Логотип Центр Технического обслуживания
10.06.2024 Трактор
2047
Время чтения: 13 минут

Система смазки трактора: устройство, принцип работы, сорта масел

Сохранить статью:

О чем речь? Система смазки трактора предусмотрена для долгой службы техники. Благодаря смазыванию деталей маслами и другими техническими жидкостями узлы работают без запинок и задиров. Чрезмерные трения, а из-за них нагрев металла в таком случае исключены.

Что учесть? Большую роль смазка играет в работе двигателя. В нем предусмотрены масляные магистрали, каналы, насосы, фильтры. В разных системах используются разные виды масел, порядок и сроки замены технических жидкостей тоже отличаются.

 

Особенности системы смазки двигателя трактора

Большинство тракторов оснащается силовым агрегатом с комбинированной системой смазки. Что это означает? На подшипники распределительного вала и коленчатого вала подача смазки происходит под определенным давлением, а на другие узлы и механизмы, испытывающие трение, – простым разбрызгиванием.

Традиционно в состав системы смазки двигателя трактора входит насос и емкость для масла, располагаемая в блок-картере. Особенностью конструкции силового агрегата, который развивает высокую мощность и характерен для крупной техники, является наличие сухого картера. Это подразумевает подачу масла из блок-картера посредством насоса в масляный бак, в котором оно после отстаивания перестает пениться.

Конечно, с конструкционной точки зрения такая система более сложная, но благодаря ей срок эксплуатации масла существенно увеличивается. Это происходит за счет того, что оно мало подвержено воздействию высокой температуры и картерным газам.

особенности системы смазки двигателя трактора Особенности системы смазки двигателя трактора

Очистка масла в старых тракторах происходила центробежным способом. В настоящее время практикуется применение комбинированных систем очистки, дополнением которых является использование бумажных фильтров.

Тепловая нагрузка на масло в тракторном двигателе значительно больше по сравнению с обычным автомобильным силовым агрегатом. Это служит причиной наличия системы охлаждения. С данной целью в двигателях тракторов и иной спецтехники устанавливаются масляные радиаторы, которые охлаждаются с помощью воздушного потока. Альтернативным решением являются ребристые поверхности масляного бака или поддона, также охлаждаемые воздухом.

Современные тракторы оснащаются силовыми агрегатами, в которые заливаются масла высокого качества, способные безболезненно переносить длительное воздействие высоких температур, из-за чего на такие модели не требуется установка масляных радиаторов охлаждения.

Обязательным условием для длительной работы является очистка воздуха, подаваемого на двигатель трактора. В связи с тем, что машина практически постоянно работает в условиях повышенной запыленности, она должна быть оснащена многоступенчатой системой фильтрации воздуха.

Первая ступень такой системы представляет собой цилиндр с металлической сеткой, который за счет быстрого вращения не дает крупным частицам проникнуть дальше. Возникающая при вращении цилиндра центробежная сила препятствует попаданию крупного мусора на сетку.

Второй ступенью очистки служит циклонный очиститель, предназначение которого заключается в удалении пыли из воздуха. Так как циклонные уловители задерживают очень много пыли, то важным моментом является их способность автоматической очистки при работающем двигателе трактора. Здесь на помощь приходит эжекционная система, посредством которой содержимое с поддона уловителя попадает в выхлопную систему, а затем выводится на улицу.

Третья ступень фильтрации обеспечивает окончательную очистку воздуха. В старых тракторах завершающий этап очистки осуществлялся с помощью волокнистых маслонаполненных фильтров. Современная техника использует для этой цели бумажные фильтры. Если трактор работает в угольных карьерах, то необходимо использовать фильтр-увлажнитель, который улавливает угольную пыль.

 

Для повышения мощности силового агрегата на малых оборотах в его конструкции обязательно присутствует турбонаддув. Благодаря работе регулируемого турбонагнетателя появляется возможность обеспечения постоянной мощности двигателя трактора в любом диапазоне частоты вращения. У таких силовых агрегатов есть еще одно название – двигатели постоянной мощности. Техника, на которой установлены такие моторы, обладает трансмиссией с минимальным количеством передач, что существенно облегчает работу тракториста.

Система смазки трактора МТЗ

Смазочный комплекс, который применяется в тракторах Минского тракторного завода, обладает комбинированным действием. Иными словами, одни узлы и механизма смазываются за счет разбрызгивания, а другие – с помощью высокого давления, которое обеспечивает шестеренчатый насос.

Устройство системы смазки двигателя трактора МТЗ:

  • масляный насос;
  • маслоприемник;
  • центробежный масляный фильтр полнопоточного типа;
  • масляный радиатор.

