Логотип Центр Технического обслуживания
13.06.2024 Трактор
2736
Время чтения: 13 минут

Тормоза трактора: классификация, устройство и обслуживание

Сохранить статью:

О чем речь? Тормоза трактору необходимы для обеспечения безопасности движения, контроля скорости и остановки в различных ситуациях. Они классифицируются по нескольким признакам, например, по форме трущихся поверхностей выделяют колодочные, ленточные и дисковые.

На что обратить внимание? Тормозную систему трактора следует обслуживать согласно рекомендациям производителя, включая проверку механизмов, замену колодок и поддержание уровня тормозной жидкости.

Три основные функции тракторных тормозов

Безопасность эксплуатации любых транспортных средств в значительной степени зависит от тормозной системы. Это относится и к тормозам трактора, которые позволяют контролировать скорость движения и удерживают транспортное средство на месте при остановке, особенно на наклонных поверхностях. Ниже рассмотрим их особенности, назначение и правила безопасного применения.

три основные функции тракторных тормозов Три основные функции тракторных тормозов

Тормоза трактора предназначены для выполнения следующих важных задач:

  • Безопасное торможение. С помощью тормозов оператор контролирует скорость движения и останавливает машину, в том числе на наклонных участках местности.
  • Управление тягой. Некоторые модификации тормозных систем позволяют регулировать тяговое усилие для улучшения проходимости на сложных участках.
  • Стабильность машины. Корректная работа тормозов трактора обеспечивает его стабильность в движении и способствует обеспечению безопасности.

Классификация тракторных тормозов

Современные тракторы оснащаются следующими видами тормозных систем: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной:

  • Основные функции рабочей тормозной системы заключаются в управлении скоростью трактора, его замедлении вплоть до полного прекращения движения независимо от внешних условий.
  • Задача стояночной тормозной системы – удерживать трактор в неподвижном состоянии на наклонной поверхности в отсутствие оператора.
  • Вспомогательную тормозную систему водитель задействует, чтобы поддерживать постоянную скорость движения на затяжном спуске с одновременным снижением нагрузки на основные тормоза, а также выполнять крутые повороты.
  • Если неисправны или полностью выходят из строя рабочие тормоза, тракторист может задействовать запасную тормозную систему.

В основе классификации тормозных систем могут также быть: характер трущихся поверхностей (колодки, ленты или диски), род трения (тормоза бывают сухими или масляными), место расположения (трансмиссия или сами колеса), тип привода (существуют гидравлические тормоза трактора, пневматические или механические).

Колесная тракторная техника оснащается колодочными, дисковыми или ленточными тормозами, местом установки которых могут быть трансмиссия или колеса.

Колодочным тормозам свойственны высокая надежность и безотказность. Они обеспечивают стабильное отношение тормозного момента к приводному усилию. Привод сочетает компактность с наличием большого передаточного числа. Устройствами такого типа оснащаются трактора К-701, Т-125 и ряд других моделей.

Дисковые тормоза трактора отличают компактность и герметичность. На величину тормозного эффекта не влияет направление вращения колес. Устройствами этого типа оснащают, в частности, модели МТЗ-80 и МТЗ-82 Минского тракторного завода.

Конструктивная простота, компактность, высокая эффективность и несложное обслуживание ленточных тормозов стали причиной их широкой популярности. Тракторная техника оснащается такими устройствами трех типов – простого или двойного действия, а также плавающими.

Как устроена тормозная система трактора

Ленточные тормоза трактора простого действия представляют собой стальную ленту, которая обхватывает барабан. Изнутри ее покрывают фрикционные накладки, закрепленные заклепками. Одним концом она крепится на корпусе машины, а вторым – через рычаг соединяется с педалью, нажимая на которую оператор с помощью двуплечего рычага натягивает ленту, останавливая вращение тормозного барабана.

Важно понимать, что такое устройство эффективно выполняет свои функции, только когда вращение направлено в одну сторону. В противном случае торможения не происходит.

Конструкция ленточных тормозов двойного действия сложнее – оба конца ленты, закрепленной посередине, взаимодействуют с рычагом. Это позволяет эффективно задерживать вращение как в одну, так и в другую сторону.

как устроена тормозная система трактора Как устроена тормозная система трактора

Ленточные тормоза плавающего типа конструктивно состоят из барабана и стальной ленты, имеющей два свободных конца, каждый из которых соединен с рычагом шарниром, а специальные упоры ограничивают их ход. В зависимости от того, в какую сторону происходило вращение, задействуется один из концов ленты, то есть устройство выполняет свои функции при вращении барабана в обоих направлениях.

Тракторы МТ3-80 и МT3-82 оснащаются дисковыми тормозами, которые взаимодействуют с ведущими валами шестерней конечной передачи. Шлицевой хвостовик вала снабжен двумя нажимными дисками, которые стягиваются пружинами. По обе стороны от них находятся тормозные диски с фрикционными накладками. Нажимные снабжены пятью распорными шариками.

Когда оператор нажимает на педаль, диски проворачиваются относительно друг друга. Шарики выкатываются из лунок и вызывают поджатие тормозных дисков к фланцу крышки и неподвижной плоскости кожуха. На длительных стоянках для удержания педали используется защелка, управление которой осуществляется с помощью специального рычага.

Передние колеса тракторов К-701 и К-702 оснащаются колодочными тормозами с пневматическим приводом, имеющими фиксированный кулак. Разжимной кулак и колодки смонтированы на суппорте, для крепления которого использует фланец кожуха полуоси. С помощью штока на рычаг кулака оказывается воздействие тормозной пневматической камерой, смонтированной на кронштейне.

Для регулировки зазора между накладками колодок и поверхностью барабана предусмотрена червячная передача. Грузовой вал КПП также оборудован стояночным тормозом плавающей конструкции, которым оператор управляет из кабины с помощью рычага.

Регулировка тормозов трактора

Помимо полной остановки трактора, его тормоза также отвечают за маневрирование и повороты. Техническое обслуживание тракторной техники обязательно включает в себя регулировку тормозной системы. Такая работа выполняется по схеме, зависящей от марки и модели.

MT3 82

Тормоза трактора МТЗ-82, который выпускают на Минском тракторном заводе, относятся к сухим дисковым, устанавливаются на валы ведущих шестерен и защищены кожухом. Рабочие органы помещены в цилиндрические корпуса, расположенные по обе стороны от картера КПП. Когда активируется привод тормозного механизма, он начинает останавливать вращение ведущего вала.

MT3 82 MT3 82

Ежедневный осмотр тракторов МТЗ-82 обязательно сопровождается регулировкой тормозной системы. Если выполнить резкое торможение на скорости 25 км/ч, тормозной путь должен быть длиной не более девяти метров. Допускается разница этого показателя справа и слева на метр.

Для равномерного торможения необходимо отрегулировать ход педали тормоза, который для машин МТЗ-82 должен составлять от семи до девяти сантиметров. При меньших значениях могут быстро изнашиваться тормозные накладки и перегреваться тормоза. Кроме того, педаль может заклинивать. Для регулировки предусмотрен регулировочный винт.

Как отрегулировать тормоза трактора МТЗ-82:

  • отвинтить контргайки болтов и повернуть болты в регулировочных вилках, установив нормальный ход педалей;
  • затянуть контргайки и повторно проверить величину хода педалей.

Когда длина резьбовой части винтов становится недостаточной для регулировки хода педалей, это говорит о том, что сильно изношены тормозные диски или контактные поверхности.

При асинхронной работе тормозов, которая не корректируется с помощью регулировочных винтов, необходимо разобрать тормозную систему и выполнить замену вышедших из строя деталей.

Помимо основной тормозной системы, на тракторы МТЗ-82 устанавливают ручную, обеспечивающую неподвижность техники на уклонах до 18 %.

Как регулируют стояночные тормоза трактора? Необходимо:

  • перевести рычаг вперед и ослабить тормоз;
  • открутить контргайку регулировочного винта;
  • совместить рычаг с вилкой;
  • вставить паз пальца;
  • закручивать винт, пока усилие тормоза на уровне третьего и четвертого фиксаторов не достигнет 400 H;
  • затянуть гайку до упора.

Для того чтобы тормозная система не вышла из строя, нужно также придерживаться рекомендаций производителя по эксплуатации и обслуживанию этой важной системы:

  • не держите подолгу педаль в нажатом состоянии;
  • не прибегайте к резкому торможению, из-за которого ускоренно истираются тормозные ограничители;
  • каждый день выполняйте осмотр, выявляя возможные неисправности.

T-25

Тормоза тракторов Т-25 состоят из двух независимых плавающих лент, установленных между корпусами КПП и конечных передач, помещенных в промежуточные рукава.

Система состоит из стальных лент с фрикционными накладками, усиливающими трение, и чугунных шкивов. Постепенное изнашивание элементов увеличивает зазор между ними, изменяя свободный ход педали и снижая эффективность работы тормозной системы трактора.

T-25 T-25

В норме величина зазора, разделяющего фрикционную накладку на ленте и шкив, колеблется от 1 до 1,5 мм, а свободный ход педали – от 3 до 5 см. В противном случае тормоза нуждаются в регулировке. Необходимо:

  • ослабить на один-два оборота контргайку и нажимные винты;
  • завернуть их до упора и проверить зазоры (разница не должна превышать 1 мм);
  • ослабить контргайку и винты на два оборота;
  • зафиксировать винты и болты;
  • завернуть шарнир, чтобы он соприкасался с конусом рычага и затянуть гайку.

По нормативам тормоза трактора Т-25 необходимо регулировать через каждые 1000 моточасов или в случае, если наблюдаются отклонения свободного хода педали от рекомендованных значений.

T-40

Колесные машины Т-40 Липецкого тракторного завода оснащаются ленточными тормозами сухого типа. Ленты имеют раздельное управление и общую блокировочную планку.

В ходе технического обслуживания тормозов трактора Т-40 проверяют уплотнения на герметичность, промывают накладки и регулируют свободный ход тормозной педали. Именно изменения последнего являются главным признаком неисправности системы торможения и изношенности фрикционных накладок.

T-40 T-40

Для регулировки положения ленты:

  • открутите болты и снимите крышку люка;
  • отверните контргайку;
  • заверните гайку и проверьте ход педали (он должен составлять от 5 до 8 см);
  • закончив регулировку, заверните контргайку.

При правильной регулировке отклонение наружного левого рычага от вертикального положения назад будет составлять 8°, а правого – 10°. Выполнять работу нужно с педалями, находящимися в крайнем заднем положении.

Стандартная схема технического обслуживания тормозов тракторов Т-40 предполагает выполнение регулировки через каждые 240 моточасов.

Для регулировки зазора:

  • отвинтите контргайку винта;
  • вверните винт до упора, потом еще на 0,75 оборота;
  • завинтите контргайку.

Если замасливаются тормозные накладки трактора Т-40, их необходимо промыть, сняв крышку люка и залив керосин (от 1,5 до 2 л). Затем обкатать накладки, совершая движение в прямом и обратном направлении. Далее нужно отвернуть регулировочный винт и слить керосин. Потом воспользоваться приведенным выше алгоритмом действий для регулировки положения ленты. При повторном замасливании накладок следует заменить уплотнительное кольцо и/или манжеты.

Часто задаваемые вопросы о тормозах трактора

По каким признакам можно судить о неисправности тормозной системы трактора?

Неполадки в работе тормозов трактора могут проявляться нехарактерными шумами, слишком тугой педалью, длинным тормозным путем или неравномерным торможением правого и левого колеса.

Какие функции выполняет тормозная жидкость?

Тормозная жидкость передает давление, подает и отводит тепло от нагревающихся при торможении элементов системы, обеспечивает смазку трущихся деталей, предотвращая их преждевременное изнашивание. Важно следить за ее уровнем в системе и при необходимости доливать.

К каким последствиям может привести неправильная работа тормозов трактора?

Неисправная тормозная система может стать причиной аварий, утраты контроля над движением техники, повреждения самого трактора или других материальных ценностей и т. д. Безопасность эксплуатации и эффективность тракторной техники в значительной степени зависят от состояния тормозной системы, которую необходимо правильно и своевременно обслуживать, ремонтировать и регулировать.