О чем речь? Производители тракторов в России неплохо конкурируют с западными, а в условиях санкций нередко являются лучшим выбором. Вопреки расхожему мнению, эта отрасль неплохо себя чувствует и постоянно развивается.
На что обратить внимание? Помимо наиболее популярного «Ростсельмаша», в России есть немало компаний, производящих тракторы. Особенно нужно выделить те, которые выпускают мини-тракторы, востребованные для малых хозяйств.
В этой статье:
Состояние тракторостроения в России
Тракторостроение как отрасль машиностроения появилась в начале ХХ в. в Соединенных Штатах, когда на заводе «Форд» в 1917 г. стали выпускать первые модели тракторов. Советский Союз подхватил инициативу четыре года спустя, и в 1923 г. с конвейеров сошли первые тракторы. Сегодня заводы этой отрасли производят сами тракторы, а также различные детали и запчасти для них, моторы, узлы, силовые агрегаты.
В создании этих машин задействовано огромное количество различных дополнительных производств. Основные и вспомогательные, заготовительные и ремонтные мощности имеются почти на всех тракторных заводах, являющихся универсальными, имеющими полный цикл производства. В их составе есть механосборочное производство, окрасочное, термическое, прессово-сварочное, различные литейные (чугун, сталь, цветные металлы, точное литье), кузнечное производство, энергетическое, ремонтное, гальваническое и некоторые другие, имеющие непосредственное отношение к тракторостроению.
Состояние тракторостроения в России
К середине ХХ века появились унифицированные модели тракторов, что позволило сосредоточиться на переходе к самостоятельным предприятиям, которые выпускали различные детали для машин. Это были заводы, строящие целые агрегаты и узлы, а также отдельные детали: моторы и трансмиссии, гидроагрегаты, топливную аппаратуру, поршни и прочее.
На выбор точек расположения заводов влияют многие факторы. К примеру, наиболее трудоемкие процессы организуют в местах с наибольшей плотностью населения. Тяжелые лесозаготовительные машины производят ближе к территориям их использования, так как в противном случае транспортировка их будет проблемой.
Для тракторостроительных заводов основные факторы размещения — это наличие сырья, из которого их производят, и дальнейшее использование, то есть, специфика хозяйственной деятельности региона. Первые заводы были построены в Челябинске и Волгограде, одновременно близко к добыче металлов и зерновым районам, где впоследствии их планировалось использовать.
Помимо этих двух областей, сельскохозяйственные тракторы производят во Владимире и Липецке, Таганроге и Рубцовске. Санкт-Петербург и Чебоксары строят промышленные тракторы. Машины для уборки картофеля производятся в Рязани, льна – в Тверской области, трелевочные – близ лесозаготовительных регионов, в Петрозаводске.
Состояние тракторостроения в России
Известные производители тракторов в России
«Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону)
Один из старейших производителей сельскохозяйственной техники и на данный момент лидер в России. С 1929 года этот завод производит полный комплекс крупной и мелкой техники для ухода за сельхозугодиями – всевозможные косилки, комбайны, опрыскиватели и конечно тракторы.
«Кировец» (Санкт-Петербург)
Старейший завод, начавший свою историю более двухсот лет назад, в 1801 г. Тогда его название было Кронштадтский чугунолитейный завод, а в начале 20х прошлого века он начал выпускать тракторы. Сегодня его основное название Петербургский тракторный завод, а машины, сходящие с его конвейеров, активно используют в сельском хозяйстве, дорожно-строительных и транспортных работах.
Хит продаж
«Балтиец» (Санкт-Петербург)
Также петербургскийзавод, но гораздо более молодой, основанный в 2000 году. Начинал завод с производства навесного оборудования, и через шесть лет после старта ассортимент пополнили и свои модели тракторов. Сейчас каталог «Балтийца» поистине впечатляет, помимо тракторов, компания выпускает снегоуборочную технику, бульдозеры, разнокалиберные погрузчики, аэродромную, лесозаготовительную технику и многое другое.
«Петра-ЗСТ» (Санкт-Петербург)
Еще один завод в Северной столице. Основан в 2003 году, производит широкий спектр всевозможной техники, как сельскохозяйственной, так и городской – снегоуборочной, для дорожно-строительных работ, навесное оборудование и т.д.
Terrion (Санкт-Петербург – Тамбов)
Одна из торговых марок АО «Агротехмаш», основана в 1997 году. Тогда это был один из дилеров зарубежной техники, и пять лет спустя вместе с немецким разработчиками был построен первый собственный трактор. Сегодня компания выпускает тракторы, комбайны и ряд других сельхозмашин, спецтехнику и запчасти. В Тамбове находятся основные производства.
«Агромаш» (Чебоксары)
Потомок Чебоксарского завода промышленных тракторов, основанного в 1972г., часть концерна «Тракторные заводы». Вместе с «Промтрактором», еще одним брендом холдинга, выпускает сельхозтехнику – тракторы, комбайны, оборудование, коммунальную технику и т.д. Заводы расположены в Чебоксарах, Волгограде и Владимире.
ВТЗ (Волгоград)
Волгоградский тракторный завод был основан в 1930г. производит навесное оборудование, тракторы «Агромаш» и тракторы ВТЗ ДТ-75, это собственная модель ВТЗ, в различных модификациях выходящая с конвейеров завода с 1963г.
КАМТЗ (Набережные Челны)
Тракторы марки «Тракторы твоего хозяйства» производятся на Камском тракторном заводе. С 1985 года было несколько попыток строить тракторы, используя производства КамАЗа, но задумка увенчалась успехом впервые только в 2012 году.