Полноценная работа всех перечисленных компонентов невозможна без комплекса маслопроводов, соединительной арматуры, предохранительных клапанов и приборов, осуществляющих функции контроля.

В двигательной системе трактора имеются составляющие, которые не относятся непосредственно к силовому агрегату. Это пусковой двигатель с передаточным механизмом, водяной и топливный насосы, смазка которых осуществляется в соответствии с автономной схемой.

Принцип действия одновременно прост и эффективен. Масло из маслосборника при помощи насоса нагнетается в центрифугу, из которой оно подается к подшипникам коленвала и распредвала через блок-картерную магистраль. Затем масло движется от шейки распредвала к оси коромысел и смазывает шатунные подшипники и их втулки, после чего с помощью специальных каналов оно попадает на сферические поверхности в штангах толкателей.

Давление на входе в фильтр должно быть не более 0,7 МПа. За регулировку давления отвечает встроенный предохранительный клапан. С помощью клапана термостата холодное масло поступает сразу в магистраль, минуя радиатор. Благодаря такому решению ускоряется процесс прогрева масла и самого двигателя. За ограничение действующего рабочего давления в главной магистрали отвечает клапан сливного типа. Общее давление масла в системе контролируется с помощью манометра.

Ежемесячно необходимо проводить замеры давления масла в картере во время технического обслуживания машины. Уровень масла должен постоянно находиться около верхней отметки масляного щупа. После каждых 480 часов работы силового агрегата трактора необходима замена масла. Его сливают только с прогретого двигателя, а новое заливают после полной очистки ротора центробежного фильтра.

Рабочее давление масла должно находиться в диапазоне от 0,2 до 0,3 МПа. Если есть отклонения от данного значения, то это говорит о наличии неисправности в системе, которую следует устранить как можно скорее.

Подходящие масла для системы смазки трактора

Наиболее активное использование сельскохозяйственной техники начинается весной. Обеспечение бесперебойной и продолжительной работы трактора зависит от того, насколько своевременно и правильно происходит смазка всех трущихся узлов, деталей и механизмов. Важно, чтобы физико-химические свойства масел соответствовали действующим стандартам.

подходящие масла для системы смазки трактора Подходящие масла для системы смазки трактора

В тракторах применяются следующие сорта масел и смазки:

  • Дизельное масло с присадкой ЦИАТИМ-339 в соответствии с ГОСТ 5304-54, в зимний период – Дп-8, в летний период – Дп-11. Характеризуется широким спектром действия и используется для смазки двигателя, работающего на дизельном топливе, топливного насоса в связке с регулятором, редуктора и регулятора пускового двигателя, коробки передач, увеличителя заднего момента, редуктора вала отбора мощности, втулок кронштейна управления дизелем, заправки бака гидросистемы и в качестве добавки в топливо для пускового двигателя.
  • Дизельное масло с присадкой ЦИАТИМ-360. Применяется в качестве смазки для дизельного двигателя, который работает на высокосернистом топливе с содержанием серы свыше 0,7 %. При отсутствии зимнего масла и при отрицательных температурах воздуха допускается заливка летнего дизельного масла Дп-11 в картер двигателя, топливный насос и его регулятор, при условии добавки в него 15 % дизельного топлива. При таких же условиях редуктор пускового двигателя заправляется смесью из 80 % дизельного топлива и 20 % дизельного масла.
  • Автотракторное масло, зимой – АК-10, летом – АК-15 в соответствии с ГОСТ 1862-57. Используется для смазки замков и петель дверей кабины трактора, а также подшипников ходовой части. Допускается применение дизельного масла, отвечающего требованиям ГОСТ 5304-54.
  • Универсальная среднеплавкая смазка УС-2, или солидол жировой, ГОСТ 1033-51. Применима для всех узлов и механизмов, смазка которых осуществляется через масленки, а также для набивки полостей вилок кардана и переднего подшипника главной муфты сцепления в процессе их сборки.
  • Консистентная смазка ЦИАТИМ-221, ГОСТ 6267-59. Используется для смазки подшипников генератора. При ее отсутствии допускается применение смазки № 158.

В регионах, где преобладает умеренный климат, для смазки трансмиссии тракторов и иной сельскохозяйственной техники применяется трансмиссионное масло марки ТЭП-15.

Для зарубежных тракторов и иной тяжелой техники рекомендуется использовать импортные масла и смазки. Например, универсальное тракторное масло Super Tractor Оil Universal (STOU) или UTTO Agrifarm Titan Fuchs.

импортные масла и смазки Импортные масла и смазки

В маслах должны отсутствовать загрязнения в виде посторонних примесей или атмосферных осадков. В процессе хранения и заправки масла должна исключаться возможность его загрязнения.

Каждый сорт масла должен храниться в соответствующей чистой таре. Перед процессом заправки заправочные горловины и масленки необходимо протереть от пыли и грязи.

Верхняя часть каждого условного обозначения содержит порядковый номер тоски смазки, а нижняя – периодичность смазки в часах работы, поэтому необходимо следить за показаниями счетчика моточасов.

Для заправки гидравлической системы трактора в бак, в соответствии с ГОСТ 5304-54, в летний период заливают дизельное масло с присадкой Дп-011, а в зимний период – Дп-8. Проверка уровня масла осуществляется через каждые 200 моточасов, путем открытия специального лючка, расположенного в полу кабины над магистральным фильтром бака. Затем необходимо открутить пробку со щупом и посмотреть уровень. Если масло находится в пределах верхней и нижней отметок, то это нормально. Если уровень опустился ниже минимально дозволенной отметки, то необходимо долить масло.

Смена масла в гидравлическом баке трактора

Замену масла в баке необходимо производить через каждые 600 часов работы в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Открутить пробку сливного отверстия и слить старое масло из бака.
  2. Залить дизельное топливо в бак и через определенное время дать ему стечь.
  3. Произвести очистку магнита пробки сливного отверстия, промыть ее в дизельном топливе и поставить на место.
  4. Осуществить разборку магистрального фильтра для промывки всех его деталей в дизельном топливе, после чего собрать в обратном порядке и поставить на место.
  5. Залить в бак чистое дизельное масло до верхней отметки на щупе.
  6. Произвести включение насоса гидравлической системы, затем запустить основной двигатель и дать ему поработать на малых оборотах около 2–3 минут. Затем увеличить число оборотов коленвала и продлить работу двигателя на такой же период. При этом рычаги распределителя должны быть в нейтральном положении.
  7. Осуществить 2–3 цикла подъема и опускания штока поршня основного силового цилиндра и каждого выносного цилиндра при условии, что они скомплектованы с трактором, после чего проверить все соединения на предмет обнаружения и последующего устранения протечек масла.
  8. Проверить уровень масла в баке, при необходимости произвести его долив до верхней метки на щупе. При обнаружении пены необходимо определить место подсоса воздуха и устранить неплотность.

Часто задаваемые вопросы о системе смазки трактора

Какие типичные неисправности системы смазки трактора МТЗ?

При падении давления в системе смазки двигателя трактора МТЗ следует проверить уровень. При необходимости надо долить жидкость до уровня верхней отметки. Причинами низкого давления могут быть:

  • утечки смазки;
  • ослабление креплений;
  • неработающие указатель или датчик давления;
  • засор сетки маслоприемника;
  • неисправность клапана.

Отсутствие давления в системе смазки свидетельствует о выходе манометра из строя. В этом случае необходимо заменить прибор и проверить уровень масла. Повышенный расход смазки указывает на:

  • износ поршневых колец;
  • превышение овальности гильз цилиндров;
  • чрезмерный зазор между клапанами и направляющими втулками;
  • неплотное прилегание колец к стенкам гильз.

Мастера специализированного автосервиса помогут в процессе диагностики определить неисправность системы смазки МТЗ и провести ее ремонт.

Какие задачи решает система смазки двигателя трактора?

В результате работы системы смазки двигателя:

  • достигается минимизация потери мощности за счет уменьшения трения между движущимися частями;
  • снижается износ движущихся компонентов;
  • обеспечивается охлаждение горячих деталей двигателя;
  • обеспечивается амортизация от вибраций мотора;
  • осуществляется внутренняя очистка деталей двигателя;
  • обеспечивается защита поршневых колец от газов под высоким давлением в цилиндре.

При дефиците или отсутствии смазки любой двигатель выйдет из строя очень быстро.

Что входит в техническое обслуживание системы смазки?

Техническое обслуживание системы смазки трактора включает в себя:

  • проверку уровня масла и доведение его до нормы;
  • проверку герметичности соединений;
  • очистку и промывку системы вентиляции картера;
  • своевременную замену масла, полнопоточного масляного и воздушного фильтров.

Для длительной и эффективной работы крайне важно, чтобы система смазки трактора постоянно находилась в исправном состоянии. С помощью правильно составленной карты смазки осуществляется своевременное обслуживание всех узлов и механизмов. Благодаря этому снижаются риски внезапной поломки техники и дальнейших ее простоев.

Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту