О чем речь? Мощность двигателя трактора является одним из ключевых показателей при выборе это вида сельскохозяйственного транспорта. И – как и у остальных – она измеряется количеством лошадиных сил.
На что обратить внимание? Однако это вовсе не значит, что если у вашего трактора под капотом столько же «лошадок», что и у Бугатти Вейрон, то он будет разгоняться до таких же скоростей. Здесь немного другие расчеты.
В этой статье:
Разделение тракторов по типам
Трактора находят применение во многих сферах деятельности современного человека, выполняя разнообразные задачи в различных условиях. Они помогают человеку в выполнении трудоемких производственных работ, включая опасные и неприятные обязанности.
Разделение тракторов по типам
Очевидно, что создать универсальные машины, которые смогут эффективно работать в любых условиях и выполнять задачи разного типа, практически невозможно. Каждая отрасль хозяйства имеет свои уникальные потребности, поэтому необходимы особые виды тракторов, которые подходят для их специфических задач. Инженеры используют формулировку «типаж тракторов» чтобы классифицировать виды техники. Это позволяет определить, какой тип машин наилучшим образом подходит для решения конкретной задачи в соответствующей сфере деятельности.
Например, бульдозеры идеально подходят для грунтовых работ, а небольшие трактора на колесах, такие как «Беларусь», используются для множества задач средней степени нагрузки, в то время как более мощные модели, например К-701 и подобные, применяются для выполнения сложных работ в разных областях производства. Подобный выбор ТС для определенной задачи является важным фактором эффективности труда.
Термин «класс» представляет собой обозначение группы тракторов одной модели с идентичными параметрами классификации. Модель данного ТС – обозначение конкретного вида техники. Существует более распространенная универсальная версия, называемая базовой моделью трактора.
Хит продаж
Классификация тракторов по мощности двигателя
В России и СНГ мощность тракторов определяется по принадлежности к тяговому классу. Он включает в себя три ключевых параметра: количество лошадиных сил, тип ходовой части, масса.
Классификация тракторов по мощности двигателя
Тяговый класс | Номинальное тяговое усилие, кН | Примеры тракторов данного класса |
0,2 | 1,8…5,4 | Дистанционно управляемые мотоблоки |
0,6 | 5,4…8,1 | МТЗ-082, МТЗ-08К |
0,9 | 8,1…12,6 | Т-25, Т-30, ХТЗ-2511, Т-16, СШ-25, ТТз-30 |
1,4 | 12,6…18 | ЛТЗ-55, Т-28, ВТЗ-45, Т-40 |
2 | 18…27 | МТЗ-80, МТЗ-82, ЛТЗ-60, ЮМЗ-6, Беларус-921, JD6020/JD5020, AGCO MF3600/ MF3400 |
3 | 27…36 | МТЗ-1221, ЛТЗ-155, JD 6020, 6130D, New Holland T6050 «Delta», Case IH Maxxum 125, Deutz Agrofarm 430 |
4 | 36…45 | ДТ-75, ДТ-175, ВТ-100, ВТ-130, Т-150, ХТЗ-180, ХТЗ-200, МТЗ-1523, JD 6… |
5 | 45…54 | Т-4А, МТЗ-2103, МТЗ-1523, New Holland 7…, JD 7… |
6 | 54…72 | К-701, К-700, К-744, МТЗ-3023, Buhler 2000, JD 8050, Case Magnum/STX |
7–8 | 72…108 | К-744Р4, Versatile 535, А 7360 |
Малогабаритные трактора тягового класса 0,2, например МТЗ-082 или МТЗ-08К, широко применяются на небольших фермах. Исходя из потребностей, они могут быть оснащены различным оборудованием и приспособлениями. Садовые трактора – многоцелевая сельскохозяйственная техника с гусеничными движителями или колесными шасси, которые позволяют ей работать в самых разных условиях. Они способны выполнять широкий спектр задач на фермах, в парках и др.
Классификация тракторов по мощности двигателя
Техника класса 0,6 для тяговых работ (как, например, Т-25, Т-30, ХТЗ-2511, Т-16, СШ-25, ТТз-30) применяется в аграрном хозяйстве. Такие трактора обычно применяются для подготовки почвы к посеву сельскохозяйственных культур, скашивания травы и сбора сена, в качестве тягача для прицепов, других грузовых устройств, для перевозки сельскохозяйственных продуктов и материалов. Помимо этого, они могут быть использованы для запуска насосов, генераторов и иных устройств, которые требуют мощного и надежного источника энергии.
Трактора тягового класса 0,9 специально созданы для работы в сельском хозяйстве, других тяжелых условиях эксплуатации. Такая техника способна двигаться не только вперед, но и назад, что дает возможность маневрирования, позволяет легче сцепляться с прицепом или перемещать грузы. Также трактора этого класса имеют большое количество скоростей, позволяя эффективнее использовать мощность двигателя, экономить топливо и повышать производительность. К нему относятся такие модели, как ЛТЗ-55, Т-28, ВТЗ-45, Т-40.
Трактора тягового класса 1,4 являются наиболее распространенными ТС для деятельности, связанной с производством растительных культур. МТЗ-80, МТЗ-82, ЛТЗ-60, ЮМЗ-6, Беларус-921 и другие помогают оптимизировать процессы, улучшить качество и количество собираемого урожая, а также сократить затраты на трудовые ресурсы. Техника класса 1,4 используется для обработки почвы, выращивания растений и других операций в сельском хозяйстве.
При выборе трактора для выполнения определенных задач в сельскохозяйственной деятельности учитывается его класс. Также нужно учитывать не только его мощность, но и возможность приспособления к различным задачам. Чем выше класс этого ТС, тем более сложные работы оно может делать в тяжелых условиях. От трактора и верно подобранного навесного оборудования можно получить большую производительность и эффективности.
ТС тягового класса 1,4, которые были произведены за границей и потом были доставлены в Россию, также пользуются большим спросом. К ним относятся модели американских компаний John и AGCO, немецкой марки Deutz-Fahr и китайских Dong Feng, Xingtai и др.
Техника класса 2 соответствует определенным требованиям к техническим характеристикам, установленным для него. В частности, они обладают достаточным тяговым усилием, чтобы эффективно перемещать различное сельскохозяйственное оборудование по полю. Сейчас российские компании и фермерские хозяйства используют не только отечественные трактора (МТЗ-1221, ЛТЗ-155 и др.), но и международные бренды, такие как John Deere 6020, 6130D и New Holland T6050 Delta, Case IH Maxxum 125 и Deutz Agrofarm 430.
Техника класса 3 часто применяется, когда необходима работа с почвой. Это может быть и перемещение различных материалов и продуктов, посев семян, полив, применение удобрений и пестицидов, а также уборка. Обычно ведущие колеса ТС 3 класса имеют одинаковый размер, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки на площадь соприкосновения, минимизировать износ шин. Из новейших импортных тракторов для этого часто используются модели шестой серии John Deere, из российских – ДТ-75, ДТ-175, ВТ-100, ВТ-130, Т-150, ХТЗ-180, ХТЗ-200, МТЗ-1523.
Тяговой класс 4 включает в себя крупную сельскохозяйственную технику, которая способна выполнять физически и технически сложные задачи на обширных территориях. Здесь часто используются американские модели серии 7 от New Holland и John Deere, отечественные Т-4А, МТЗ-2103, МТЗ-1523.
Модели тракторов класса 5 позволяют быстро и эффективно обрабатывать большие участки земли, повышая производительность и уменьшая трудозатраты. Эти устройства не ограничиваются сельским хозяйством, они могут использоваться для снегоподъемных работ и транспортировки тяжеловесных грузов. Установленные на этих тракторах двигатели имеют мощность порядка 350 лошадиных сил.
К 6 тяговому классу относятся гусеничные ТС, способные выполнять трудоемкие работы на больших земельных участках, включая работы по улучшению условий выращивания растительной продукции, например, мелиорацию. Среди иностранных машин данной категории можно отметить модели Case IH серий STX380, 430, 480 и 530, John Deere серий 9430 и 9420. Из отечественных – Т-170М.
Как расходуется мощность двигателя трактора
При движении колесного трактора с равномерной скоростью от 65 до 75 % эффективной мощности двигателя расходуется на обеспечение тяговых функций оборудования. Но по нескольким причинам полная производительность двигателя не может быть использована на полезную работу. При передаче силы от двигателя к гусеницам/колесам, приходится столкнуться с потерей около 8–10 % энергии. Она расходуется на трение между разными элементами системы, включая зубчатки, подшипники и сальники. Некоторый объем энергии уходит на перемещение масла внутри системы.
Кроме того, часть мощности двигателя трактора используется на передвижение самой машины. При поездке по неровной поверхности или сминаемой почве энергия тратится на преодоление трения в узлах ходовой части механизма. Потери ее могут достигать до 10—12 % для гусеничных тракторов и 14--16 % для колесных. Дополнительное сопротивление, повлекшее увеличение энергозатрат, возникает и при работе тягового оборудования в неблагоприятных природных/погодных условиях.
Тяговый КПД – один из основных параметров трактора с дополнительным оборудованием, так как определяет доступную часть мощности для выполнения задач. Для сравнения расхода мощности на буксировку одного трактора можно использовать тяговый КПД, который получают экспериментально или рассчитывают по специальным формулам.
Как расходуется мощность двигателя трактора
При проведении ранжирования сельскохозяйственных машин учитывается не только их тип, но и усилие, требуемое для работы в специфических условиях. К ним причисляют такие факторы, как тип почвы, наличие остатков растений, количество воды в почве (не более 20–30 %), уровень плотности грунта и недостаточное сцепление с землей. Для колесных машин 4x2 буксование составляет 16 %, для колесных машин 4x4 – 14 %, а для гусеничных ТС – всего 3 %. Чтобы увеличить сцепной вес колес, их можно оснастить съемными грузами, грунтозацепами или полугусеничными приставками. Однако все эти устройства значительно увеличивают затраты энергии на передвижение трактора.
Цифровое обозначение тягового класса трактора указывает на силу его тяги, которая измеряется в тонна-силах (тс) или килоньютонах (кН). Пример: тяговый класс 14 кН означает 1,4 тягового класса, так как 1 кН – около 10 тс. У колесной и гусеничной техники разные оптимальные показатели тягового коэффициента (КПД) в зависимости от типа почвы, на которой они работают. На плотных почвах оптимальный тяговый коэффициент (КПД) для первой составляет от 0,70 до 0,75, для второй – от 0,75 до 0,80.
На рыхлых почвах мощность двигателя гусеничного трактора должна быть 0,65–0,75, колесного – 0,50–0,55.
Причины потери мощности трактора
Постепенное снижение мощности может привести к потере тягового усилия техники и снижению КПД мотора, что может быть вызвано неисправностью агрегата. Для выявления реального объема утраты используются тормозные испытания с использованием специальной установки, которая позволяет диагностировать проблему без необходимости дефектовки двигателя.
Главные причины потери мощности двигателя трактора включают:
- Изменение топливной подачи, вызванное износом, ошибкой регулировки насоса или большими зазорами в приводе его рейки, порчей поршня подкачивающей помпы, форсунок, засорами в топливных фильтрах.
- Изменение подачи воздуха из-за засоров воздухоочистителя или больших зазоров в клапанах.
- Изменение момента подачи топлива и износ плужных пар, приводных элементов.
- Засоры выхлопной трубы.
- Неисправность регулятора оборотов, сильный износ сочленений и потеря упругости пружин.
- Уменьшение компрессии из-за износа поршневых механизмов или неплотности клапанов.
Причины потери мощности трактора
Если мощность трактора быстро снижается, это может быть вызвано следующими причинами:
- Недостаток топлива, вызванный неисправностью насоса, например, из-за изношенных плунжеров или реек, сломанного обратного клапана, поврежденной пружины плунжера или просачивания воздуха в систему. Также причиной может быть засорение форсунок и комплектующих, заедание поршня подкачивающей помпы или клапана, неправильная установка тяги от рычага, регулирующего подачу топлива, к регулятору.
- Поломка регулятора.
- Перегрев или переохлаждение мотора.
- Наличие воды в горючем или использование низкокачественного топлива.
- Уменьшенная компрессия, вызванная неверной установкой системы декомпрессора, залеганием колец поршней, неплотной посадкой форсунок, трещинами в цилиндре/поршне.
Чтобы точно выявить причины неисправности, необходимо провести полную проверку состояния и функциональности систем питания, распределения и других компонентов. Для обеспечения надежной работы двигателя трактора нужно регулярно обследовать компрессию в цилиндрах с помощью специализированного оборудования. Это – одна из важных процедур технического обслуживания, которая позволяет выявлять потенциальные проблемы и предотвращать возникновение серьезных неисправностей. Регулярный ремонт и ТО двигателя также могут значительно сократить временные и финансовые затраты при эксплуатации трактора.