Логотип Центр Технического обслуживания
24.06.2023 Трактор
4360
Время чтения: 13 минут

Раскатка трактора: зачем нужна и как сделать

Сохранить статью:

Что это такое? Раскатка трактора – это процесс отделения его передней части, где находятся мотор и часть трансмиссии, от задней, на которой установлены кабина, задний мост и другие узлы. Эта процедура выполняется для ремонта и реже обслуживания техники.

На что обратить внимание? Просто так раскатить трактор не получится, нужны специальные приспособления. Иногда владельцы такой техники прибегают к подручным средствам, но есть и готовые устройства. В любом случае необходимо соблюдать технику безопасности.

 

 

Суть раскатки трактора

При ремонте муфты сцепления приходится выполнять трудоёмкий демонтаж ряда узлов. Моторная часть отсоединяется от составного остова трансмиссии по стыку соединения моторной плиты и корпуса промежуточной части трансмиссии. По существу, трактор приходится разделить надвое или, на языке трактористов, «раскатить».

Также может вызывать проблемы откатка моторного отсека, которая необходима для получения доступа к механизму сцепления. На станциях технического обслуживания для этого применяют ручные тали или лебедки. При ремонте в домашних условиях приходится ограничиваться подручными средствами, которые не всегда могут обеспечить надежность крепления груза и безопасность выполнения работ.

Суть раскатки трактораСуть раскатки трактора

Чтобы лучше представить процедуру раскатки трактора, остановимся подробнее на операциях, которые приходится при этом выполнять. При отсоединении болтового крепления блока сцепления от плиты дизеля, трактор оказывается разделен на две половины. В одной остаётся мотор на полураме стоящей на колёсах передней оси, во второй – задний мост, коробка переключения передач, промежуточная часть трансмиссии, кабина, стоящая на задних колесах. Корзина сцепления остается на маховике двигателя, а валы силовой передачи и привод ВОМ – на корпусе.

Получившиеся части, будучи не соединенным и между собой, без поддерживающих приспособлений не могут сохранять устойчивость. В этой связи до начала разборки подкладывают упоры под внутренний край мотора и раму.

Для упора подойдет обычный домкрат, металлические бруски, на которые ставятся резиновые или деревянные накладки, предотвращающие скольжение металлических деталей друг по другу. Раскатка выполняется вручную. Для этого необходимо поступательно поворачивать колеса передней и задней оси.

Для извлечения промежуточной части из моторной плиты обычно применяется рычаг длиной несколько метров, который помещается под корпус заднего моста и устанавливается на точку опоры. Двое рабочих нажимают на длинный край рычага и выравнивают центр тяжести кабины и трансмиссии. Это позволяет ослабить соединение. В это же время двое других рабочих сдвигают колеса задней оси, выполняя раскатку. Такой способ может считаться относительно безопасным, поскольку не требует непосредственных манипуляций в разъединяемом участке.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Если требуется произвести демонтаж механизма сцепления, то для выполнения ремонта хватит раскатки на 30-50 см. В целях безопасности под разъединяемые части подкладываются упоры, предотвращающие опрокидывание тяжелых агрегатов, под колеса ставятся противооткатные башмаки.

В качестве альтернативы можно воспользоваться роклой для погрузки европоддонов. Это устройство имеет колёсную тележку и платформу, оснащенную домкратом. Для раскатки в этом случае понадобится надежная подставка под платформу для выжимки моторной группы.

Суть раскатки трактораСуть раскатки трактора

Неисправности, требующие раскатки трактора

Раскатка трактора необходима для ремонта неисправностей в коробке переключении передач, ВОМ (вал отбора мощности). Наиболее часто встречаются следующие проблемы в работе данных механизмов:

  • Повреждение коренного сальника на первом валу. При этой неисправности масло начинает проникать в пространство между маховиком и ведомым подвижным диском, в результате при вращении последнего накладки сцепления начинают проскакивать.
  • Неисправность или некорректные настройки тормоза сцепления. В этом случае не обеспечивается нормальное торможение первого вала коробки переключении передач, скорости переключаются со значительным усилием и с неестественным металлическим скрежетом.
  • Повреждение опорных подшипников ведущих валов ВОМ. Это сокращает срок службы узлов, возникают посторонние стуки, ВОМ может отключаться.
  • Повреждение сальников и уплотнителей. В результате смазочная жидкость начинает вытекать наружу.
  • Потеря герметичности между смазываемыми и сухими узлами. В результате замасливаются фрикционные диски, из-за чего они начинают проскакивать при сцеплении.
  • Неверная регулировка промежутков при ремонте. Валы ВОМ и коробки переключения передач не должны упираться шлиц в шлиц. В противном случае на валу возникнет чрезмерное продольное давление, из-за которого может сдвинуться сальник, крышка опоры. В результате масло начнет вытекать.
Также раскатка необходима для обслуживания силовой установки, сцепления, рамы, кабины и др.

Стационарное приспособление для раскатки трактора

Перед выполнением раскатки трактора он помещается на горизонтальную поверхность без уклона, под колеса задней и передней оси ставятся колодки, препятствующие движению. Далее под переднюю часть рамы с обеих сторон устанавливаются гидравлические подъёмники. После этого выполняется разъединение крепежных элементов сочлененных узлов.

 

Чтобы разборка трактора выполнялась быстрее, рекомендуется использовать для этого стационарное устройство, специально адаптированное для данной операции. В этом случае можно будет обеспечить надлежащую безопасность, сократить время раскатки, предотвратить смещение разъединенных частей и обеспечить их устойчивость.

Устройство состоит из двух плит – подвижной и неподвижной

Для их изготовления используются листы металла по ГОСТ 19903-74, соединенные при помощи сварки. На обеих плитах имеются телескопические упоры, выполненные из труб прямоугольно сечения ГОСТ 8639-82. К ним также приваривается тавр по ГОСТ 26020-83. На тавре размещается металлический роликовый транспортёр, изготовленный по ГОСТ 19903-74. К нему при помощи сварного соединения крепятся гидравлические цилиндры ГЦ-40А.

Подвижная плита размещается на тележке, а под неподвижную ставится бетонная подушка. К штокам цилиндра крепятся упорные тарелки, обеспечивающие сдвиг отсоединяемой части трактора.

Стационарное приспособление для раскатки трактораСтационарное приспособление для раскатки трактора

На таком устройстве раскатка выполняется следующим образом. Сначала трактор помещается на платформу, после чего упоры совмещаются с рамой. Далее под действием силы гидроцилиндров происходит надавливание тарелок на раму, разъединяемый узел разбирается, после чего полурама, расположенная на подвижной платформе, сдвигается.

Мобильное приспособление для раскатки трактора

Существует и другой способ, позволяющий выполнить раскатку для трактора. Двухколесная платформа загоняется под моторную плиту на полураме. В результате образуются две пары колес (вместе с передней осью). Этот способ проще вышеописанного, поскольку требует меньшего количества оборудования и исключает опрокидывание передней части после ее отсоединения.

Ходовая часть

Для изготовления оси подойдет металлический брус, длина которого больше ширины рамы примерно на 300-400 мм. На него устанавливаются крепления для роликов или ступиц колес. Если ролики имеют небольшой диаметр, то полурама трактора может сместиться под собственным весом. Чтобы этого не произошло, необходимо взять два направляющих швеллера и изготовить из них рамку. По ним будут передвигаться ролики при раскатке. На каждом конце оси устанавливаются вертикальные штоки, выполняющие функцию направляющих подъёмной рамки.

Подъёмная рамка

Рамку сваривают из металлических брусков – горизонтального и двух вертикальных. Ширина рамки выбирается так, чтобы она соответствовала расстоянию между разъединяемыми сочленениями. Перемещение устройства происходит за счет металлического профиля, охватывающего направляющие стойки платформы. В верхних стойках рамки просверливаются отверстия, которые используются для фиксации полурамы трактора и должны иметь соответствующее расстояние между собой. На оси тележки устанавливается крепление для домкрата и упора штока.

В результате получается устройство, включающее подвижную платформу, перемещающуюся на колесах или роликах, пару вертикальных стоек, сварного подъёмника, на котором находятся подвижные стойки с отверстиями. При раскатке движение рамки выполняется вдоль направляющих стоек.

Мобильное приспособление для раскатки трактораМобильное приспособление для раскатки трактора

Для раскатки устанавливается упор под трансмиссию или коробку переключения передач, вертикальные стойки прикрепляются к отсоединяемой полураме. Затем при помощи гидравлического домкрата рамка поднимается вверх, отсоединяется и отодвигается на двух парах колес.

Монтажные уголки для раскатки и соединения

В этом нехитром устройстве используются две пары угольников, соединенных при помощи винтов. Одна пара устанавливается в имеющиеся отверстия на блоке сцепления, а вторая – на раму трактора. Раскатка и обратное соединение выполняется вращением винтов на угольниках.

Это устройство позволяет выполнить раскатку силами одного рабочего. Преимущество заключается в возможности изменения положения полурамы при сборке, а также во взаимной страховке разъединяемых узлов, что исключает опрокидывание.

Как видите, существует несколько способов раскатки трактора. При использовании любого из них необходимо строго соблюдать технику безопасности во избежание получения травм при падении тяжелых агрегатов. Настоятельно не рекомендуется выполнять данную операцию в одиночку. Устройства, используемые для разбора, должны изготавливаться из прочного металла, чтобы выдерживать многотонную нагрузку. Колеса трактора обязательно должны фиксироваться при помощи башмаков.