Логотип Центр Технического обслуживания
15.09.2023 Трактор
2241
Время чтения: 14 минут

Современные тракторы: виды и сферы применения

Сохранить статью:

Где используются? Современные тракторы – это больше, чем просто тяговая сила. Механизм оснащен высокотехнологичным оборудованием и применяется в разных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

Как выбрать? Выбор трактора зависит от того, в какой сфере он будет использоваться, какие виды и объем работ на нем нужно будет выполнять. Важно учитывать условия эксплуатации, например, сезонность, а также тип и состояние дорожного покрытия.

 

 

Устройство современных тракторов

Тракторы используются для выполнения разных задач: от строительных и дорожных работ до сельского и лесного хозяйства. Большой спрос на машины данного типа объясняется их высокой тяговооруженностью.

Тракторы всегда эксплуатируются совместно с каким-либо прицепным оборудованием (плугом, бороной, грузовым прицепом и т.п.), то есть служат источником энергии, приводящим в движение иные устройства, не имеющие собственной силовой установки.

Устройство современных тракторовУстройство современных тракторов

Одной из основных сфер использования тракторов является сельское хозяйство. Распашка земли, высевание семян, уборка сорняков, окучивание полей, сбор и транспортировка урожая – эти и многие другие задачи отнимали бы много времени и сил без современной тракторной техники.

Основными элементами конструкции рассматриваемого механизма являются следующие детали и системы:

  • Двигатель – устройство, которое обеспечивает трактор кинетической энергией.
  • Трансмиссия – необходима для передачи кинетической энергии от двигателя колесам.
  • Заднее и переднее навесные устройства – необходимы для присоединения оборудования.
  • Гидравлическая система – обеспечивает движение массивных механизмов и исключает необходимость применения мускульной силы.
  • Задний и передний механизмы отбора мощности – используются для передачи части кинетической энергии от силовой установки на соединенные с трактором устройства.
  • Кабина – необходима для размещения механизатора и органов управления трактором, может быть как закрытой, так и открытой.
  • Рама – используется для установки разных систем и механизмов трактора, во многих случаях эту функцию выполняют отдельные части машины, например, корпус двигателя и трансмиссии.
  • Электросистема – необходима для управления всеми элементами конструкции трактора, передачи им команд от механизатора.

Одним из важных отличий современного сельскохозяйственного трактора является наличие электронной системы управления. Она значительно облегчает работу механизатора по сравнению с машинами предыдущего поколения, в которых часто приходилось использовать мускульную силу, например, при переключении передач.

Устройство современных тракторовУстройство современных тракторов

Сегодня многие функции выполняются при помощи электронных систем. Работник может отдать команду через электронный блок управления, который обрабатывает запрос и приводит в действие те или иные механизмы.

При производстве тракторов широко используются композитные материалы, средства автоматизации, которые позволяют выполнять многие операции без вмешательства механизатора, физическая нагрузка на которого значительно снизилась, что позволило повысить производительность его труда.

На сегодняшний день тракторы стали гораздо более мощными и вместе с тем экологичными, экономичными. Использование современных технологических решений позволило свести к минимуму вредное воздействие на окружающую среду. Уменьшение выхлопных газов достигается за счет более полного сгорания топливно-воздушной смеси, фильтров. Таким образом, современные механизмы могут обеспечить более высокую мощность при одинаковом расходе топлива и более щадящем воздействии на природу.

Характеристики современного трактора

Надежность

К машинам, используемым в сельском хозяйстве, предъявляются повышенные требования по надёжности. Это объясняется тем, что рост и развитие культур продолжается в течение всего сезона, независимо от хода полевых работ. В результате, если по причине поломки оборудования придется пропустить хотя бы два дня, урожай может испортиться или значительно изменить свои свойства.

Характеристики современного трактораХарактеристики современного трактора

Экономичность

Это важнейшая характеристика трактора, которая напрямую определяет целесообразность его использования. Так, если расходы на покупку, обследование, а также топливо будут чрезмерными, то издержки сведут на нет всю выгоду от выполнения работы, для которой используется техническое оборудование.

Эргономичность

Средняя продолжительность одной рабочей смены механизатора составляет около 10 часов. Если условия его работы будет некомфортными, то тракторист быстро устанет, начнёт совершать ошибки, что повлияет на качество обработки и уборки урожая.

Следует отметить, что значимость тех или иных характеристик для машины может меняться в зависимости от вида выполняемых работ. Например, при распашке земли ключевую роль играет тяговооруженность, а при выполнении посевной кампании на первый план выходит точность работы навесного оборудования.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Масса, кг 6050
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя KM-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Конфигурация поля

Форма и площадь территории также может иметь значение для эксплуатационных качеств трактора. Если полевые работы выполняются на широком и длинном участке, то утрачивают свое значение показатели манёвренности. Если же работать приходится на поле небольшого периметра, имеющим форму, отличную от прямоугольной, то манёвренность становится очень важным показателем.

Регулировка трактора

Эксплуатационные качества современных российских тракторов определяются не только особенностями конструкции, но и настройками регулируемого оборудования. В частности, нужно учитывать массу трактора вместе с установленным на нем навесным оборудованием, причем имеет значение как суммарный показатель, так и распределение нагрузки между задней и передней осью.

Как правило, на заднюю ось приходится 65 % нагрузки, а на переднюю – только 35 %. Иное соотношение влечет ухудшение качества сцепления, при недостаточной нагруженности задних колес чаще возникают пробуксовки. Соответственно, потребуется большее количество оборотов колес для прохождения определенного расстояния. Вместе с тем превышение максимально допустимой массы увеличивает расход топлива и износ отдельных узлов.

По причине значительного влияния правильной развесовки на оптимальные эксплуатационные качества трактора изготовители соответствующей техники устанавливают специальные устройства, позволяющие сохранять правильное распределение нагрузки.

Давление в шинах

Этот показатель напрямую связан с предыдущим, определяя сцепные характеристики колес. Если давление в шинах пониженное, то увеличивается пятно контакта, соответственно, повышаются сцепные свойства. Вместе с тем в данном случае ограничена допустимая нагрузка, которая может даваться на ось.

Высокое давление в шине позволяет обеспечить повышенную несущую способность, однако пятно контакта при этом оказывается меньше, и это отрицательно влияет на сцепные свойства, также повышается давление на почву, что может негативно сказаться на проведении посевной кампании. Оптимальное значение выбирается с учётом вида выполняемых работ.

Подходящая модель трактора выбирается в зависимости от предполагаемых задач. В частности, можно отдать предпочтение модели с более мощным двигателем, с определённым типом гидравлической системы. Практически любой трактор можно модернизировать под выполнение специфических функций, например, установить ходоуменьшитель, дополнительные гидравлические порты, балластные грузы и другие устройства.

 

Цифровые технологии в современном тракторе

Современный трактор управляется также легко, как и легковой автомобиль. Небольшие сложности могут вызывать значительнее габариты, но механизатор обычно привыкает к ним довольно быстро. Сегодня нет необходимости использовать мускульную силу для управления различными агрегатами, все команды отдаются при помощи тачпада или джойстика. Все элементы работы оборудования отражаются на электронном дисплее, который позволяет в режиме реального времени следить за параметрами устройств и менять их настройки в соответствии с тем или иным видом работ.

Цифровые технологии в современном трактореЦифровые технологии в современном тракторе

Система ITEC дает возможность выполнять заданный алгоритм действий в автоматическом режиме, например, выполнять программу по распашке земельного участка. На основе передаваемой через спутник информации о местоположении трактора последний самостоятельно выполняет определенные операции, снижая нагрузку на механизатора.

Также в управлении данным механизмом и используемым совместно с ним оборудованием применяется система JDLink, которая посредством передачи данных через облачные сервисы собирает информацию о технических параметрах машины, процессе выполнения той или иной операции. Механик может получить эти сведения в режиме реального времени в удаленном режиме и дать указания о необходимости изменения настроек оборудования непосредственно трактористу.

В эксплуатации рассматриваемой техники используется и система Expert Alert, которая посредством технологии Big data может предсказывать поломки, прогнозировать износ оборудования и автоматически давать рекомендации о замене запчастей. Это значительно сокращает время обслуживания и предотвращает выход трактора из строя.

Фермеры сегодня уделяют повышенное внимание учету издержек и понимают, что расходы на обслуживание и ремонт так же важны, как и издержки на приобретение нового трактора. При этом важнейшее значение приобретают вопросы надежности системы управления и оснащённости машины. Эти показатели зависят уже не от качества техники, а от квалификации оборудования.

Изготовители активно внедряют системы телеметрии, которые упрощают сбор и обработку значительного количества параметров. Сегодня с ними может интегрироваться практически любой современный трактор. Продолжается деятельность по внедрению искусственного интеллекта, который позволяет не только автоматизировать выполнение множества операций, но и синхронизировать большое количество устройств, задействованных при выполнении полевых работ.

7 флагманов отечественного тракторостроения

Наряду с зарубежными брендами прочные позиции на российском рынке занимает ряд отечественных компаний, которые смогли адаптироваться к торговым условиям и создать современные модели тракторов на базе накопленного десятилетиями опыта.

Ростсельмаш

Концерн «Ростсельмаш» включает в себя несколько компаний, которые специализируются на создании техники для сельского хозяйства. Производственные площади рассредоточены по четырем государствам и насчитывают 13 производственных площадок, создающих оборудование под брендами Rostselmash и Versatile.

В линейке продукции компании – различные сельскохозяйственные машины для российских фермеров мощностью от 250 до 583 л.с. В модельном ряду представлены как маломощные тракторы, так и машины средней и повышенной мощности. В 2007 году компания приобрела канадский бренд Buhler Industries Inc., что позволило запустить производство техники под маркой VERSATILE, идеально подходящей для российских природных условий.

Модельный ряд компании Ростсельмаш позволяет в полной мере обеспечить потребности российских аграриев как в посевной, так и в грунтообрабатывающей технике.

Кировский завод

Данное предприятие первым в России освоило производство тракторной техники. Выпускает машины под маркой «Кировец», которые занимают лидирующие позиции на рынке в сегменте до 250 л.с.

Кроме российского рынка продукция Кировского завода поставляется также в Казахстан, Чехию, Францию, Болгарию, Канаду, Австралию, Германию.

Достоинством «Кировца» является способность выполнения широкого круга сельскохозяйственных работ с возможностью монтажа различного навесного оборудования.

Волгоградский тракторный завод

Осуществляет производство современных гусеничных тракторов, бульдозерных отвалов, навесных устройств. Наиболее известными моделями, выпущенными заводом, являются ДТ-75, Агромаш 90ТГ. Одной из последних разработок предприятия стал колёсный полноприводный трактор 3 класса ВК-200 мощностью 200 л.с.

Основным направлением работы предприятия является производство машин тяжёлых классов. Продукция по данным брендом неоднократно отмечалась наградами на российских и международных вставках специализированной сельскохозяйственной техники.

ГК Балтиец

Под данным брендом производятся современные колесные полноприводные тракторы 5-8 классов. Достоинствами продукции данного предприятия являются высокая энергоёмкость, широкий круг доступных работ, эргономичность, удобство и низкие расходы при обслуживании.

Тракторы ГК Балтиец пришли на смену заслуженным, но устаревшим моделям, таким как К-700, К-700А, К-701, К-703 и К-701М. Сегодня они используются не только при выполнении полевых работ, но и в горной промышленности, строительстве, обслуживании коммунальных сетей.

Петра-ЗСТ

Данное предприятия создано только в 2003 году, однако менее чем за 20 лет оно смогло навязать серьезную конкуренцию многим достойным компаниям. Основная специализация фирмы – производство тракторов 5-7 классов, специальных машин на их основе.

Основными моделями, выпускаемыми на предприятии, являются ПЕТРА-ЗСТ 390 и ПЕТРА-ЗСТ 375, которые идеально подходят для работы в российских природных условиях.

Камский тракторный завод

Предприятие КМТЗ находится в Набережных Челнах (республика Татарстан) и специализируется на производстве тракторов 3 тягового класса. Любопытно, что выпуск данного вида техники был освоен относительно недавно, в советские годы компания производила автомобили.

В 2012 году открыто совместное сборочное производство тракторов 3 класса, которое ведется при участии итало-американского бренда AGRO Tractors S.p.A. Из собственных разработок компании наибольшим спросом у потребителей пользуются модели ТТХ 185, ТТХ 215 и ТТХ 230, способные развивать мощность от 182 до 228 л.с.

Агромаш

Тракторы под маркой Агромаш производятся на базе производственных мощностей Волжского комбайнового завода. Продукция под данным брендом соответствует самым высоким требованиям, предъявляемым к современным тракторам, и подходит для использования в любом климатическом поясе России.

Топ-10 современных российских тракторов

Кировец К-525

Серийное производство данного пропашного трактора налажено три года назад. Предназначен для крупных агрохолдингов. Для небольшого фермерского хозяйства приобретение такой техники сопряжено с непомерными расходами: стоимость одной машины достигает 11 млн. рублей. Наиболее востребованная модель у фермеров и крупных агрохолдингов – Кировец К-525, прекрасно зарекомендовавший себя при выполнении работ на участках площадью 500-2000 гектар.

Кировец К-525Кировец К-525

Трактор Кировец К-525 отличается высоким качеством сборки, хорошей эргономикой. Он прекрасно справляется с обработкой полей малой площади, часто используется для перегона техники с одного поля на другое по общим дорогам, поскольку габариты позволяют не выходить за пределы дорожной полосы.

БТЗ-243К.20

Данный трактор с колёсами увеличенного размера по праву считается флагманом модельного ряда БТЗ. Он используется при обработке средних и тяжелых почв, культивации, лущевании, предпосевных и посевных работах.

БТЗ-243К.20БТЗ-243К.20

Также данная модель может использоваться для буксировки грузов массой до 20 тонн по дорожному покрытию и бездорожью. Силовая установка состоит из турбокомпрессорного мотора БТЗ-243К мощностью 2501 л.с., который потребляет мало топлива (157 гр. кВт/ч). Двигатель также оснащен системой охлаждения наддувочного воздуха, электронной подачей топлива. Для комфорта механизатора в кабине предусмотрен кондиционер.

Кировец К-7М

Очередная модель от Кировского тракторного завода, которая отлично подходит для тяжелых пропашных работ в крупных агрохолдингах. Отличается высокой мощностью, надежностью конструкции, простотой обслуживания и ремонта, хорошей эргономикой.

Кировец К-7МКировец К-7М

Основная функция данного трактора – работа с широкозахватными механизмами, используемыми для обработки грунта, посевных работ. Также К-7М успешно справляется с любыми другими тяжелыми работами, поскольку развиваемая двигателем мощность составляет от 300 до 428 л.с. Вместе с тем машина отличается хорошей маневренностью, надёжностью всех основных узлов, позволяя эксплуатировать трактор практически круглый год. Цена одной единицы такой техники составляет около 16-17 млн. рублей.

RSM 2375

Трактор 6 класса, выпускаемый концерном Ростсельмаш, который предназначен для различных пропашных работ. Спроектирован еще в 2001 году и на протяжении 15 лет был представлен на рынке под маркой Versatile-2375. Используется в крупных и средних агрохолдингах, успешно справляется с обработкой полей большой площади.

RSM 2375RSM 2375

Трактор оснащается устройством для обработки грунта, распашки земли. Может использоваться для выполнения посевных мероприятий. Комплектуется девяти- или одиннадцатикорпусным плугом, 21-метровой пружинной или 11-метровой дисковой бороной, 12-метровой сеялкой. Спаренные колеса как на задней, так и на передней оси позволяют не только повысить тягово-сцепные характеристики, но и снизить вредное воздействие на почву.

ДТ-75

Одна из наиболее известных гусеничных моделей, выпущенных Волгоградским тракторным заводом. Отличается универсальностью и высокими тяговыми показателями.

ДТ-75ДТ-75

Усовершенствованной версией данного трактора является ВТ-90, который используется для распашки грунта, культивирования, боронования, лущения стерни, уборки урожая, посевной деятельности. Также может успешно справляться с лесозаготовительными работами, рытьем траншей, применяться в качестве платформы для буровых, сварочных и водоотливных установок.

К-707Т

Трактор 5 класса от ГК Балтиец, который оснащен гидромеханической многоступенчатой коробкой переключения передач, мотором с максимальной тягой 235 л.с. Базовая модель комплектуется бездисковыми шинам с протектором повышенной проходимости.

К-707ТК-707Т

Используется при выполнении пропашных работ, культивации, бороновании. Предусмотрена возможность установки дополнительного навесного оборудования, что значительно расширяет функционал данной модели. Подходит для мелиоративных, дорожных работ, буксировки грузов массой до 60 тонн.

Петра-ЗСТ 390

Выпускается в г. Санкт-Петербурге заводом спецтехники. Предназначен для полевых работ. Используете при бороновании, распашке земли, посевной кампании и сборе урожая, культивировании почвы.

Петра-ЗСТ 390Петра-ЗСТ 390

Отличительной особенностью данной модели является силовая установка, которую составляет двигатель ЯМЗ 65854 или ЯМЗ 65855 и сбалансированная подвеска передней оси. Подходит для использования в любом климатическом поясе России и может комплектоваться бульдозерными устройствами.

ATM 7360

Серия тракторов Terrion выпускается компанией Агротехмаш. Проект разработан в 2011 году. Комплектуется мощными широкозахватными устройствами, подходит для проведения полевых и дорожных работ.

ATM 7360ATM 7360

В базовой комплектации предусмотрена бесступенчатая трансмиссия ZF и гидравлическое оборудование Bosch. Отличительной особенностью является мотор TCD 2013 L06 4V мощностью 260 л.с., имеющий водяную систему охлаждения. Топливный бак рассчитан на 700 литров сырья.

Terrion ATM 7360 имеет повышенную грузоподъемность заднего моста, достигающую 13,5 тонн, что обеспечило данному трактору популярность у фермеров.

К-744Р

Кировец К-744Р оснащён полным приводом, имеет шарнирно-сочлененную раму и может использоваться для широкого круга работ. Характеризуется повышенной проходимостью и мощностью.

К-744РК-744Р

К-744Р отличается доступной стоимостью, простотой обслуживания и ремонта. Он может комплектоваться традиционными и усовершенствованными широкозахватными устройствами для обработки грунта и посевных работ. Пригоден для эксплуатации в любой климатической зоне.

ТТХ-215

Трактор 3 тягового класса, который выпускается Камским тракторным заводом. Может использоваться для разнообразных полевых работ, отличается высокой производительностью и скоростью. Дизельный двигатель Iveco очень экономичен.

Помимо прочего, данная модель трактора оснащается системой Power Management, которая позволяет поддерживать стабильную скорость при выполнении любой работы.

Используется в крупных аграрных хозяйствах, незаменим при проведении посевных и уборочных работ. Универсальность машине придает возможность взаимодействия с широким спектром навесного оборудования.

Часто задаваемые вопросы о современных тракторах

Является ли трактор транспортным средством?

Если обратиться к правилам дорожного движения в новой редакции, то можно увидеть, что хозяйственный трактор является механическим средством передвижения. По этой причине его с полным правом можно считать транспортным средством.

Если трактор используется для перемещения по дорогам общего пользования, то механизатор обязан знать и соблюдать ПДД, которыми регламентируются действия водителей легковых и грузовых автомобилей. При выполнении любых работ вне дорог ПДД не применяются, однако должны выполняться требования, предъявляемые к эксплуатации специальной техники.

Как подобрать покрышки для трактора?

Для современных тракторов вопрос подбора подходящих покрышек очень важен, поскольку при неправильном выборе менять их придётся не по причине износа, а в связи со значительным снижением производительности при выполнении того или иного вида работ. Например, при обработке холмистой или рыхлой почвы должны использоваться только широкопрофильные покрышки и спаренные колеса, которые позволяют увеличить площадь пятна контакта. При пропашных работах, напротив, следует отдавать предпочтение узким шинам 420 мм вместо 540 мм. Они позволят свести к минимальному повреждение плодородного слоя грунта.

Какая компоновка рамы лучше: традиционная или шарнирно-сочленённая?

Конструктивно различают два типа рамы: традиционная (цельнометаллическая четырёхугольной конфигурации) и шарнирно-сочлененная (две отельные рамы соединены жесткой перемычкой). В первом случае трактор оказывается более универсальным, он может использоваться и в дорожном движении, и при транспортировке грузов, и при выполнении полевых работ. Шарнирно-сочленённая схема лучше подходит для тяговых работ, однако такие машины хуже ведут себя на дорожном покрытии.

Современные тракторы по технологичности вполне могут соперничать с массовыми легковыми автомобилями. В них широко используются различные системы автоматизации, искусственный интеллект, GPS-навигация и многие другие функции, позволяющие значительно облегчить жизнь фермера.

Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту