса двигателя. Регламент включает проверки:

  • внешнего состояния элементов системы;
  • герметичности соединений;
  • работоспособности термостата и паровоздушного клапана крышки радиатора;
  • охлаждающей способности радиатора.

Для оценки последнего показателя существует специальная методика, заключающаяся в определении скорости теплопередачи, теплового сопротивления, падения давления в радиаторе и расхода теплоносителя, проходящего через него. Отклонение характеристик от нормируемых для конкретного типа теплообменника свидетельствует о необходимости проведения технического обслуживания системы охлаждения.

Радиатор следует очистить напором воздуха или воды от пыли и грязи. После этого необходимо осмотреть систему на предмет наличия внешних повреждений и течи. При обнаружении неисправности детали, вышедшие из строя, следует заменить. Наиболее сложным является ремонт потерявшего герметичность радиатора. Теплообменники из меди поддаются пайке оловянным припоем, алюминиевые практически не ремонтируются и подлежат замене. После устранения недостатков систему заполняют охлаждающей жидкостью до установленного уровня.

Как обслуживать систему охлажденияКак обслуживать систему охлаждения

Через каждые 1500–2500 моточасов рекомендуется провести промывку системы охлаждения. Для этого рабочую жидкость следует слить, а систему заполнить промывочным раствором, состоящим из смеси керосина, воды и кальцинированной соды в пропорциях 1:1:0,05 соответственно. После 8–10 моточасов работы двигателя его сливают и систему заполняют свежей охлаждающей жидкостью. Кроме того, можно использовать специальные составы для промывки систем охлаждения, продающиеся в специализированных магазинах.

Как заливать охлаждающую жидкость в систему

Нормальное функционирование трактора напрямую зависит от комплекса устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя. Важное значение имеют качество и количество охлаждающей жидкости. При этом операция заполнения ею системы не ограничивается простым заливом.

Наиболее приемлемыми составами в качестве охлаждающей жидкости являются антифризы или тосол. Они не содержат агрессивных добавок, способных негативно воздействовать на материал системы охлаждения и имеют низкую температуру изменения агрегатного состояния, в отличие от обычной воды.

Как заливать охлаждающую жидкость в системуКак заливать охлаждающую жидкость в систему

В случае отсутствия тосола допускается кратковременное использование воды (можно использовать дистиллированную или дождевую), прошедшей процедуру умягчения путем добавления кальцинированной соды в количестве 10–12 граммов на 10 литров воды.

Наряду с качеством, не менее важным является количество заливаемой жидкости, контроль которого должен производиться перед каждым пуском силового агрегата. Он осуществляется по уровню тосола в верхней части радиатора или в расширительном бачке. В общем случае уровень жидкости должен быть приблизительно на 50–60 миллиметров ниже заливной горловины радиатора, если иное не сказано в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Ее недостаток может привести к перегреву двигателя, а избыток вызывает загрязнение, как самого транспортного средства, так и окружающей среды.

Часто задаваемые вопросы о системе охлаждения трактора

  • Как определить, что система охлаждения исправна?

Нормально функционирующая, она обеспечивает соответствующий предписанному температурный режим на всем протяжении работы двигателя. Если стрелка термоиндикатора на панели трактора находится в паспортном диапазоне и отсутствует течь охлаждающей жидкости, эту систему можно считать исправной.

  • Каковы признаки неисправной системы охлаждения?

Это можно определить по следующим признакам:

  • закипание теплоносителя и перегрев силового агрегата;
  • недостаточный прогрев двигателя;
  • течь охлаждающей жидкости.
  • Чем вредна вода для системы охлаждения трактора?

Обычная неочищенная жидкость содержит множество микроэлементов, способных вступать в химические реакции со всем, с чем она вступает в контакт. Кроме того, при нагреве воды до температур, близких к кипению, эти вещества выпадают в осадок и забивают каналы системы. Особенно это опасно для трубок радиатора, имеющих небольшое поперечное сечение. Эти явления вызывают выход из строя системы охлаждения и перегрев двигателя.

  • Каковы признаки неисправности термостата?

Он предназначен для обеспечения быстрого прогрева двигателя и последующего поддержания его рабочей температуры. При его неисправности:

  • Увеличивается время прогрева двигателя на холостом ходу или, наоборот, происходит его перегрев.
  • Температура силового агрегата резко снижается при увеличении скорости транспортного средства и растет при его остановке. Это можно определить по данным термометра на приборной панели.

Знание системы охлаждения трактора, ее назначения и устройства, систематический контроль ее параметров способствуют поддержанию двигателя в рабочем состоянии и увеличению его ресурса. При любых признаках неисправности следует прекратить работу силового агрегата и провести её диагностику с проведением необходимых регулировок и замены вышедших из строя частей.