Логотип Центр Технического обслуживания
08.11.2023 Трактор
4959
Время чтения: 12 минут

Сцепление трактора: устройство и возможные неисправности

Сохранить статью:

О чем речь? Сцепление трактора – необходимый элемент трансмиссии, без которого невозможно передвижение техники и выполнение ее функций. Оно также участвует в работе навесного оборудования: отвалов, ковшей.

На что обратить внимание? Современные технологии позволяют использовать решения, увеличивающие эффективность и срок службы сцепления. Однако владелец трактора должен знать признаки, свидетельствующие о проблемах с этим узлом.

 

 

Задачи сцепления трактора

В транспортных средствах сцепление выполняет несколько важных функций. В зависимости от решаемых задач конструкции этих устройств могут отличаться друг от друга. Основное предназначение этого агрегата:

  • обеспечение плавности начала движения;
  • отсоединение мотора от трансмиссии при включении передачи;
  • передача крутящего момента от двигателя к КПП и предохранение трансмиссии от динамических перегрузок.

Существует много моделей тракторов, которые подразделяются на отдельные категории, определяющие количество механизмов для разъединения ДВС и трансмиссии. Основной располагается непосредственно после мотора. На тракторах применяется фрикционное сцепление. Функционал обеспечивается использованием силы трения. Контактные трущиеся поверхности снабжены специальными дисками из материала с большим коэффициентом трения.

Задачи сцепления трактораЗадачи сцепления трактора

Если между дисками есть зазор, то крутящий момент на вал коробки передач не передается. При прижатии фрикционных накладок друг к другу усилие от ведущего диска к ведомому будет заставлять вращаться вал КПП. Проблема плавного соединения валов и решается работойсцепления трактора.

Устройство и принцип работы сцепления трактора

Специальная техника разрабатывается для эксплуатации в различных условиях и для решения множества задач. Поэтому их мощность варьируется в широком диапазоне. Это обстоятельство обуславливает конструкцию фрикционного сцепления, применяемого на тракторах. Одно-, двух- и многодисковые исполнения этого механизма включают в себя разное число трущихся элементов.

Сцепление входит в состав трансмиссии транспортного средства (ТС). Если у трактора несколько таких механизмов, то главным считается, расположенный сразу за мотором.

Рассмотрим принцип работы механизма. Фрикционные диски плотно прижаты друг к другу или к маховику специальными пружинами. Плавность включения передачи осуществляется проскальзыванием ведущего диска, который прикреплен к коленчатому валу ДВС, синхронно вращающемуся вместе с ним, относительно ведомого диска, который через шлицевое соединение сообщается с коробкой передач. Для выключения сцепления нажимается педаль, которая через систему рычагов производит высвобождение ведомого диска, по обеим поверхностям которого образуются зазоры. За счет этого передача крутящего момента от двигателя прерывается.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Устройство

Корзина сцепления трактора состоит из ведущего диска, диафрагменной пружины и кожуха, который фиксируется болтами на маховике мотора. Ведомый диск, расположенный между ведущим диском и маховиком, снабжен фрикционными накладками из специальных материалов, чей коэффициент трения достигает высоких значений. Кроме того, они обеспечивают работу при повышенных температурах, которые возникают при неплотном сжатии механизма сцепления во время переключения передач.

Устройство и принцип работы сцепления трактораУстройство и принцип работы сцепления трактора

Ступица ведомого диска соединена со шлицами вала. Посредством пружин, расположенных в стаканах и упирающихся в кожух и ведущий диск, происходит его прижимание к поверхности маховика. Из-за этого происходит плотный контакт ведомого диска с этими элементами. За счет возникающих сил трения усилие от двигателя полностью передается на вал КПП. Подобное сцепление, применяемое в конструкции тракторов, именуется фрикционным сухим однодисковым.

Если же мощность транспортного средства достигает значительных величин, то используются сцепления, имеющие в своей конструкции два ведомых диска. За счет этого снимается излишнее напряжение на детали агрегата.

Чтобы можно было включать/выключать сцепление, устройство оборудовано механизмом управления, включающим в себя педаль, соединенную системой тяг и рычагов с подшипником, воздействующим на выжимные пружины корзины.

Для перевода мотора в холостой режим, нужно нажатием педали задействовать подвижную муфту, которая при перемещении осуществит воздействие на рычаги, используя при этом выжимной подшипник. Провернувшиеся вокруг своей оси рычаги обеспечат зазор между дисками – передача крутящего момента прекратится. При постепенном отпускании выжатой педали сцепления пружины обеспечат прижатие ведущего диска к маховику дизельного двигателя, возобновляя таким образом отбор крутящего момента от мотора к трансмиссии.