КАМТЗ (Набережные Челны)
ЧТЗ (Челябинск)
Челябинский тракторный завод существует с 1933г. Среди производимых машин трактор всего один. Это модель Т10, имеет две конфигурации: обычную и болотоходную (ЧТЗ Т10МБ). Второй вариант – это расширенная версия обычного Т10. Пригоден для работ в дорожном и промышленном, а также в гидротехническом строительстве, ирригации и мелиорации в тех местах, где грунт имеет малую несущую способность. Модель применяется на болотах, в снегу или оттаявшем грунте, в любых климатических зонах и при любой температуре в диапазоне от -50 до +50 С.
«Алттрак» (Рубцовск)
«Алтайский трактор» был создан в 1941 году и не был поглощен «Тракторными заводами», как ряд других производств. Производит различную технику для лесозаготовок, сельскохозяйственные гусеничные тракторы и технику для тяжелого машиностроения.
Популярные производители мини-тракторов в России
В России больше всех мини-тракторов поставляют отечественные производители. Спрос наибольший именно на эти машины, и в год количество проданных мини-тракторов составляет порядка семи-десяти тысяч.
Первым в списке будет ООО «Трактор» – завод, расположенный в Челябинской области, г. Еманжелинск. Подобно некоторым другим компаниям в сегменте, изначально, а именно с 2000 года, это был дилер китайских мини-тракторов, в 2004 году запустивший производство собственных моделей. Изначально это были русифицированные копии китайского малыша Jinma, с каждой новой версией все больше адаптированные под требования российских реалий и все меньше общего имеющие со своим прототипом.
Производитель изготавливает несколько модификаций мини-трактора бренда «Уралец» с емкостью двигателя от шестнадцати до двадцати двух литров. За год конвейеры покидает порядка полутора тысяч единиц техники, самый популярный – «Уралец 220». Главные плюсы мини-тракторов этого бренда — это демократичная цена, неприхотливость и универсальность. Последняя достигается во многом благодаря большому выбору всевозможного прицепного и навесного оборудования, которое изготавливается там же.
Популярные производители мини-тракторов в России
Вторую позицию чарта по праву займет еще один расхожий бренд мини-тракторов, «Чувашпиллер». Аналогично ООО «Трактор», завод также производит порядка полутора тысяч тракторов в год, и модели его тоже являются модифицированными копиями китайской техники, но линейка намного шире: и по мощности (от двенадцати до тридцати пяти литров), и по цене, и по назначению.
«Чувашпиллер» изготавливает сами мини-тракторы, а также всевозможные запчасти, навесное и прицепное оборудование, мотоблоки к ним и имеет сервисные центры по всей стране. Техника отличается высокой надежностью и пригодна для широчайшего спектра задач, начиная с земледелия и заканчивая снегоуборочными работами.
Следующая машина, достойная упоминания, это минитрактор «Файтер». Не является отечественным, собирают его в Беларуси, и на нашем рынке минитракторов относительно недавно, но однозначно достоин упоминания. «Файтер» очень удачно вписался в тысячи мелких хозяйств, поскольку список задач, которые он может выполнять, поистине впечатляет. Зимой с помощью снегоотбрасывателя или отвала можно убирать снег, весной и летом можно выполнять практически любые сельхозработы: обрабатывать землю, сажать и собирать урожай, перевозить грузы, заготавливать сено, косить траву и многое другое. Для этих целей существует множество навесного и прицепного оборудования.
Дело в том, что у «Файтера» одноточечная система крепления этого самого оборудования, а значит, к нему можно подобрать практически любой девайс или агрегат, оснащенный таким крепежом, не говоря о том, что цена такого крепления более чем приемлема.
Перспективы развития производства тракторов в России
Справедливым будет утверждение, что тенденция в области тракторостроения положительная в нашей стране. Основную конкуренцию нашим машинам составляют импортные тракторы, поскольку внутри рынка предприятия дифференцированы по направлениям и каждый занимается своей областью, учитывает потребности своей целевой аудитории, и направления эти пересекаются нечасто. Сейчас соревнование с импортными производителями определяет тенденции развития тракторного машиностроения в России.
Но, невзирая на то, что очень большая часть отраслевых предприятий была в недавнем прошлом расформирована и упразднена, многие заводы выжили и смогли адаптироваться к новым, совершенно другим условиям, наладить и расширить производство. В особенности это касается сектора сельскохозяйственного машиностроения, который в свое время получил существенную поддержку государства.
На сегодняшний день существует несколько основных задач, от решения которых зависит будущее тракторного машиностроения в России. Во-первых, это поставленное на поток использование электроники и автоматики в управлении машинами, оснащение их гидравликой и другим современным оборудованием. Для этого инженеры и конструкторы модернизируют уже имеющиеся модели или создают новые, чтобы в современной технике можно было использовать цифровые технологии.
Второй момент – топливный. До того, как отечественные конструкторы получили возможность сравнить наши тракторы с зарубежными, вопрос повышения мощности машины решался увеличением объема двигателя, а значит, повышением количества потребления топлива. Поскольку ресурсы страны позволяли не задумываться об экономии, проблем не возникало.
Когда появилась возможность сравнить принцип работы нашего двигателя с иностранными аналогами, которые при той же мощности потребляли гораздо меньше горючего, стало очевидно нерациональное использование дизеля и необходимость реконструировать начинку наших машин. Актуальность задачи сегодня подкреплена и тем, что стоимость горючего – не последний фактор, который следует учитывать при конструировании техники.
В целом можно сказать, что, несмотря на непростые задачи, которые являются следствием конкуренции с производителями из других стран, у развития российского тракторного машиностроения позитивный прогноз.