Зачем нужна? Подготовка трактора к работе необходима для корректного и бесперебойного эксплуатирования всех узлов, так как небрежность приведет к остановке техники и потере времени. При весеннем посеве или сборе урожая осенью такая поломка может стать критичной и привести к большим убыткам.
Что делать? Подготовка необходима как для трактора, который уже эксплуатируется, так и для только что выпущенного с завода спецтранспорта. В первую очередь проверяют работу двигателя и уровень ГСМ. Затем тестируют остальные узлы – ходовую часть, тормозную систему, электрооборудование и так далее.
В этой статье:
Предварительная подготовка трактора к работе
Как только трактор поступает с завода или из капитального ремонта, механизатор проводит обязательную предварительную обкатку техники и осматривает двигатель перед пуском. Также нужно проверить, затянуты ли болты, гайки и шплинты, не пробиты ли баки, нет ли течи масла, топлива, воды и электролита.
Если что-то из перечисленного обнаружено, то неисправность тут же устраняют. Масляные пятна с деталей удаляют деревянными скребками или ветошью, пропитанной соляркой. После этого можно заправить топливные баки, а в радиаторы залить охлаждающую жидкость. Ее задача – смазывать все движущиеся детали, механизмы трактора по стандартам специальной заводской таблицы. Также нужно проверить уровень масла в картере, редукторе пускового двигателя, топливном насосе, редукторе ВОМ. Важно тщательно смазать цепи стеклоподъёмников и шарниры сиденья.
Предварительная подготовка трактора к работе
Солидолом нужно обрабатывать узлы, в которых плохо удерживается смазка. Это подшипники вала и механизма выключения сцепления, валы рычагов управления, шлицевые соединения карданов ведущего моста и ВОМ, верхняя ось и цапфы центральной тяги навески. Чтобы обработать детали в труднодоступных местах, используют специальные пресс-масленки.
Перед тем, как начать смазывать части трактора, механизатор проверяет заправочные отверстия и тару с веществом: они не должны быть покрыты пылью и грязью. После отвинчивания пробок заправочных баков, контрольных и сливных отверстий, их обязательно нужно класть на чистое место. Так в топливо не попадет мусор. После смазки двигателя и механизмов все пробки завинчивают, при необходимости пролитое масло протирают ветошью.
После первого запуска аппарат прогревают на холостом ходу, периодически увеличивая частоту вращения от минимальной до средней в течение 2–3 минут. Признаки нормально работающего двигателя: нет перебоев, стуков и посторонних шумов, а выхлоп прозрачен, не дымит.
Подготовка трактора к работе сопровождается проверкой показателей датчиков. Нормальную работу дизеля без нагрузки отображают следующие значения:
- температура жидкости в системе охлаждения – от плюс 65 до плюс 85 °С;
- давление масла в системе смазки дизеля при максимальной подаче топлива 0,3–0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см2);
- при выжатой педали деселератора давление должно быть не менее 0,1 МПа (1 кгс/см2) при температуре охлаждающей жидкости от плюс 65 до плюс 85 °С.
Если дизель работает на малой частоте вращения без нагрузки, то рекомендуется держать его так не более 30 мин при температуре охлаждающей жидкости ниже 70 °С (в зимнее время ее нужно регулировать клапаном утеплительного чехла).
Чтобы правильно остановить дизельный двигатель, нужно:
- сначала снять нагрузку;
- установить малую частоту вращения с помощью рычага управления подачей топлива;
- через 3 мин. перевести эту рукоятку в крайнее нижнее положение.
Хит продаж
Заправка трактора топливом перед работой
Для соответствующего механизма рекомендуется использовать дизельное: летнее, зимнее или арктическое топливо (ГОСТ 305-82). Выделяют следующие его марки:
- Л-0,2-40 — используется при температуре окружающего воздуха выше 0 °С;
- 3-0,2 (- 35 °С)— используется, когда на улице от 0 °С до минус 20 °С;
- 3-0,2 (- 45 °С) — используется при температуре от 0 °С до минус 30 °С;
- А-0,2 — используется, когда на улице до минус 50 °С.
Заправка трактора топливом перед работой
Альтернативой рекомендованному топливу может быть керосин: авиационный, осветительный и для технических целей. Также подойдут стабильные газовые конденсаты с соответствующей кинематической вязкостью (ν = 1,0 мм2/с), нормальными вредными примесями (по ГОСТ 305-82) и стандартной температурой вспышки (зимой – не ниже 12 °С, летом – не ниже 40 °С).
Нужно знать, что подготовка трактора к работе не обходится без проверки топлива для двигателя. Ведь мощность может снизиться, если начать пользоваться заменителем, не отрегулировать аппаратуру по показателю плотности. Но топливная экономичность останется на том же уровне и ресурс работы дизеля не снизится. Газоконденсатное горючее имеет низкое значение температуры вспышки, что может привести к возгоранию. Стоит это учитывать при работе в закрытых помещениях.
Трактор может работать непрерывно в течение 12 часов, если заправить полный бак. Внимательно осмотрите топливо перед тем как заливать: в нем не должно быть воды и механических примесей, то есть оно должно быть прозрачным на вид. Баки для хранения горючего также должны быть чистыми, а горловины цистерн или бочек нужно герметично закрывать, чтобы не допустить попадания в них пыли. По стандартам рекомендуется отстаивать дизельное топливо не менее 48 ч. При его заливке в тракторный бак нужно использовать топливозаправочные средства закрытого типа, оборудованными исправным фильтром.
Смазка механизмов трактора
Трактор прослужит вам намного дольше, если его механизмы будут регулярно смазываться качественными маслами или солидолом.
Смазка механизмов трактора
Требования к смазочным материалам довольно простые: они не должны быть грязными, содержащими примеси и включения, мусор, воду. Во избежание засорения от атмосферных осадков держите тару с этими составами в закрытых помещениях. Также перед смазкой механизмов трактора нужно тщательно удалить пыль и грязь с масленок и у горловин заправочных баков. Так вы исключите возможность попадания внутрь механизма засора, который будет мешать работе деталей или будет разрушать их.
Есть правило, по которому требуется иметь для каждого вида заправочных материалов особую тару с надписями (вода, топливо, масло и т. д.). Храните эту емкость для заправки в специальном ящике с крышкой и регулярно следите за ее чистотой.
Подготовка трактора к работе в осенне-зимний период
В зимний период тракторы должны быть уже заранее подготовлены к работе в экстремальных условиях. В это время, при низких температурах:
- масло в картерах густеет и может застыть;
- запуск двигателя затруднен из-за плохого поступления смазки к трущимся деталям;
- вязкость топлива увеличивается;
- горючее плохо проходит через фильтры и недостаточное распыляется форсунками;
- вода в радиаторе замерзает, размораживая его (сердцевину, блоки цилиндров двигателя).
Подготовка трактора к работе в осенне-зимний период
Во время перехода к осенне-зимнему периоду подготовка трактора к работе сопровождается следующими действиями:
- Промывка системы охлаждения двигателя и удаление накипи.
- Проверка работы дистанционного термометра и действия шторки.
- Замена в двигателе и гидравлической системе летних масла и смазки на зимние.
- Отключение масляного радиатора системы смазки двигателя.
- Проверка числа оборотов коленчатого вала при запуске двигателя.
- Замена изношенных элементов фильтра тонкой очистки топлива.
- Промывка баков, отстойников, топливопроводов и фильтров системы питания двигателя.
- Заполнение системы питания дизельным топливом для зимнего периода.
- Проверка состояния электрооборудования.
- Смена в реле-регуляторе рабочего напряжения до 14,5+2в.
- Установка аккумулятора с электролитом, плотность которого соответствует зимней норме.
- Проверка работы котла индивидуального подогревателя.
- Утепление кабины, двигателя и батареи аккумуляторов.
- Заполнение системы охлаждения антифризом.
Подготовка трактора кратко описана в технических инструкциях. При низких температурах в поддон воздухоочистителя рекомендуют заливать отработанное дизельное масло, которое разбавляют 1/3 этого же топлива. Также в бак с горючим добавляют керосин (10—25 %), чтобы машина не отказывала в морозных условиях.
Во время работы двигателя трактора следите за уровнем охлаждающей жидкости в радиаторе. Если нет антифриза, то перед пуском двигателя нужно залить в него сначала теплую, а потом уже горячую воду и при этом открыть сливной кран. Дождитесь, когда из носика начнет вытекать теплая жидкость, закройте кран, долейте в радиатор еще кипятка и запускайте мотор.
Зимой в мороз нужно следить за температурой масла в гидросистеме. Если оно остыло, то нужно прогреть, перекачав насосом без нагрузки — для этого рукоятки распределителя должны находиться в нейтральном положении. Когда масло достигнет нормы, 10—15 раз прогоните поршень в силовом цилиндре для проработки агрегатов гидросистемы. Во избежание трещин и вмятин в насосе и распределителе, их ни в коем случае нельзя прогревать открытым пламенем.
Для коротких остановок мотора зимой трактор устанавливается в защищенном от ветра месте или в подветренном направлении радиатора. И следите за тем, чтобы температура охлаждения не опускалась ниже 40–50 градусов.
Подготовка трактора к работе в весенне-летний период
Чтобы подготовить трактор к весенне-летнему сбору урожая, необходимо сделать несколько вещей. Прежде всего, если он использовался зимой, снимите утеплитель с капота. Он спасает двигатель от потери тепла в холод, но весной и летом будет барьером для теплоотдачи, часто приводя к перегреву.
Подготовка трактора к работе в весенне-летний период
После прогрева включаем радиатор смазочной системы, который служит для охлаждения масла в двигателе. Зимой он отключен, так как его функции выполняет низкая температура воздуха. Но во время подготовки к весенне-летнему периоду радиатор нужно проверить и запустить. Для этого надо повернуть винт реле-регулятора в положение «Л» — тогда значения соответствуют высоким температурам. Реле регулирует напряжение сети в заданных пределах и так регулятор-транзистор защищается от теплового разрушения. Это реле находится на корпусе гидроусилителя рулевого управления; винт сезонной регулировки можно найти на боковой стенке корпуса реле.
После этого нужно отрегулировать плотность электролита в аккумуляторах до летней нормы. Заводская плотность в батареях составляет 1,27 г/см3, а летняя норма – 1,25 г/см3. Чтобы измерить этот показатель, нужно воспользоваться ареометром. Не рекомендуется использовать этот прибор сразу после включения стартера, полной разрядки или наполнения радиатора водой. В подобных случаях нужно немного зарядить батарею или выждать 1–2 ч.
Если вы обнаружите накипь в схеме охлаждения, то тщательно ее удалите оттуда. Для этого нужно полностью слить воду из системы охлаждения дизеля и отопителя кабины. Потом заполните систему содовым накипеудалителем.
Как его приготовить:
- Добавляем на 1 литр воды 100 грамм кальцинированной соды и 50 грамм керосина.
- Запускаем дизель и даем ему прогнать жидкость по системе в течение дня.
- Останавливаем, сливаем жидкость и промываем всё чистой водой.
В конце нужно заправить дизель летним топливом, проверить радиаторы систем охлаждения и смазочной. Обязательно осмотрите электрику на качество изоляции электропроводки, измерьте зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора.
Если своевременно и правильно обслуживать агрегаты и механизмы трактора, то он стабильно прослужит долгие годы. Регулярной диагностикой вы нормализуете расход горюче-смазочных материалов, сократите простой, снизите стоимость ремонта или сведете его к минимуму. Не игнорируйте указания заводских инструкций, основанных на многолетней практике в области машиностроения: проводите контроль и обработку каждую смену, ежемесячно и по истечении определенного количества часов.
Регламент технического обслуживания тракторов согласуется после выработки определенного периода. Этот процесс определен положениями и нормативами, разработанными механизаторами совместно с научными работниками. Это сделано для того, чтобы учитывать специфические факторы, такие как климатические особенности, топливные расходы, вид двигателя и остальные тактико-технические характеристики.