Логотип Центр Технического обслуживания
14.01.2024 Трактор
4849
Время чтения: 13 минут

Налог на трактор: какие могут быть льготы

Сохранить статью:

О чем речь? Налог на трактор за 2023 год платить не нужно. Данное транспортное средство (ТС) не требует взносов за владение. Но это не отменяет регистрацию трактора и постановку на учет.

А какой транспорт облагается? Самоходные комбайны и специальные машины, такие как молоковозы, скотовозы, также освобождены от транспортного налога, о чем говорит Налоговый кодекс РФ. Транспорт, не включенный в данный перечень, подлежит налогообложению.

 

 

Регистрация сельхозтехники

Предприятия, обладающие разными видами техники, начиная от автомобилей и заканчивая тракторами, мотоциклами и водными ТС, сталкиваются с неотложной необходимостью уплаты транспортного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Процесс регистрации сельскохозяйственных машин установлен законодательство, исходя из специфики каждого их вида. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938, эту задачу осуществляют различные структуры в зависимости от типа транспортного средства:

  • Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) берут на себя регистрацию автомототранспорта, способного развивать скорость более 50 километров в час, и соответствующих прицепов, предназначенных для использования на общедоступных автодорогах.
  • Сельскохозяйственные тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, подобные механизмы подпадают под юрисдикцию органов государственного технического надзора (Гостехнадзор). Их компетентность – транспорт с максимальной скоростью до 50 км/ч, не предназначенный для движения по общедоступным автодорогам.

Регистрация сельхозтехникиРегистрация сельхозтехники

Важным аспектом этой процедуры является соблюдение стандартов, установленных Приказом Министерства внутренних дел РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 для автотранспортных средств и прицепов, а также Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 января 1995 года для тракторов, иной сельхозтехники. Обязательное условие регистрации трактора, полуприцепа, прицепа – наличие паспорта на технику (Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 460).

Некоторые фирмы, использующие эти ТС лишь на внутренних территориях, пренебрегают регистрацией. Но ее отсутствие не освобождает от обязанности уплаты транспортного налога, по Постановлению Президиума Верховного Арбитражного Суда РФ от 7 июня 2012 года № 14341/11.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Льгота по транспортному налогу

В рамках транспортного налогообложения сельского хозяйства выделяются уникальные преимущества, предоставляемые аграрным предприятиям. Обязанность уплаты налога на трактор и другую сельскохозяйственную технику далеко не всегда стоит на переднем плане ввиду предоставленных льгот. В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса России, агросектор освобождается от транспортного платежа по конкретным категориям ТС: тракторы, самоходные комбайны различных брендов и специализированные машины.

Техника, подпадающая под действие льгот, включает в себя молоко- и скотовозы, автотранспорт для перевозки птицы. К этой группе также относятся машины, предназначенные для доставки и внесения минеральных удобрений, предоставления ветеринарной помощи, техобслуживания (по подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ). Однако чтобы избежать возражений налоговых инспекторов, предприятию необходимо соблюсти ряд обязательных условий, которые мы рассмотрим подробнее.

 

Статус сельхозпроизводителя

Чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу на тракторы и другую технику, фермерское предприятие должно подтвердить свой статус аграрного (производство сельскохозяйственной продукции, проведение первичной/последующей ее переработки и реализация).

Важно, чтобы доля выручки от продаж товаров этого ассортимента составляла не менее 70 % от общего дохода с реализации. В Письме Минфина России от 19 мая 2009 года № 03-05-05-04/05 подчеркивается, что соблюдение данного условия обязательно для освобождения сельскохозяйственной техники от налога. Иначе, несмотря на ее регистрацию и использование в агроработах, у предприятия будет недостаточно оснований для применения льготы.

Применение техники

Не подлежит налогообложению не только сельскохозяйственная техника в виде тракторов и комбайнов, но и специальные автомобили, используемые в производстве сельскохозяйственной продукции. Хозяйство может владеть грузовым фургоном со специализированным кузовом, предназначенным исключительно для транспортировки фермерских животных, или седельным тягачом с особым прицепом, предназначенным для аналогичных целей. Даже в случае, если такие машины могут использоваться и в других сферах.

При проведении проверок налоговые инспекторы обращают внимание на кодировку техники в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Госстандартом России в 1994 году. К примеру, седельные тягачи имеют код 153410210, а специализированные фургоны или автоцистерны входят в категорию с кодом 153410040. Таким образом, тягачи не могут быть отнесены к аналогичным категориям машин. Дополнительно для признания ТС специальным необходима соответствующая отметка в его паспорте.

Применение техникиПрименение техники

Однако хотя это требование считается стандартом, сельскохозяйственное предприятие может постараться оказать в суде обратное. Например, Решение ФАС Уральского округа от 5 ноября 2009 года № Ф09-2237/09-С2 указывает, что отсутствие такой отметки не должно являться препятствием для признания транспорта специальным.

Интересно отметить, что сельскохозяйственное предприятие может использовать технику не только в соответствии с прямым назначением, но и для других нужд, таких, например, как вывоз помета. Это связано с особенностями ведения птицеводства, как утверждает Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2007 года № Ф04-1701/2007 (32783-А46-40). Тем не менее в редких случаях судьи могут прийти к выводу, что техника по классификатору ОК 013-94 не относится к специальной и просто используется в целях производства сельскохозяйственной продукции. В таких случаях льготы по налогам могут не применяться, согласно Решению ФАС Поволжского округа от 12 января 2010 года № А06-2630/2009.

Как платят транспортный налог в сельском хозяйстве

В контексте обязанности внесения транспортного налога на трактор в аграрном секторе особенное внимание следует уделить случаям, когда предприятие не имеет возможности воспользоваться льготами. Тогда необходимо провести точное определение суммы платежа, ознакомившись с особенностями авансовых расчетов и применения повышающих коэффициентов.

Авансовые платежи

Транспортный налог в сельском хозяйстве подлежит перечислению по итогам года. Для юридических лиц расчет выплаты осуществляется путем умножения налоговой базы на ставку, после чего вычитается общая сумма авансовых платежей за год (по пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ).

Организации обязаны в течение года перечислять авансовые платежи, которые составляют 1/4 от расчетного числа (по пункту 2.1 статьи 362 Налогового кодекса РФ). Эти суммы учитываются в расходах по налогу на прибыль за тот период, в который они начислены (Письмо ФНС России от 9 июня 2011 года № ЕД-4-3/9163@). Напоминаем, что предоставление расчетов авансовых платежей в инспекцию не требуется.

Повышающие коэффициенты

Ставки по автотранспорту зависят от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу. Если региональные власти не определили особые, то используются те, что указаны в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ.

Субъекты России имеют право вносить корректировки в эти ставки, но не более чем в десять раз, за исключением легковых автомобилей мощностью до 150 л. с., для которых ограничения на их уменьшение не установлены (Письмо Минфина России от 4 октября 2013 года № 03-05-06-04/41282). При этом для легковых автомобилей со средней стоимостью от 3 млн руб. применяются повышающие коэффициенты. Их перечень публикуется на сайте Минпромторга России (www.minpromtorg.gov.ru) и обновляется ежегодно не позднее 1 марта.

Повышающие коэффициентыПовышающие коэффициенты

Применение повышающих коэффициентов следует учесть только при расчете суммы налога за год. Но к авансовым платежам повышающие коэффициенты не применяются, что было подтверждено в Письме Минфина России от 11 апреля 2014 года № 03-05-04-01/16508 (с уведомлением о направлении для нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 22 апреля 2014 года № БС-4-11/7781@).

Транспортный налог по Паспорту самоходной машины (ПСМ)

Налогообложение ТС в сельском хозяйстве напрямую зависит от информации, представленной в паспорте самоходной машины (ПСМ). В настоящее время существует два основных нормативных акта, которые регулируют этот процесс:

  • Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники (утв. Госстандартом РФ 26 июня 1995 г., Минсельхозпродом РФ 28 июня 1995 г.).
  • Единая форма паспорта самоходной машины и других видов техники (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100): С 30 сентября 2015 года применяется унифицированная форма ПСМ, утвержденная данным органом.

При изучении паспорта особое внимание уделяется строке «Наименование и марка машины», где необходимо детально описать характеристики самоходной техники, включая как ее конструкцию, так и предназначение. Например, если в данном документе указано, что это погрузчик, косилка или бульдозер, такая техника подлежит налогообложению, даже если она используется в сельскохозяйственных работах.

Следует отметить, что определенные категории ТС, такие как распрыскиватели, не подпадают под льготы на транспортный налог, поскольку они не относятся к специализированной технике для транспортировки и внесения минеральных удобрений. Таким образом, за данное средство передвижения нужно перечислять этот платеж в полном объеме.

Часто задаваемые вопросы о налоге на трактор

Есть ли транспортный налог на самоходную технику?

Объектами обложения данным налогом считаются разнообразные средства передвижения, включая автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, водные и воздушные ТС. Зарегистрированные по законодательству РФ, они обязаны перечислять этот платеж.

Кто не облагается транспортным налогом?

Льготы по транспортному налогу распространяются на героев Советского Союза, инвалидов боевых действий и Великой Отечественной войны, ветеранов труда, на тех, кто пострадал от радиации или облучения. Инвалиды 1 и 2 групп облагаются налогом лишь на одно ТС. В случае низкого дохода государство может индивидуально снизить фискальное бремя.

Как платится транспортный налог?

Перечисление транспортного платежа осуществляется до 1 декабря следующего года. Весной-летом налогоплательщик получает уведомление с суммой и квитанцией. Оплатить можно разными способами: онлайн через личный кабинет на сайте ФНС, на сайте «Госуслуги», банковским переводом или в кассе почты.

Какой закон обязывает платить транспортный налог?

Плательщиками его считаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Согласно статье 358 Налогового кодекса РФ, учреждения обязаны перечислять рассчитанные суммы на каждое зарегистрированное ТС (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ), пока оно не снято с учета (см. Письмо Федеральной налоговой службы России от 15.03.2021 № БС-3-21/1851@).

Какой закон обязывает платить транспортный налог?Какой закон обязывает платить транспортный налог?

Таким образом, транспортный налог на трактор является важным компонентом налоговой системы, охватывающим сельскохозяйственные ТС. Этот платеж играет ключевую роль в обеспечении доходов бюджета и регулировании использования тяжелой агротехники.