При недостаточном прижатии фрикционных накладок происходит проскальзывание дисков относительно друг друга. Это приводит к их нагреванию и выделению тепла. При длительной пробуксовке может произойти отказ деталей муфты сцепления трактора. Поэтому не рекомендуют очень медленно отпускать педаль. Быстрое включение тоже вредно, так как мотор может заглохнуть. Оптимальный временной промежуток лежит в пределах от 1, 5 до 3 секунд.

Устройство и принцип работы сцепления трактораУстройство и принцип работы сцепления трактора

Вспомогательные устройства в сцеплениях тракторов

Для повышения эффективности и обеспечения длительного ресурса агрегата инженеры-проектировщики вводят в конструкцию сцеплений различные дополнительные детали и механизмы. Они решают самые разные задачи: повышение плавности включения/выключения, защита от износа вала коробки передач, обеспечение демпфирующих свойств, снижение инерции при остановке ведомого диска и т. д.

Приспособления, снижающие силу нажатия на педаль при выключении сцепления. В современных моделях пружины с большой упругостью. Поэтому на их сжимание требуется значительное усилие. По нормативам по регламенту допустимое значение силы нажатия на педаль – менее 12 кН, а если сцепление с ручным управлением, то пороговое значение этой величины – 6 кН. Чтобы выполнить это условие применяют усилители с разным типом привода:

  • Механический. В момент, когда сцепление выключено, удерживание педали обеспечено пружиной, вектор силы которой направлен в сторону вращения часовой стрелки по отношению к оси педали. Когда идет дальнейшее нажатие педали, происходит поворот этой пружины относительно закрепленного упора и ее постепенное сжатие до нужного момента. Как только ось пружины займет положение ниже оси педали, она начнет разворачиваться (разжиматься), компенсируя усилие на выключение сцепления.
  • Гидравлический. Усилитель этой конструкции заменяет собой механическую тягу. Выключение сцепления осуществляется силой давления рабочей жидкости.
  • Пневматический. Механизм является аналогом воздушной тормозной системы.

Как только педаль начинает выжиматься, следящий механизм пневматического усилителя сцепления трактора обеспечивает подачу сжатого газа в рабочую камеру. Приводится в действие подвижная муфта и выжимной подшипник, обеспечивающие плавное выключение сцепления.

 
  • Демпфер

Предназначен для подавления крутильных колебаний и отбора энергии, которая привносится в систему при возникновении резонанса, то есть совпадения частот вращения деталей трансмиссии и коленчатого вала. В качестве гасителя используются упругие резиновые пальцы или пружины. За счет этого элемента продлевается ресурс деталей сцепления.

Эти гасящие колебания элементы препятствуют их передаче на вал КПП. Другой важной функцией устройства является обеспечение плавности при быстром включении сцепления.

  • Тормозок

Когда произошло выключение сцепления трактора из-за инерции не происходит мгновенной остановки ведомой части и вала коробки передач. Они продолжают затухающее вращение. Поэтому при включении передачи возникают определенные проблемы, приводящие к возникновению износа зубчатых колес КПП. Для решения задачи сконструирован специальный механизм, значимо сокращающий время свободного вращения отключенных ведомых элементов.

Вспомогательные устройства в сцеплениях тракторовВспомогательные устройства в сцеплениях тракторов

Современные технологии в сцеплении трактора

Сцепление – это очень ответственный агрегат, предназначение которого заключается в обеспечении передачи крутящего момента вала двигателя на шасси и кратковременного разъединения для выбора той или иной ступени КПП. Постоянно усложняющиеся условия эксплуатации и повышение требований эргономичности требуют от разработчиков усовершенствовать механизм, применяя различные технологии, улучшающие многие характеристики. Например, надежность, ремонтопригодность, увеличенный моторесурс и пр.

Электронное управление механизмом сцепления трактора

На современных моделях все активнее применяются электронные системы управления. За счет автоматизации достигается меньший износ деталей и обеспечивается удобство эксплуатации даже в самых экстремальных условиях. Кроме того, значительно снижается расход топлива.

Гидравлическое сцепление

Гидравлический привод сцепления трактора нашел широкое применение при выпуске машин различного класса. Передача крутящего момента от двигателя в таких агрегатах происходит посредством жидкости, которая имеет свойство малой сжимаемости. Гидравлическое сцепление способствует плавному переключению передач и снижает вероятность преждевременного отказа деталей. К тому же, значительно повышается комфорт водителя.

Автоматическое сцепление

В последнее время все большую популярность оно завоевывает. В этом агрегате все процессы протекают без прямого участия человека. Последние инновационные решения позволяют сконструировать механизмы высокой надежности и исключительных эксплуатационных качеств.

Механическое сцепление

Это самый распространенный классический вариант агрегата. Такой тип сцепления встречается и на мини-тракторах, и на более мощных машинах. Механизм состоит из системы тяг и рычагов, приводимой в действие мускульной силой водителя, нажимающего на педаль. Среди достоинств конструкции следует упомянуть высокую ремонтопригодность в полевых условиях, простоту конструкции и дешевизну производства по сравнению с более современными вариантами.

Сцепления с переменной жесткостью

Такие агрегаты стали появляться относительно недавно. И некоторые эксперты полагают, что у них неплохие перспективы. Особенностью конструкции подобных сцеплений тракторов является автоматические вариаторы, позволяющие изменять жесткость сцепления дисков в зависимости от изменяющихся условий и выбирать наиболее оптимальный вариант.

Сцепления с переменной жесткостьюСцепления с переменной жесткостью

Причины неисправностей сцепления трактора

Тракторы используются для решения многих задач. Как правило, эксплуатация этих машин происходит в весьма неблагоприятных условиях. Поэтому возможные неполадки могут привести к необходимости ремонта и даже замене сцепления трактора. Для специализации техники применяются различные по назначению навесные механизмы и устройства. Чаще всего это передний погрузчик и ковш для экскаваторных работ.

Возникающие нагрузки от применения фронтального оборудования

Если соблюдать правила эксплуатации техники, то использование погрузчика не приведет к возникновению проблем. Но при производстве погрузочных работ не рекомендуется превышать значения номинальной грузоподъёмности. Иначе износ всех агрегатов трактора резко возрастет.

Чаще всего областью применения фронтального погрузчика являются следующие работы: перемещение грузов, уборка снега, очистка дорог. Во время эксплуатации нагрузка от переднего навеса может передаваться на корзину сцепления трактора.

Несоблюдение режима эксплуатации, выражающееся в резком переключении передач, работа с неправильно выбранной ступенью, чрезмерно быстрые маневры с полным ковшом приводит к возможному отказу сцепления. О нарушении оптимальных режимов эксплуатации могут свидетельствовать деформированный крепеж подвесного оборудования.

Превышение величины нагрузки при проведении экскаваторных работ

Если все делать по инструкции, то проблем возникнуть не должно. Но неправильная эксплуатация, заключающаяся в неверной оценке категории грунта, превышении усилий, передаваемых на стрелу (чем больше вылет и меньше угол наклона, тем ниже вес груза), приводит к риску отказа агрегатов трактора, в том числе и сцепления.

Нарушения, допускаемые оператором-водителем

На что обратить внимание:

  • Нельзя давать нагрузку на трактор при не полностью выжатом сцеплении.
  • Необходимо соблюдать рекомендуемый скоростной режим и не допускать резкого переключения передач.
Ремонт и замену сцепления тракторов лучше производить в технических сервисах, обладающих профессиональным инструментом и оборудованием, на котором работают опытные специалисты.

Часто задаваемые вопросы о сцеплении трактора

Какой зазор выставлять при регулировке сцепления трактора?

Необходимо выдерживать зазор между фланцем шлицевой ступицы опорного диска корзины и рабочей поверхности рычагов-лапок по рекомендации изготовителя, при этом следует не допускать превышения разницы зазоров для равномерного выжима всех лапок более 0,3 мм.

Каковы дальнейшие действия после проведения регулировки сцепления трактора?

Следующей операцией будет настройка тормозка путем изменения длины тяги или закручивания регулировочной гайки. Он должен сработать при полном выключении сцепления.

Как диагностировать неисправность?

Опытный водитель может распознать поломку без применения специальных приборов. Признаки отказа деталей сцепления:

  • посторонние шумы при нажатии на педаль;
  • резкие рывки при трогании с места;
  • вибрация при отпускании педали;
  • возникновение дыма с характерным запахом.

Практически любая спецтехника, включая мини-тракторы, оборудуется сцеплением той или иной конструкции. Чтобы агрегат работал надежно, необходимо изучить и соблюдать положения и рекомендации инструкции завода-изготовителя.