О чем речь? Подготовка плуга и трактора – обязательная процедура перед началом сезона полевых работ. От правильной регулировки агрегатов зависят расход топлива и качество вспашки.
Что учесть? Есть несколько обязательных параметров регулировки плуга. Это тяговое усилие, ширина захвата, глубина вспашки. Также важно правильно выставить опорное колесо и нижние тяги плуга.
Из этого материала вы узнаете:
Подготовка трактора к работе с плугом
Прежде чем подготовить плуг к работе, важно правильно установить трактор. Делать это нужно на ровном участке или забетонированной площадке. С левой стороны под колеса трактора ставятся деревянные бруски.
В случае полноприводной техники они должны быть одинаковой высоты, а при колесной формуле 4 х 2 задний брусок должен быть ниже переднего на 2 – 3 см. Высота брусков определяется глубиной вспахивания поля – она должна быть на 10 % меньше глубины разработки. То есть если почву нужно вспахать на глубину 20 см, то бруски нужно брать по 18 см.
От правильной настройки связки «трактор – плуг» зависят расход горючего, равномерность работы плуга, эффективность вспашки, износ рабочих частей и другие факторы.
Подготовка трактора к работе с плугом
Настраивать всегда сначала нужно трактор, а затем под него подстраивать плуг.
Регулировка трактора включает следующие шаги:
- Выравнивание давления в шинах всех колес техники. Его нужно делать минимально возможным в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя трактора.
- Догрузка трактора грузом (балластом), предоставленным изготовителем. Переднюю ось рекомендуется нагружать не менее чем до 20 % от массы трактора, поскольку это повышает его устойчивость и управляемость.
- Регулировка длины рычагов навески. Направление плуга можно изменять, если предусмотреть примерно 10 см горизонтального люфта нижних рычагов. Верхний рычаг для создания давления и удержания плуга внутри почвы должен под тупым углом упираться в раму.
- Регулировка колеи. Для этого нужно сделать ширину между задними и передними колесами одинаковой (расхождение в ширине не должно превышать 5 см).
Основную подготовку плуга нужно выполнять прямо в поле. Для этого проводят несколько контрольных проходов, в результате которых можно увидеть:
- ровно ли происходит нарезка борозды;
- совпадает ли глубина задних и передних корпусов;
- является ли нормальным усилие срабатывания (если стоит рессорная защита).
Основные параметры подготовки плуга
Основные этапы подготовки плуга к работе включают регулировку следующих параметров:
- Тяговое усилие. Чтобы достигалась необходимая линия тяги, она должна пересекать центр задней оси трактора. Понять, грамотно ли установлен плуг, можно по тому, что верхняя тяга проходит параллельно борозде. Это актуально для работы с маленькими плугами (до четырех корпусов). Если настройка проведена неграмотно, то потребность в тяговом усилии возрастает, а, следовательно, расходуется больше топлива.
- Настройка глубины. Рабочая глубина плуга зависит от ширины захвата корпусов агрегата, мощности трактора, почвы, особенностей агротехники культур, наличия вредителей или болезней, а также мусора на территории. Чистая картина вспашки предполагает, что глубина обработки составляет примерно 2/3 ширины захвата одного корпуса.
- Выравнивание по горизонтали. Плуг должен располагаться под углом 90 градусов к невспаханной поверхности.
- Настройка ширины захвата в каждой ситуации проводится индивидуально. Все корпуса должны иметь одинаковую ширину захвата. Оптимальное соотношение ширины захвата и глубины вспахивания составляет 1:4. Так работа идет максимально экономично и обеспечивается минимальный износ деталей.
- Глубина работы основных корпусов должна на 5 – 7 см превышать этот параметр для предплужников.
Выставление нижних тяг плуга
Грамотно отрегулированные нижние тяги должны в рабочем положении подниматься к раме, а их стабилизаторы оставаться свободными. В таком случае нож будет врезаться в почву под влиянием силы тяжести. При подъеме устройства тяги закрепляют его в определенном положении, чтобы избежать загребания почвы при развороте машины.
Сделать так, чтобы при вспашке плуг не сдвигался в сторону, позволяет настройка нижних фланцев, которые фиксируются по направлению к борозде. При хорошо выставленных тягах вид корпуса сверху выглядит не как прямоугольник, а как трапеция, то есть тяги сходятся по направлению к трактору.
Если трактор имеет маленький подъемный вал, то нужно контролировать, чтобы не было блокировки нижних фланцев ограничителями трактора. При соприкосновении этих элементов нож не сможет войти в землю на нужную глубину (как правило, это 25 – 27 см).
Важно понимать, что чем выше зафиксированы тяги, тем более глубоко будут входить ножи и линия буксировки будет лучше, но высота подъема плуга при развороте в таком случае уменьшится. Если при вспашке тяги стремятся вниз, то следует поменять точки навешивания. Такая возможность предусмотрена у большинства современных плугов.
Расположение опорного колеса плуга
Чтобы плуг легче было передвигать по земле и его вес по поверхности земли распределялся более равномерно, он оснащается опорным колесом. Оно ставится посередине плуга, сзади него или, наоборот, ближе к трактору. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.
Расположение опорного колеса плуга
Если колесо находится сзади, то проще контролировать глубину погружения ножей, а также уменьшается давление на ведущие колеса, но при этом становится сложней пахать по краям поля. Среднее или переднее расположение облегчает обработку кромок, но выставить необходимую глубину для ножей становится сложнее.
Настройка ширины захвата плуга
У современных плугов ширину захвата можно регулировать посредством гидравлической системы. Как правило, такое оборудование используют крупные сельскохозяйственные предприятия, обрабатывающие различные виды почв.
Также настройку ширины можно провести механическим путем – использовать другие позиции для фиксации крепежных болтов. Сделать это можно за 15 – 20 минут, но часто фермеры просто увеличивают скорость вспахивания, продолжая работу на стандартных настройках. Это не совсем правильное решение, поскольку при увеличении скорости трактора он расходует на 20 % больше горючего, в результате затраты на обработку почвы возрастают, а рентабельность производства снижается.
При скорости вспашки выше 10 км/ч качество работ существенно снижается, а износ ножей становится почти на 400 % больше. Понятно, что сегодня легко можно купить запчасти для плуга, но все же при возделывании легких почв лучше не ускорять обработку, а сделать больше ширину захвата.
Плуги с гидравликой обычно оснащены конечными ограничителями, не позволяющими лопастям раздвигаться дальше обозначенных пределов. После расширения необходимо провести настройку опорного колеса для сохранения равновесия конструкции. Колесо ставится параллельно полевой доске. Если опора расположена сзади, регулировка не нужна.
Настройка глубины вспашки плуга
Часто вспашку проводят на максимально допустимую глубину, полагая, что так повышается плодородность почвы, но на самом деле это не так. С увеличением глубины растет только расход дизельного топлива. Например, если двухкорпусный плуг заглубить на 7 см, то расход горючего увеличится на 30 %, а при заглублении на 10 см – на 40 %. Оптимальная глубина вспахивания составляет 25 – 27 см, и стремиться нужно именно к этим цифрам.
Чтобы провести подготовку плуга к заданной глубине вспашки, нужно пропахать определенное расстояние. Настройка выполняется обязательно по вспаханной почве. Во время регулировки трактор должен идти под таким же наклоном, как если бы он выполнял вспашку. Для этого и требуется названная выше полоса.
Следует поставить машину в ее начале, затем с помощью гидравлики установить необходимую глубину входа ножей. Опорное колесо, чтобы не болталось, закрепляют на нужной высоте. Плуг выставляют так, чтобы он располагался параллельно поверхности земли и не отклонялся в стороны или вперед и назад.
Настройка глубины вспашки плуга
Если опорное колесо закрепляется на двух шпинделях, то углы их расположения должны совпадать, иначе возникнут перегрузки. После этого нужно выполнить контрольную вспашку и проверить, насколько заглубляются ножи. При наличии заднего опорного колеса оно может применяться для тонкой настройки глубины. Когда требуемое значение будет достигнуто, тягу нужно укоротить на один оборот, чтобы часть веса перешла на трактор и нагрузка уменьшилась. После настройки высоты нужно отрегулировать угол наклона плуга.
При подготовке оборотных плугов к работе нужно соблюдать следующее правило: в процессе вспашки плуг должен располагаться под прямым углом к земле. Для выставления угла используются специальные шпиндели (их проворачивают на равное число оборотов). Если вспахиваемое поле имеет наклон, то плуг можно вести с небольшим уклоном по направлению к вершине. Если используются широкие колеса, угол можно увеличить. Общий наклон не должен превышать 7 градусов, иначе возникнет перерасход горючего.
Контроль передней борозды плуга
После того, как регулировка трехкорпусного плуга будет завершена, нужно для пробы вспахать небольшую площадь. Оцените качество вспашки, посмотрите, как образуется первая борозда и куда приходится тяговое усилие. Первый показатель настраивается посредством внешнего запора, а второй – внутреннего. Регулировка зависит от конструкции агрегата, поэтому важно ознакомиться с рекомендациями производителя.
При подготовке плуга к вспашке нужно обращать внимание на следующие моменты:
- Хорошо настроенный плуг пашет равномерно. Размеры пластов земли, поднимаемых первым и последним ножами, совпадают. Отклонения допустимы не более чем на 5 – 7 см. Если первая борозда получится шире, то на поле сформируются неровности, которые мешают передвижению сельскохозяйственной техники и снижают качество посева.
- Регулировку выполняют с помощью тяг. Уменьшение верхней тяги вызывает более глубокое погружение первого ножа в землю и образование большого вала. Вращать вал нужно до того момента, пока заглубление не станет равномерным.
После этого нужно отрегулировать точку воздействия тягового усилия. Это влияет на силу сопротивления, а следовательно, и на тягловую технику. Если точку задать неверно, то плуг будет пахать плохо, а расход горючего увеличится на 15 – 25 %. Настройку точки проводят, изменяя угол между навесным агрегатом и рамой.
Контроль передней борозды плуга
Нужно сделать так, чтобы во время движения трактор тянуло в сторону вспаханной земли. Этого добиваются, смещая верхнюю тягу по направлению не к вспаханному участку, а к целине. Это приводит к уменьшению нагрузки на полевую доску и снижению сопротивления почвы. Но нельзя допускать, чтобы тяга отходила очень сильно, поскольку это приведет к обратному эффекту: трактор не будет смещаться в сторону распаханной земли, а борозда не образуется или полностью разрушится.
Часто задаваемые вопросы о подготовке плуга
Наиболее частые ошибки при подготовке плуга?
При подготовке плуга к работе чаще всего ошибки связаны с:
- фиксацией центрального винта – для этой цели у многих плугов есть вытянутое и круглое отверстия, что нужно учитывать;
- регулировкой глубины вспашки – нужно настраивать не только опорное колесо, но и длину трехточечной навески и центрального винта;
- изменением ширины захвата – при регулировке этого параметра нужно помнить о настройке угла отклонения рамы агрегата: полевая доска должна располагаться четко по направлению движения трактора;
- регулировкой предплужников – их необходимо настраивать так, чтобы снимался только угол пласта и на поверхности почвы после прохождения плуга создавался чистый фон.
Как правильно навешивать плуг на трактор?
Трактор нужно подать к плугу задним ходом. Нижние тяги надеть на пальцы плужной подвески с помощью шаровых шарниров и закрепить быстросъемными штырями. После этого надо отрегулировать положение рамы в поперечной и продольной плоскостях (длиной правого раскоса и длиной верхней тяги соответственно). При этом длину левого раскоса не меняют (она составляет 72 - 77 см).
Также нужно настроить степень качания концов нижних тяг (влево/вправо) – она должна быть не более 20 мм. Это делают, меняя длину ограничительных цепей. В процессе вспашки натяжение цепей уменьшают.
Как правильно подготовить поле для вспашки?
На качество работы влияют способ передвижения техники и подготовка земли. Перед вспашкой нужно убрать с поля мусор и предметы, которые могут помешать процессу или привести к поломкам. Поле разделяют на участки, проводят разметку поворотных полос, ставят вешки вдоль линии стартовой борозды.
Способ передвижения определяется типом почвы, рельефом местности и другими факторами. Пристальное внимание необходимо уделить первым проходам и вспашке границ поворотных полос. Важно, чтобы при работе на них развальная борозда закрывалась с формированием небольшого гребня. Первые борозды пашутся двумя методами:
- Тремя проходами «всвал». При начальном проходе в таком случае правый раскос трактора делают немного короче, чтобы заглубление первого корпуса происходило лишь на одну треть от необходимой глубины либо чтобы он скользил по поверхности земли. Последний корпус должен углубляться при этом на требуемую глубину. При втором проходе все корпуса должны работать на необходимой глубине, но нужно контролировать, чтобы первый корпус проходил по пути предпоследнего. Во время третьего прохода работают как при основной вспашке.
- Четырьмя проходами «вразвал». Для прохождения первых двух раз опорное колесо опускают, а правый раскос делают короче. Это позволяет первому корпусу скользить по земле, а последнему углубиться наполовину. Заделка разъемных борозд выполняется с поднятым опорным колесом и при укороченной верхней тяге трактора. Это позволяет первому корпусу проходить на заданной глубине возле борозды, которую нужно закрыть. Последний корпус в это время скользит по поверхности почвы.