Логотип Центр Технического обслуживания
04.01.2024 Трактор
1902
Время чтения: 13 минут

Регулировка трактора: ключевые узлы, алгоритм работ

Сохранить статью:

В чем заключается? Регулировка трактора – комплекс мер по ремонту и настройке ключевых узлов техники: ходовой части, навесного оборудования, сцепления, двигателя, вала отбора мощности. Подобную работу нужно производить перед каждым началом работ.

Что учесть? Для каждого узла или системы применяется своя методика регулировки. Общими действиями для всех тракторов будут тщательный визуальный осмотр и проверка работоспособности механизмов.

 

 

Основные методы регулировки узлов двигателя трактора

Все системы тракторов следует настраивать и обслуживать на регулярной основе. Так агрегат будет работать максимально эффективно в течение длительного времени. Ключевой момент — это регулировка основных узлов двигателя трактора. Обслуживание влияет на срок его эксплуатации и производительность оборудования.

Первый способ — настройка системы впрыска топлива. Для этого необходимо проверить давление топливной смеси и форсунку, отвечающую за выдачу определенного количества горючего в камеру сгорания. Правильная регулировка форсунок трактора и системы впрыска топлива — это основа оптимальной производительности оборудования и экономичности мотора.

Основные методы регулировки узлов двигателя трактораОсновные методы регулировки узлов двигателя трактора

Второй способ настройки — это регулировка системы подачи воздуха. Нужно проверить давление воздуха во впускном коллекторе, соотношение воздуха и горючей смеси, а также произвести регулировку клапана дроссельной заслонки трактора. Грамотная настройка системы подачи воздуха позволяет отрегулировать сгорание топливной смеси в камере двигателя. Это оптимизирует его работу.

Третий способ настройки — это регулировка системы зажигания. Для этого проверяется зажиг в цилиндре, момент зажигания и токоподводящие элементы.

Своевременное обслуживание двигателя трактора позволяет поддерживать его оптимальную производительность и продлевает срок службы силовой установки. Это выступает основой экономичной эксплуатации техники. Поэтому важно осуществлять своевременную регулировку узлов двигателя трактора. Рекомендуется обращаться к специалистам.

Общие принципы регулировки навесной системы трактора

Навесные системы сельскохозяйственных машин различаются по месту и способу крепления. Выделяют следующие типы:

Задняя навеска

Это самый универсальный вариант, используемый со многими моделями тракторов. Задняя навесная система устанавливается за пределами базы.

Передняя навеска

Система крепится на фронтальной части сельхозмашины.

Боковая навеска

Устанавливается по бокам трактора. В основном система используется для крепления навесных тракторных косилок.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Масса, кг 6050
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя KM-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Секционная или комбинированная навеска

Это задняя или боковая навесная система, которая используется для тракторов с широким захватом.

Обслуживание используемого типа навесной системы сельскохозяйственной техники зависит от того, для чего она предназначена. Выделяют общие причины сбоев в работе тракторных навесок. Для оптимального функционирования дополнительного оборудования нужно следить за температурой масла. В случае если оно прогрето, но в навесной системе есть перебои, то следует обратить внимание на насос. При КПД менее 0,7 узел нужно заменить на новый.

Порядок регулировки клапанов тракторов также включает проверку на засорение, если затруднен подъем навески. На это не влияет температура масла. Устранить проблему можно следующим образом: нужно снять распределитель и промыть перепускной клапан.

Общие принципы регулировки навесной системы трактораОбщие принципы регулировки навесной системы трактора

На скорость работы устройства влияют перепады давления. Оно может самопроизвольно опускаться вниз при выключенном моторе. В основном данную проблему не нужно исправлять, так как система в целом исправна. Оператору следует снять конструкцию и произвести замену уплотнительных прокладок, которые часто приходят в негодность из-за того, что нагрузка распределена неравномерно.

Разгрузить насосы поможет регулировка рабочего давления. Если сбои в работе появятся снова, несмотря на действия оператора, то причинами проблем могут быть:

  • Потеря герметичности ускорительного клапана. Наблюдается сдвиг рукоятки при опускании.
  • Потеря герметичности клапана, который отвечает за давление в устройстве.

Для регулировки клапанов трактора нужно снять и промыть регулятор и переливной клапан.

Для настройки задней навесной системы, используемой во многих моделях тракторов, нужно отсоединить наружные рычаги. Для этого используют раскосы. Поднятие и опускание механизма заставляют его осуществлять движение по траектории, установленной концами центральной или продольной тяг. Настройка состоит в фиксации левого раскоса. Правый нужно изменить с помощью ручки валика. Когда производится вращение по часовой стрелке, раскос увеличивается, а в обратном направлении он уменьшается.

 

Регулировка сцепления трактора на примере МТЗ

Диагностика механизма сцепления трактора основывается на расчете коэффициента запаса. Он определяется следующим образом: отношение момента трения дисков или колодок к моменту трансмиссии.

В процессе передачи крутящего момента от двигателя к колесам коэффициент запаса снижается, так как уменьшается сила трения. Это вызвано износом колодок или их неправильным положением.

Разбалансировка вызывает пробуксовку сцепления. Ход ведущих дисков растет. Ослабляются механические нажимные устройства агрегата. Правильно настроить агрегат можно с помощью своевременной регулировки муфты сцепления трактора и механизма трансмиссии.

Регулировка сцепления трактора на примере МТЗРегулировка сцепления трактора на примере МТЗ

Рассмотрим основные этапы настройки сцепления базовой модели МТЗ-82 (80):

Настройка рычагов отжимных диска сцепления

Первым делом нужно установить корзину на мотор и отсоединить коробку переключения передач. Ведомые рычаги, отжимающие фрикционный диск сцепления, настраиваются путем установки зазора. Его размер составляет 12 мм. Он отделяет лапки от фланца шлицевой ступицы опорного диска. Регулировка сцепления трактора МТЗ осуществляется затягиванием винтов. Для плавного выжима разница между зазорами не должна превышать 0,3 мм. Это дает возможность расположить все рабочие части в одной плоскости и осуществлять правильный контакт диска с маховиком. Настройка предотвращает перекосы и истирание дисков.

Существует следующий способ проверки того, насколько отрегулировано сцепление. Используется стекло или ровная пластина, которую нужно приложить к рабочему элементу лапок и проверить соединение с маховиком в одной плоскости. Упростит процесс регулировки сцепления трактора МТЗ центровочный фальшвал. Он имитирует диаметр шлицов вала коробки переключения передач и рабочей плоскости подшипника сцепления.

Настройка свободного хода сцепления

Осуществляется регулировка длины приводной тяги. Для этого выставляется зазор на резьбе, который отделяет рабочую поверхность выжимного подшипника и рычаг. Если настройка произведена правильно, то свободный ход педали составит 40-45 мм, а ширина зазора — 3 мм. Регулировка фиксируется с помощью гаек, которые нужно накрутить на приводную тягу. Замер с помощью щупа нужно проводить нижним люком сухого картера.

Оператор понимает, что нужна настройка сцепления, когда уменьшается свободный ход педали. Это вызвано естественным износом.

Так называемая раскатка трактора включает отсоединение коробки переключения передач и занимает много времени. Операторы часто упрощают работу, исправляя положение рычагов-лапок через нижний люк в системе сцепления. Это простой способ, если требуется замена лапки или возвратной пружины, доступ к которым затруднен. Но плюс такого способа настройки заключается в том, что это быстрая процедура. Минус — корректность такой отладки трудно проверить. Регулировка сцепления трактора МТЗ данным способом может вызвать смещение плоскости фрикционного диска. Это приводит к неравномерному истиранию, снижению КПД при передаче крутящего момента. Срок продуктивной эксплуатации системы сокращается.

Специалисты рекомендуют учитывать следующие моменты, осуществляя настройку сцепления, наладку зазора лапок корзины и оптимизируя работу механизма:

  • Использовать для регулировки систем трактора исключительно оригинальные запчасти, так как это является гарантией их качества.
  • Срок эксплуатации лапок можно увеличить, подвергнув их закалке.
  • Неровности на рабочей части лапок нужно убрать напильником.
  • Менять лапки корзины сцепления на модели МТЗ-82 нужно при износе более 2,5 мм.

Принципы регулировки механизмов управления поворотом и тормозов гусеничного трактора

Рассмотрим, на какие элементы нужно обратить внимание в поворотных устройствах техники на гусеничном ходу. Это состояние муфт и пружин; свободный и полный ход рычагов; износ тормозов и педалей.

Легкость управления тракторами на гусеничном ходу определяется степенью износа поворотных муфт и тормозов. Если фрикционные накладки сильно износились, то сила сжатия дисков пружинами и площадь соприкосновения дисков становится меньше. Это вызывает коробление и неравномерный износ элементов. В результате сила трения между дисками становится ниже. Они начинают пробуксовывать.

Принципы регулировки механизмов управления поворотом и тормозов гусеничного трактораПринципы регулировки механизмов управления поворотом и тормозов гусеничного трактора

Пробуксовка также может быть вызвана попаданием масла в муфту через хвостовики коробки переключения передач и при отсутствии свободного хода поворотных рычагов. Если свободный ход слишком большой, то рычаги не разъединяются. Поворотность агрегата при этом затруднена. Это снижает качество работ, которые осуществляет трактор.

На функционирование тормозов влияет степень износа тормозных лент и барабанов. Кроме того, необходимо регулярно настраивать ход педалей управления.

Также управляемость сельскохозяйственных машин зависит от планетарного поворотного механизма. Важно его грамотно регулировать.

В ряде поворотных механизмов тракторов на гусеничном ходу есть гидроусилители. Их состояние влияет на то, какое усилие нужно приложить для управления техникой. Если гидроусилитель неисправен, то потребуется приложить больше силы. Оператору сложно управлять таким агрегатом.

Ключевые характеристики технического состояния системы управления и тормозного механизма тракторов на колесном ходу: свободный ход рулевого колеса и усилие на ободе, техническое состояние тормозных элементов и ход педалей тормозов. У тракторов с гидроусилителем руля: давление, при котором срабатывает предохранительный клапан, состояние клапана контроля потока масла в гидроусилителе, распределителя и гидронасоса.

Функционирование тракторов с пневматическими тормозами зависит от состояния компрессора, натяжения приводного ремня, непроницаемости системы, давления воздуха, регулятора давления и элементов тормозного механизма.

Оценка поворотных механизмов на тракторе основывается на том, насколько оператору легко и удобно управлять техникой. Также важный параметр — надежность механизма торможения. Это осуществляется при соблюдении норм эксплуатации и своевременного обслуживания элементов устройства.

Регулировка ВОМ трактора на примере МТЗ-82

Для правильной работы вала отбора мощности (ВОМ) его нужно периодически осматривать и настраивать.

Регулировка ВОМ трактора на примере МТЗ-82Регулировка ВОМ трактора на примере МТЗ-82

Это относится ко всем тракторам, а не только к модели МТЗ-82. Регулировка ВОМ трактора осуществляется следующим образом:

  • Ось эксцентрика устанавливается в исходное состояние. Правая вертикальная позиция — это положение плоского среза у вала.
  • Тяга отсоединяется.
  • Болты стакана выкручиваются для распрямления пружин.
  • Люк заднего моста снимается. Так открывается доступ к регулятору.
  • Рычаг устанавливается в нейтральное положение и закрепляется болтом. Стопорная пластина снимается. Элемент крепежа фиксируется до упора. Далее болт можно убирать.
  • После этих манипуляций упорный болт вворачивается в наружный стакан.
  • Рычаг валика управления ставится в положение «включено». Ставится тяга.
  • Тяга настраивается и выставляется люфт рычага.
  • В завершение процесса регулировки ВОМ трактора все элементы устанавливаются на свои места. Тяги и болты усиливаются контргайками.

Часто задаваемые вопросы о регулировке трактора

Каким способом настраивается система охлаждения трактора?

Основные методы регулировки тракторной системы охлаждения мотора:

  • Диагностика уровня жидкости в расширительном бачке и радиаторе. Показатель должен быть посередине. Антифриз нужно своевременно доливать в агрегат.
  • Диагностика повреждений и протечек. Шланги и радиатор не должны иметь трещины и прочие дефекты. Если целостность элементов нарушена, то нужно заменить их.
  • Настройка термостата. Он предназначен для регулирования температуры антифриза. Термостат держит определенный показатель. Его нужно менять при необходимости.
  • Очистка радиатора от пыли и загрязнений, которые затрудняют охлаждение мотора.
  • Диагностика воздушных пробок в системе охлаждения. Для этого нужно слить антифриз.

Как можно регулировать зажигание узла двигателя трактора?

Для этого рекомендуется использовать статический тайминг. Он определяет момент опережения включения свечи зажигания. Важно брать в расчет установленные параметры настройки, которые прописаны в технической документации трактора.

Как осуществляется регулировка колеи трактора МТЗ-80?

В моделях МТЗ-80 и МТЗ-82 регулировка ходовой части колесных тракторов осуществляется по следующему алгоритму:

  • С помощью домкрата поднимается задняя часть сельхозтехники. Болты крепления вкладыша к ступице заднего колеса отворачиваются на два-четыре оборота.
  • Вращением червячного механизма перемещают колесо до нужной колеи. Далее плотно затягиваются болты крепления вкладыша.
  • Второе колесо устанавливается в нужное положение. Если ширина колеи составляет до 1600 мм, то колеса не переставляют.

Механизатору важно своевременно проверять основные узлы, системы и устройства трактора. Диагностика и регулировка колес трактора и других механизмов поможет избежать дорогостоящего ремонта и полной замены элементов, вышедших из строя преждевременно.

Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту