О чем речь? Регулировка ВОМ (вала отбора мощности) трактора – обязательная процедура после замены, ремонта узла или его обслуживания. Выполняется для синхронизации работы двигателя и навесного оборудования.
Как делать? Перед регулировкой необходимо обслужить узел для выявления возможных неисправностей и поломок. Настройка выполняется в несколько этапов: предварительные, основные и дополнительные манипуляции.
Из этого материала вы узнаете:
Разновидности и функции ВОМ на тракторах
Вал отбора мощности на тракторной технике выполняет следующие функции:
- Выступает в качества привода навесного оборудования и прицепных устройств. Благодаря этому агрегату работают комбайны, косилки, пресс-подборщики, другие сельскохозяйственные машины.
- Передает необходимую частоту вращения рабочим узлам сельскохозяйственной техники. Так, для работы зерноуборочного комбайна требуется 1000 об/мин, для кормоуборочного – 650 об/мин.
- Предохраняет трансмиссию тракторной техники от чрезмерных нагрузок. Данная функция обеспечивается специальными блокирующими и предохранительными муфтами, которые присутствуют в конструкции вала отбора мощности.
Разновидности и функции ВОМ на тракторах
Устройство ВОМ – это вал вращения, на котором установлены шестеренки. В его корпусе присутствует масляная полость, имеющая зубчатые зацепы. Для его уплотнения предусмотрены самоподжимающиеся манжеты и набор сальников. Вал отбора мощности приводится в движение непосредственно силовым агрегатом трактора через сцепление или от КПП. Именно по варианту привода и классифицируются два основных вида ВОМ.
Рассмотрим типы исполнения вала отбора мощности трактора по способу передачи вращения на этот агрегат.
Независимый ВОМ
Такой вал приводится в движение силовым агрегатом тракторной техники непосредственно через сцепление. В этом случае не задействуется КПП. Передача вращения осуществляется посредством цепной передачи или зубчатого соединения.
Достоинства независимого вала отбора мощности:
- Скорость движения трактора не влияет на частоту вращения ВОМ. Этот параметр остается стабильным на уровне 1000 или 540 об/мин.
- При таком варианте привода вал отбора мощности может работать на холостом ходу двигателя, когда трактор стоит на месте. Этот момент важен при использовании стационарного оборудования.
Минусы: Недостатком независимого ВОМ является увеличенная нагрузка на комплектующие сцепления, что особенно проявляется в случае частого применения вала отбора мощности или в процессе буксирования прицепов с большой массой.
Синхронный ВОМ
Такой вариант привода часто называют зависимым. В этом случае вал соединен с КПП машины посредством зубчатой передачи или цепи. Он вращается с частотой, прямо пропорциональной скорости передвижения трактора.
Преимущества синхронного ВОМ:
- Часто вращения вала согласуется со скоростью передвижения трактора. Это обеспечивает дополнительные преимущества при использовании некоторых вариантов навесного оборудования.
- Зависимый привод может применяться при транспортировке сельхозтехники (к примеру, для привода вала комбайна в процессе перегонов).
Минусы:
- Независимый вал отбора мощности не может использоваться, когда трактор стоит и мотор работает на холостом ходу.
- Снижается ресурс работы ВОМ из-за растягивающих нагрузок, возникающих в момент резких остановок и пусков.
Рассмотрим детальнее устройство и принцип действия вала отбора мощности на примере МТЗ-82.
В движение синхронный ВОМ приводит маховик мотора трактора через опорный диск сцепления. Оператор может управлять им соответствующими рычагами, расположенными в кабине. Устройство синхронного вала отбора мощности на МТЗ включает двухступенчатый редуктор. Этот агрегат способен поддерживать два режима скорости:
- для работы измельчителей, косилок или транспортеров: 540 об/мин;
- для приводов кормоуборочных и зерноуборочных машин: 1000 об/мин.
Для изменения скоростного режима в корпусе редуктора предусмотрена отдельная муфта.
Передача вращательного момента на первичный вал независимого редуктора осуществляется посредством опорного диска сцепления и шестеренки КПП. Затем в процесс включаются эпицикл и планетарный механизм с сателлитами. Эти органы передают вращение на вторичный (выходной) вал, который соединен с хвостовиком (сменная деталь).
Оператор МТЗ-82 регулирует работу ВОМ из кабины трактора, меняя положение соответствующих рычагов. В момент включения вала одна тормозная лента стягивается и вторичный вал редуктора соединяется со сменным хвостовиком.
Еще более простой выглядит работа зависимого ВОМ. Конструкционно такой вал соединен через цепной привод и шестерни с КПП. Частота вращения синхронного ВОМ, как было отмечено ранее, прямо пропорциональна скорости передвижения трактора на определенной передаче. В большинстве случаев зависимый редуктор не оснащен управляемыми муфтами и применяется исключительно для выполнения транспортировки сельхозмашин.
Возможные неисправности ВОМ трактора
Прежде чем приступить к регулировке ВОМ, необходимо точно определить вид неисправности. На практике часто встречаются следующие поломки, влияющие на работу этого агрегата трактора:
Дефекты проушин управляющего вала
При интенсивной работе или несоблюдении правил стыковки с навесными орудиями на валике переключения могут образоваться трещины, на стакане – вмятины. При этой неисправности нужен срочный ремонт трактора.
Ее устранение осуществляются в следующем порядке:
- Прежде всего, нужно совместить отверстия валика и заднего моста. Выполняется такая операция за счет управляющего рычага. Когда указанные отверстия совмещены, в них вкручивается установочный болт.
- Теперь необходимо отпустить контргайку болта регулировки до момента, пока не упрется в валик переключения, вкрученный в рычаг.
- Далее нужно закрутить в стакан стопорный болт и вынуть регулировочный винт.
- В этом случае будет высвобожден внешний стакан с пружинными элементами. Его нужно демонтировать, провести разборку и замену поврежденных деталей.
Дефекты кулачковой муфты
Неисправности такого рода устраняются с демонтажем кабины оператора. Для ремонта нужно отсоединить коробку переключения скоростей от заднего моста. Затем производится замена муфты, так данный узел не подлежит ремонту.
Дефекты кулачковой муфты
Появление посторонних шумов в заднем мосту трактора
К этому приводит работа вала отбора мощности рывками. Посторонние звуки появляются, если разрушены шлицевые соединения ВОМ или значителен износ зубчатых элементов центральной шестеренки. Чтобы устранить такие неисправности необходимо выполнить следующие операции:
- Нужно снять вал отбора мощности и отсоединить кулачковую муфту и задний мост.
- Далее проверить состояние шестерни и отпрессовать вал.
- При выявлении увеличенных зазоров в механизме и слишком свободного перемещения шестеренки по валу понадобится ремонт всего узла.
- После замены вала необходимо произвести настройку натяжения лент ВОМ.
Свободный ход хвостовика вала отбора мощности
Причиной такой неисправности является ослабление затяжки фиксирующей гайки. Аналогично с предыдущей неисправностью, в этом случае необходимо снять ВОМ с трактора. По возможности нужно восстановить резьбовое соединение и плотно затянуть фиксирующую гайку. В противном случае следует разбирать весь узел и проводить более сложный ремонт.
На корпусе ВОМ присутствуют подтеки масла
Наличие подтеканий указывает на износ манжеты или нарушение целостности прокладки. Чтобы устранить неисправность, нужно заменить мембрану между корпусом вала отбора мощности и задним мостом трактора. Когда масло подтекает со стороны хвостовика, понадобится демонтаж стопорного кольца с последующей выпрессовкой вала и заменой манжеты.
На корпусе ВОМ присутствуют подтеки масла
Двигатель трактора не развивает максимальную мощность при использовании дополнительного навесного оборудования
Неисправность связана с неправильной работой ленточных тормозов. Их надо отрегулировать, а если это не поможет, то и полностью заменить. Для замены сначала демонтируется вал отбора мощности. После этого можно измерить толщину тормозных лент. Если полученный показатель не достигает 2,5 мм, они подлежат замене.
Появляются посторонние звуки при максимальных нагрузках
Излишний шум возникает из-за износа шлицевых соединений, опорных подшипников или сателлитных осей. Для анализа указанных элементов нужно полностью демонтировать ВОМ. После этого осматриваются зубья и проверяются зазоры. При наличии такой возможности производится ремонт, направленный на восстановление изношенных деталей (в противном случае их нужно заменить).
Регулировка ВОМ обязательно производится после снятия и разборки редуктора снижения хода. В данном случае трактор предварительно устанавливается на домкрат (под колеса ведущей оси). Затем нужно провернуть вал, включая передачи поочередно. Для решения такой задачи нужно, чтобы ВОМ находился в синхронном режиме. В момент прокручивания вала зубчатые элементы шестерен должны свободно проворачиваться.
Используя приведенные выше рекомендации, можно своими силами произвести регулировку ВОМ трактора, не прибегая к помощи сторонних специалистов.
Регулировка ВОМ на примере трактора МТЗ
Для обеспечения эффективной работы вала отбора мощности следует периодически проводить осмотр данного узла и проводить его настройку. Чтобы правильно выполнить регулировку ВОМ на МТЗ нового образца необходимо изучить принцип действия привода, схему его подключения и подготовить соответствующий набор инструментов.
Регулировка ВОМ на примере трактора МТЗ
Подготовительные настройки без разборки
Данная процедура не отличается особой сложностью, но после нескольких таких регулировок порядок действий меняется.
- Рычаг управления следует перевести в нейтральную позицию и зафиксировать его стержнем с диаметром 8 мм.
- С ВОМ нужно демонтировать плиту и защиту.
- После выкручивания болта крепления надо с торца эксцентриковой оси снять пластину стопора (для этого ось проворачивается по ходу часовой стрелки до тех пор, пока совпадет зазор между лентой тормоза и барабаном). Для операции нужен рожковый ключ на 13.
После совпадения зазоров между лентой и барабаном можно переходить к дальнейшим этапам регулировки:
- Установить пластину с помощью стопорного болта.
- Из рычага вытянуть стержень стопора.
Если все шаги выполнены правильно, после подготовительной регулировки ВОЛ рычаг будет находиться в позиции «Вкл.»/»Выкл.» не дальше, чем на 3 см от пазов пульта управления. При этом в момент переключения в нейтральную позицию будет слышен характерный щелчок.
Основная регулировка ВОЛ (выполняется в процессе ремонта)
Если ВОЛ частично или полностью потерял работоспособность, необходимо провести его ремонтную регулировку. Порядок выполнения такой операции:
- Эксцентриковую ось следует переместить в крайнюю правую позиции с последующей фиксацией болтом и пластиной.
- Далее в обязательном порядке выполняется 1-й шаг из подготовительной регулировки.
- Затянув винты регулировки ВОМ МТЗ до 10 Н*м, прокрутите их еще на 2-2,5 оборота, а затем отпустите.
- Регулировочный болт нужно вкрутить в рычаг на 3,2-3,5 см и зафиксировать контргайкой.
- Вспомогательный стержень необходимо вытянуть из рычага и заднего моста.
Основная регулировка ВОЛ
Дополнительный монтаж
При необходимости может выполняться монтаж дополнительных устройств на ВОМ (к примеру, установка ходоуменьшителя улучшает рабочие параметры вала). Такие работы выполняются в следующем порядке:
- Слить масло из коробки передач.
- Отсоединить сборный узел муфты сцепления.
- Снять крышку КПП, расположенную слева.
- Если возникает необходимость, формируется вырез для монтажа ходоуменьшителя.
- Вывести стопорное кольцо из шестерни первой передачи и реверса из углубления шлицевого вала. Таким образом создается пространство для смещения шестерни по оси.
- Установить ходоуменьшитель на левый лючок коробки передач, а затем закрепить его семью болтами (под их шляпки нужно установить шайбы, желательно из меди).
- Выполнить сборку агрегата в обратном порядке и залить масло в коробку передач.
Эффективная работа ВОМ обеспечивает возможность использования дополнительного оборудования на технике. Благодаря такому узлу навесные устройства могут существенно расширить функциональность трактора.
В этом материале представлена информация об устройстве, особенностях работы, основных неисправностях и методах регулировки ВОМ техники. По приведенным алгоритмам можно выполнить все нужные регулировочные работы самим.
Часто задаваемые вопросы о регулировке ВОМ
Как выполняется настройка ленточных тормозов ВОМ?
Регулировка лент ВОМ производится внешним способом по следующему алгоритму:
- Рычаг переключения следует зафиксировать в положении «нейтраль», используя специальный стержень (его нужно установить в фиксирующее отверстие).
- Выкрутить крепежный болт и снять фиксирующую пластину с шлицов хвостовика.
- С помощью ключа нужно провернуть по часовой стрелке эксцентрик до момента, когда между рабочим барабаном и лентой тормоза установится необходимый зазор. Если хвостовик уже не будет проворачиваться, можно говорить о требуемой позиции.
- Болт крепления и фиксирующую пластину необходимо установить в исходное положение.
- Вытащить стержень, которые фиксирует рычаг переключения.
- Настройка тормозных лент трактора ВОМ МТЗ выполнена.
На что обратить внимание при регулировке ВОМ?
Если настройка вала ранее выполнялась несколько раз, ось может занять крайнее левое положение. Такая ситуация связана с тем, что запас наружной корректировки исчерпан. В этом случае, как указывалось выше, необходимо провернуть эксцентрик против часовой стрелки, возвращая его в начальное положение. На следующем шаге проводится повторная регулировка ВОМ трактора.
Как правильно обслуживать ВОМ?
Комплекс техобслуживания ВОМ трактора включает ряд мероприятий: системный осмотр состояния резьбовых соединений и своевременная регулировка управляющего механизма. При этом необходимо проверить смазку рабочих элементов вала отбора мощности, расположенных в заднем мосте, с помощью трансмиссионного масла.
Включение независимого ВОМ осуществляется исключительно на минимальных оборотах силового агрегата трактора. В случае зависимого (синхронного) привода операция выполняется при работающем двигателе за счет включения передачи и плавного подключения сцепления.
В ходе проведения работ с использованием ВОМ трактора необходимо контролировать изменение положения управляющего рычага. Он не должен упираться в пол операторской кабины, так как в этом случае возможна пробуксовка тормозных лент.
При увеличении хода рычага или если для его перемещения в позицию «Вкл.» приходится прикладывать более существенные усилия, необходимо провести обслуживание механизма с регулировкой ВОМ.