Логотип Центр Технического обслуживания
27.06.2023 Трактор
9381
Время чтения: 14 минут

Расход топлива трактора: нормативные и фактические показатели

Сохранить статью:

Какой? Существует нормативный и фактический расход топлива трактора. Первый указывается производителем в инструкции по эксплуатации и представляет собой усредненное значение. Фактический расход выводится по мере использования трактора.

Как рассчитывается? Чтобы узнать расход топлива трактора, можно воспользоваться таблицами, где будут указаны виды работ и сколько горючего требуется на их выполнение в час, а можно использовать формулы для расчета.

 

 

Нормативные показатели расхода топлива трактором

Все изготовители указывают в руководствах по эксплуатации технического средства (ТС) определенные значения расхода ГСМ. Они зависят от мощности двигателя, используемого оборудования, вида выполняемых работ. Так, расход топлива колесного трактора Т-30-69 при движении по дороге с крейсерской скоростью без прицепных устройств составляет не больше 7,2 литра на один мото-час. При выполнении работ по очистке дорожного покрытия от снежного наноса то же ТС потребляет уже 19,7 л на 1 мото-час.

Для тракторов универсального назначения расход будет различным в зависимости от выполняемой задачи. Так, перевозка прицепа потребует меньше горючего, чем выполнение пахотных или погрузочно-разгрузочных работ.

Нормативные показатели расхода топлива тракторомНормативные показатели расхода топлива трактором

Расход топлива колесных тракторов при тех или иных работах указан в нижеследующей таблице:

Модель трактора Тип и модель силовой установки Потребление в литрах на 1 машино-час
Белорус-622 LDW-2204/T Движение по дорожному покрытию без груза – не более 4,5 л.
Перевозка прицепа – не более 5,5 л.
МТЗ-82 Д-240 Работа со щеткой – не более 4,3 л.
Работы с отвалом – не более 4,4 л.
Покос травы – 5,6 л.
МТЗ-82.1 Д-243 Работы со щеткой – не более 5 л.
Перевозка прицепа – 7 л.
Погрузочно-разгрузочные работы – 3,5 л.
Транспортировка платформы – не более 9,4 л.
МТЗ-80 Д-240 Работа с колуном Japa 60ja110 – не более 4 л.
Перевозка прицепа – не более 6,4 л.
МТЗ-50 Д-240Л Перевозка прицепа 2ПТС-4 – не более 5,3 л.
Перевозка прицепа ИАПЗ-754В – не более 5,3 л.
К-701 ЯМЗ-240БМ2-1 Движение без нагрузки – до 28,1 л.
Уборка снега отвалом – не более 20 л.
Белорус-892 Д-245.5 Перевозка прицепа 2ПТС-4,5 – не более 7 л.
Буксировка двух прицепов – не более 8,6 л.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Также необходимо учитывать вид шасси трактора – колесное или гусеничное. В последнем случае металл значительно увеличивает массу машины, поэтому для движения потребуется более мощный двигатель и, соответственно, больший расход топлива.

Учитывая, что все тракторы используются для выполнения нескольких видов работ, рассчитать реальное потребление горючего сложно. Для удобства применяют сведения о средних значениях расхода горючего, рассчитанных для всех режимов использования ТС.

Рассмотрим показатели расхода топлива разными тракторами в час в литрах:

  • Тягач АТС-59. Данная модель оснащается силовой установкой мощностью 370 кВт. В среднем для ее работы необходимо до 54,1 литра топлива в час. Трактор относится к тяжелым и применяется для буксировки массивных грузов, в том числе по грунтовым дорогам и пересеченной местности.
  • Трактор колесный К-700. В конструкции используется силовая установка ЯМЗ-8424, для работы которой требуется около 22,7 литра на 1 мото-час.
  • Трактор Т-25. Силовая установка Д-120, работающая на дизельном топливе и обеспечивающая мощность 23,5 кВт. При транспортировке и крейсерском ходе расходует не более 2,5 литра.
 

Таким образом, каждый трактор имеет собственные показатели расхода топлива, причем разница может быть более 100 %. Это зависит не только от мощности двигателя, также нужно учитывать неисправность отдельных агрегатов, что приводит к повышенному расходу топлива. Пример: при отказе одного из цилиндров мощность резко упадет, механизатор до выявления неисправности попытается увеличить производительность повышением подачи горючего в камеру сгорания.

Что влияет на расход топлива трактора

Данные о расходе топлива трактора в час, указанные в технической документации, являются усредненными и могут отличаться от реального показателя.

Что влияет на расход топлива трактораЧто влияет на расход топлива трактора

Несоответствие расчётных и реальных показателей расхода зависит от нескольких условий.

Исправность силовой установки, а также критически важных систем (и их настройки), а именно:

  • поршневая группа двигателя;
  • газораспределительное устройство мотора;
  • топливная система;
  • система подачи воздуха;
  • тип и исправность системы охлаждения двигателя.

Внешние условия:

  • навыки механизатора;
  • выполняемые задачи;
  • погода и климат;
  • рыхлость или влажность грунта, его состав.
Чтобы фактический расход топлива трактора в среднем соответствовал расчётным величинам, необходимо использовать качественное горючее с высокой степенью горения.

На расход топлива также влияет грузоподъёмность прицепного оборудования, вид дорожного покрытия. На практике различают следующие типы дорог:

  • С твердым покрытием. К ним относятся поля, дороги с накатанным снегом.
  • С гравийным либо щебневым, а также песчаным покрытием; грунтовые дороги, размытые дождем, стерня зерновых культур.
  • С глубокой колеей. Пахотная земля умеренной влажности или с поверхностно промёрзшим грунтом, гребнистые дороги в период таяния снега, почва после уборки корнеплодов, снежная целина, весеннее бездорожье.

Расчет расхода топлива трактора по формуле

Согласно нормативной документации изготовителя, потребление топлива при номинальной мощности двигателя достигает 220 г/кВт в час или 162 лошадиные силы в час. Данные приблизительные, так как необходимо принимать во внимание такие факторы, как работа переднего моста, используемая при движении передача, нагрузка, обороты мотора. Усредненный расход топлива трактора составляет 9,5–10 литров.

Чтобы самостоятельно рассчитать, сколько горючего будет расходовать трактор, рекомендуется использовать следующую формулу:

Р = 0,7 RN, где:

Р – потребление горючего за 1 час, кг/час;

0,7 – коэффициент преобразования мощности силовой установки в лошадиные силы из кВт;

R — удельное потребление горючего, г/кВт/час;

N — мощность двигателя, л. с.

Например, расход топлива тракторов МТЗ составляет:

Р = 0,722075 = 11 550 г/час, или 11,5 кг/час.

Потребление горючего в литрах за 1 час рассчитывают, исходя из показаний счётчика мото-часов. В частности, если принять потребление горючего в час за «Р», то оно будет рассчитано в кг/ч. Для преобразования мощности в кВт в лошадиные силы используется один коэффициент – 0,7.

Удельное потребление горючего (г/кВт в час) обозначим R, мощность в лошадиных силах – N.

В результате формула будет выглядеть следящим образом:

Р = 0,7 х R х N.

Удельное потребление горючего для трактора МТЗ-82 составляет 230 г/кВт в час. Мощность силовой установки, устанавливаемой на данную модель, 75 лошадиных сил. Из этих показателей по вышеприведённой формуле вычисляем расход 12 кг в час. На практике многие механизаторы получают цифру от 6 до 8 литров в час.

Полученный результат не может считаться абсолютно точным, так как в российских двигателях удельное потребление горючего составляет 220–260 г/кВт в час. Для расчёта необходимо обратиться к руководству по эксплуатации и найти в нем соответствующие сведения. Реальные данные могут оказаться и больше расчётных. В частности, на дизельном тракторе повышенный расход топлива может быть связан с неправильным переключением передач при работе, неверно выбранной скоростью движения, чрезмерным сопротивлением груза, агрессивным стилем вождения и другими причинами.

Расчет расхода топлива трактора с использованием коэффициента нагрузки

На практике выполнение большинства задач требует не более 60 % от номинальной мощности силовой установки. Следовательно, чтобы рассчитать расход топлива трактора, необходимо использовать не номинальную, а фактически используемую мощность мотора. Для этого используется формула, включающая в себя коэффициент загрузки трактора:

  • Максимальная нагрузка – 1.
  • Неполная загрузка – 0,8.
  • Умеренная загрузка — 0,6.
  • Минимальная загрузка — 0,4.

Используем указанные данные для вычисления расхода горючего для трактора МТЗ с двигателем Д 240, где Р = 16,35 л/час:

  • при максимальной нагрузке 16,35 л/час;
  • при неполной – 16,35 * 0,8 = 13,08 л/час;
  • при умеренной загрузке 16,35 * 0,6 = 9,81 л/час;
  • при минимальной – 16,35 * 0,4 = 6,54 л/час.

С учетом широты задач, выполняемых при помощи трактора, и большого количества побочных факторов, коэффициент загруженности можно определить только практическим путем. За основу берутся обороты двигателя в ходе выполнения той или иной работы. Желательно рассчитывать коэффициент загруженности двигателя для каждого вида работ, выполняемых на тракторе. При пахоте расход топлива будет один, при дорожном движении – другой. Получится несколько величин, среднее значение между которыми и составит номинальное потребление горючего.

Расчет расхода топлива трактора с использованием коэффициента нагрузкиРасчет расхода топлива трактора с использованием коэффициента нагрузки

Итак, среднее потребление горючего зависит как от мощности, так и от вида выполняемых работ. Для расчёта расхода топлива трактора Белорус или любой другой модели эти условия также имеют значение.

Расчет расхода масла в тракторе

При использовании и обслуживании сельскохозяйственных машин значительное влияние на издержки оказывает расход масла. Он зависит от следующих условий:

  • состояние ЦПГ силовой установки;
  • исправность системы охлаждения двигателя;
  • использование опции предпускового прогрева карбюратора;
  • состояние масляного и топливного фильтров;
  • частота вращения коленвала мотора;
  • корректность переключения передач;
  • износ вкладышей коленвала;
  • скорость движения на максимальной передней и реверсивной скоростях.

На расход масла влияет и погода, при которой выполняются работы. Так, при отрицательных температурах при прогреве двигателя используется большее количество смазки. Аналогичная закономерность проявляется и в жаркую погоду. Этим и объясняется начало многих сельскохозяйственных работ в летний сезон на рассвете, пока воздух не нагрелся слишком сильно. Также нужно учитывать качество масла. Рекомендуется использовать только фирменную смазку от известных производителей, тогда расход будет значительно ниже, чем у дешевых аналогов неизвестного происхождения.

Обычно для расчёта потребления масла применяется специальная таблица, в которой указывается объем трансмиссионной и индустриальной смазки для той или иной модели.

Подытожим. Какой расход топлива будет у трактора, зависит от множества факторов – состояния агрегатов, мощности двигателя, вида выполняемых работ, климата, нагрузки. В технической документации указываются базовые/линейные значения, они часто оказываются выше реальных.