Логотип Центр Технического обслуживания
24.07.2023 Трактор
7309
Время чтения: 11 минут

Общая характеристика и устройство трактора МТЗ

Сохранить статью:

В чем особенность? Устройство трактора МТЗ не отличается особой сложностью, даже если говорить о разнообразных его модификациях. Это значительно облегчает как освоение техники, так и ее ремонт в случае возникновения каких-либо поломок.

Где используется? Трактор МТ3 по праву считается универсальным, так как способен агрегироваться не только с сельскохозяйственным, но и бульдозерным, экскавационным, погрузочным, а также разного рода коммунальным оборудованием.

 

 

Общая информация о тракторе МТЗ

После Великой Отечественной войны главной задачей в нашей стране стало скорейшее восстановление сельского хозяйства. В военные годы все заводы были перепрофилированы под выпуск танков, пушек и другого оружия, поэтому простых тракторов практически не производилось. Когда необходимость в массовых поставках оружия отпала, то многим заводам было дано указание освоить выпуск сельскохозяйственной техники. Минский тракторный также получил такое распоряжение. Уже через 3 года, в 1948-м, на данном заводе начали производить колесные тракторы под маркой МТЗ, но более известна эта продукция под названием «Беларус».

Так как потребность в колесных моделях в то время была огромна, множились предъявляемые к ним требования, то продукция из Минска постоянно совершенствовалась, росла мощность двигателей, перерабатывалась трансмиссия, повышалась функциональность тракторов. В результате всех модернизаций и улучшений был создан МТЗ-80/82. Первые серийные образцы этой техники сошли с конвейера еще в 1974 году. Уже тогда трактор агрегатировали с 230 машинами и иной сельскохозяйственной техникой. Именно поэтому его можно было видеть во многих сферах деятельности.

Данная модель трактора была настолько удачно спроектирована, разработана и выпущена, что она была самой массовой для своего класса 1,4 в Советском Союзе. Из-за надежной конструкции и широкого диапазона применения, МТЗ-80 и МТЗ-82 в некоторых модификациях можно встретить в рабочем состоянии до сих пор.

Общая информация о тракторе МТЗОбщая информация о тракторе МТЗ

Модель МТЗ-82 на самом деле объединяет в себе два типа тракторов – МТЗ-82 и МТЗ-82Л. Конструкция у них в основном одинаковая, а отличия заключаются в некоторых особенностях. К примеру, МТЗ-82 оснащен электрическим стартером, а в модификации 82Л запуск осуществлялся с помощью бензинового пускового двигателя. Существенное отличие – в конструкции переднего моста: 80-я модель оснащалась обычной балкой с управляемыми колесами, а 82-я могла похвастаться ведущим передним мостом, на который передавался крутящий момент от трансмиссии через раздаточную коробку.

Преимущества и недостатки МТЗ

Как любая техника, трактора «Беларус» имели как преимущества, так и недостатки. Если говорить о достоинствах машины, то они очевидны для всех пользователей. Например, очень важным фактором, в первую очередь для фермеров, является то, что затраты на содержание данного трактора минимальны.

Качество всех комплектующих, а именно – редукторов, радиаторов, амортизаторов, коробки передач, гидроцилиндров, сцепления, валов отбора мощности, навесного оборудования и т. д. – залог длительной эксплуатации в любых условиях. Использование сверхпрочных материалов позволило тракторам Минского завода завоевать славу неубиваемой техники, которая может работать при высоких перепадах температур, на бездорожье, под дождем или снегом.

Преимущества и недостатки МТЗПреимущества и недостатки МТЗ

Также к достоинствам относят довольно простую эксплуатацию. Общее устройство трактора МТЗ понятно большинству опытных трактористов. Навеска оборудования позади агрегата не вызывает никаких вопросов у фермеров. К плюсам относится и невысокая стоимость ремонта. По сравнению с американскими и европейскими аналогами, отремонтировать белорусскую машину значительно дешевле. Низкая стоимость восстановления объясняется тем, что устройство трактора МТЗ довольно простое.

Несмотря на наличие достоинств, не удалось избежать и некоторых недостатков, основным из которых является то, что в последнее время цена на продукцию Минского тракторного завода значительно выросла. Стоит отметить немного устаревший дизайн, который, впрочем, никак не влияет на работоспособность. Кому важна производительность и надежность, на этот недостаток даже не смотрят. Для российских фермеров, особенно в условиях санкций, тракторы белорусского производства являются оптимальным вариантом. Высокое качество комплектующих и сборки, долговечность, надежность, невысокий расход топлива – за эти качества и любят технику МТЗ.

Технические характеристики трактора МТЗ-82

Ниже приведены технические характеристики выпускаемого в наше время трактора «Беларус» МТЗ-82, благодаря которым он занимает ведущие позиции в рейтинге универсальности и многофункциональности:

  1. тяговый класс – 1,4;
  2. привод – полный 4х4;
  3. грузоподъемность – 3,2 т;
  4. двигатель:
    • модель – Д-243;
    • тип – дизельный четырехцилиндровый, без турбонаддува с непосредственным впрыском топлива, охлаждение жидкостное;
    • мощность – 81,0 л. с.;
    • объем – 4,75 л;
    • норма расхода топлива – 230 г/(кВт ч);
    • вес – 0,43 т;
  5. трансмиссия:
    • КПП – механическая;
    • количество передних передач – 18;
    • количество задних передач – 4;
    • сцепление – однодисковое, в сухом исполнении;
    • блокировка дифференциала заднего моста – гидравлическая;
    • скорость максимальная (минимальная): переднего хода – 34,40 (1,90) км/час; заднего хода – 9,22 (4,09) км/час;
  6. гидравлическая система:
    • тип – универсальная, агрегатно-раздельная;
    • производительность – 45 л/мин;
    • наибольшее давление – 20 МПа;
    • объем – 25 л;
  7. стандартный размер шин:
    • на переднем мосту – 11,20R20;
    • на заднем мосту – 15,5R38;
  8. общие данные:
    • вес – 3,5 т;
    • объем баков – 130 л;
    • колея колес (мин., макс.):
      • передняя – 1,43–1,99 м;
      • задняя – 1,40–2,10 м.

«Беларус» МТЗ-82 в разных модификациях способен выполнять практически все сельскохозяйственные и иные механизированные операции.

Технические характеристики трактора МТЗ-82Технические характеристики трактора МТЗ-82

Это связано с тем, что изначально заложенные запас прочности, технические и эксплуатационные характеристики довольно высоки.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Устройство трактора МТ3-82

Ниже приведено подробное устройство трактора МТЗ-82, так как на сегодня именно он получил широкое распространение.

Двигатель

Стандартная версия этого трактора оснащается дизельным четырехтактным силовым агрегатом Д-240, мощность которого составляет 240 л. с. Устройство двигателя трактора МТЗ состоит из следующих систем:

  • охлаждения;
  • газораспределения;
  • питания;
  • пуска;
  • кривошипно-шатунного механизма.

Из-за наличия рабочей камеры нераздельного вида с двойным впрыском топлива увеличивается ресурс работы силового агрегата и его динамические показатели. А то, что камера имеет шарообразную форму, дает усиленное смесеобразование, а также создает необходимые условия для образования вихревых потоков с выделением тепла. Материалом корпуса двигателя является чугун, что объясняется необходимостью поддержания температурного баланса.

Устройство трактора МТ3-82Устройство трактора МТ3-82

Основой двигателя является блок цилиндров, вокруг которого крепятся все остальные детали. Именно здесь происходит воспламенение топливной смеси. Для повышения мощности силового агрегата при помощи форсунок регулируется подача солярки.

Функции остальных элементов силового агрегата:

  • кривошипно-шатунный механизм обеспечивает преобразование прямолинейного возвратно-поступательного хода поршня в движения коленвала;
  • система газораспределения осуществляет подачу воздуха в цилиндр, а также выводит из него отработанные газы;
  • смазка необходима для уменьшения силы трения и снижения общей температуры внутри двигателя, защищая его от перегрева;
  • комплекс питания обеспечивает непосредственную подачу топлива;
  • система пуска предназначена для начала работы двигателя.

Трансмиссия

Она предназначена для передачи крутящего момента от силового агрегата трактора к его ведущим колесам и ВОМ, изменения величины и направления оборотов. МТЗ-82 оснащается двухступенчатой трансмиссией, которая состоит из следующих основных узлов и механизмов:

  • сцепления;
  • коробки переключения передач;
  • заднего ведущего моста;
  • дифференциала;
  • конечных передач.

Также к трансмиссии относится самоблокирующийся дифференциал, колесные редукторы, раздаточная коробка, карданная передача, передний мост.

 

С помощью сцепления происходит передача движения от силового агрегата к элементам трансмиссии. Оно расположено в сухом корпусе вместе с редукторами (понижающим и заднего ВОМ). Сцепление состоит из:

  • нажимного диска;
  • маховика;
  • опорного диска.

На МТЗ-82 применяется сухая однодисковая постоянно замкнутая муфта, основной функцией которой является разрыв потока мощности от двигателя в момент переключения скоростей посредством КПП. Устройство коробки передач трактора МТЗ-82 механическое. Всего КПП имеет 18 передних и 4 задних передачи. Если посмотреть на схему трактора, то можно увидеть, что коробка передач располагается между задним мостом и корпусами промежуточной части.

ТрансмиссияТрансмиссия

Основная функция данного узла заключается в формировании передаточного числа крутящего момента, которое зависит от выбранной передачи. Когда у трактора передний мост ведущий, то с правой стороны корпуса КПП устанавливают дополнительную раздаточную коробку, привод на которую осуществляется с помощью промежуточной шестерни от шестерни вторичного вала. На левой стороне коробки передач есть возможность установки редуктора ходоуменьшителя, из-за чего существует возможность движения со сверхмалыми технологическими скоростями.

Задний мост

Устройство заднего моста трактора МТЗ упрощенно можно описать следующим образом: в цельном корпусе размещены все детали, с помощью которых движение передается колесам. Этот агрегат – самая массивная часть трансмиссии. Все ее детали и узлы находятся в монолитном корпусе из чугуна. В передней части моста есть специальные крепления для коробки передач, а в задней – кронштейн для установки навесного редуктора, который работает на отбор мощности. Главная передача представляет собой две конические шестерни с зубьями спиральной формы, одна из которых ведущая, а вторая – ведомая. Первая крепится к вторичному валу резьбовым соединением, а другая соединяется болтами с фланцем на коробке дифференциала.

Дифференциал – это планетарный механизм, соединяющий ведущие колеса. Он распределяет приходящий на него крутящий момент между двумя колесами, в зависимости от участка дороги.

Ходовая часть

Ходовая часть трактора МТЗ-82 представляет собой классическую тележку, которая состоит из переднего и заднего мостов и каркаса. На последний крепятся все остальные детали, а в передней его части расположены пружины.

Полурамы – это литые брусья из стали, с двумя продольно расположенными лонжеронами-штамповками. Именно на этой части располагаются силовой агрегат, радиатор охлаждения и ГРУ передней пары колес. Крепление бруса к продольным балкам осуществляется болтами. Задняя их часть и механизм сцепления соединяются между собой с помощью кронштейнов.

Гидросистема

Гидравлическая система трактора МТЗ-82 необходима, чтобы была возможность агрегатирования с навесным или полунавесным оборудованием. В ее состав входят следующие узлы и механизмы:

  • гидронасос;
  • распределитель;
  • гидроцилиндр;
  • гидроувеличитель;
  • гидроаккумулятор;
  • силовой регулятор;
  • трубопроводы;
  • фильтры;
  • бак для масла.

ГидросистемаГидросистема

Чтобы создать необходимое давление рабочей жидкости, в составе гидросистемы предусмотрен насос НШ 32, производительность которого составляет 45 л/мин. Он соединяется приводом от специальной шестерни заднего ВОМ. Для непрерывной продолжительной работы трактора в гидросистему требуется заливать только рекомендованное заводом-изготовителем масло и своевременно осуществлять замену гидрофильтров.

Пневматическая система

На силовом агрегате установлен одноцилиндровый компрессор, от него работает пневмосистема. Сжатый воздух собирается в накопителе со стальным корпусом. Он оснащен предохранительным клапаном для сброса избыточного давления и осушителем. Сжатый воздух нужен для привода тормозных камер прицепов и обеспечения работы вспомогательных механизмов.

Тормозная система

В этой системе МТЗ-82 работают сухие тормозные механизмы дискового типа. Они расположены на полуосях заднего моста. В кабине есть две педали, благодаря которым возможно раздельное торможение. Кроме того, они могут объединяться в единый контур, что актуально для движения по асфальтовой дороге. В совокупности с этой системой трактора применяется и пневматический кран, через который происходит подача сжатого воздуха к тормозным камерам прицепа.

Электрическая часть трактора

Она построена по 1-проводной схеме, в которой подключение минусовой клеммы батареи и отрицательных выводов потребителей происходит к корпусу трактора. Рабочее напряжение составляет стандартные 12 В. Для обеспечения бесперебойной подачи электричества предусмотрено наличие свинцово-кислотного аккумулятора и генератора. В тех модификациях трактора, на которых предусмотрен электрический стартер, можно встретить батареи на 6 вольт, соединенные последовательно в общую банку.

Кабина

Первые партии «Беларус» МТЗ-82 были укомплектованы небольшой кабиной. К достоинствам конструкции относились легкость, простота изготовления, малые габариты. Совокупность этих факторов позволяла труженикам оперативно снять кабину и сделать ремонт в полевых условиях, в сельских мастерских. Были в этом исполнении и недостатки, причем существенные. Основной, на который жаловались трактористы: работать всю смену в такой кабине было не комфортно.

Также к недостаткам конструкции относятся:

  • отсутствие внутренней обшивки;
  • плохая шумоизоляция;
  • слабая защита от пыли;
  • небольшая площадь остекления;
  • отсутствие стационарного отопителя;
  • плохое качество электросхемы приборного щитка.

Чтобы как то улучшить условия работы, механизаторы самостоятельно пытались устранить хотя бы часть вышеуказанных недостатков. С середины восьмидесятых годов Минский тракторный завод освоил выпуск трактора МТЗ-82 с кабиной большего размера.

КабинаКабина

Этот шаг позволил значительно увеличить комфорт при выполнении работ, вследствие чего увеличилась производительность труда.

Колеса и привода

Отличительной чертой заднего моста трактора является то, что в нем есть дифференциал со специальной муфтой, которая может быть либо автоматической, либо принудительной. Передний мост оснащен коническим самоблокирующимся дифференциалом. Крутящий момент на него передается через отдельный карданный вал.

Передние и задние колеса имеют разную размерность. Первые покрышки размера 11,2R20, а вторые – 15,5R38. Для повышения проходимости в полевых условиях и на бездорожье, все колеса имеют специальный рисунок протектора.

Навесное оборудование для МТЗ

Сельское хозяйство является далеко не единственной сферой применения трактора МТЗ-82. Эта техника служит основой для выполнения широкого перечня работ в сочетании с экскаваторным, бульдозерным, погрузочным, коммунальным и другим оборудованием в промышленности, строительстве, коммунальном хозяйстве, а также для обеспечения транспортных перевозок.

Навесное оборудование для МТЗНавесное оборудование для МТЗ

Ниже приведен список навесных устройств трактора МТЗ:

  • В строительной и коммунальной сфере – фронтальные погрузчики, экскаваторные навески, буровые установки, гидромолоты, подметально-уборочные машины, скалыватели льда, прицеп-цистерны, разбрасыватели песка, навесные вакуумные пылесосы, стрелы грузоподъёмные, шнекороторное оборудование для уборки снега, строительные и коммунальные бульдозерные отвалы и т. д.
  • В сфере лесного хозяйства – бревнозахваты, погрузчики.
  • В сельскохозяйственной сфере – плуги, бороны, культиваторы, сеялки, разбрасыватели удобрений, рыхлители и окучники, сенокосилки, пресс-подборщики, стогомёты, картофелесажалки/копалки, грабли-ворошилки, транспортные прицепы.

Модификации модели МТЗ-82

Принцип устройства трактора МТЗ-82 заключается в его универсальности. Помимо широкого применения базовой модификации, это ТС может служить основой для производства агрегатов специального назначения. Ниже перечислены наиболее распространенные:

МТЗ-82.1

Отличительной чертой этой модели были большая кабина и упрощенная схема переключения передач. Конструкция трактора предусматривала наличие специального отвала, а электрическая схема считалась наиболее надежной по сравнению с аналогами.

МТЗ-82Р

Модель предназначена для работы на рисовых полях, в связи с чем у нее было доработано устройство сцепления. Перед тем как начать работу, необходимо выполнить настройку трансмиссии, что улучшало производительность техники.

МТЗ-82Н

Этот трактор – для работы на местности, уклон которой не превышал 8 градусов. Для этого у данной модели был в наличии модернизированный ВОМ, а колеса имели меньший диаметр. Также у трактора была доработана система охлаждения.

МТЗ-82К

Модель предназначена для эксплуатации в гористой местности, в основном в совокупности с куном или прицепом. Высокая устойчивость на различных грунтах обеспечивалась за счет мощного аккумулятора и переделанного заднего моста.

Есть и другие модификации трактора МТЗ-82, но в силу ряда причин они не получили должного распространения.

Этот трактор относится к разряду лучших, если рассматривать его с точки зрения принадлежности к тяговому классу подобных устройств. Что касается ремонта МТЗ-моделей, то, как правило, проблемы возникают только из-за естественного износа техники или грубого нарушения правил эксплуатации. Большое количество запасных частей от производителя в наличии позволяет оперативно осуществить восстановление любой сложности, что делает этот трактор наиболее востребованным.