Скидка на первый заказ
Заказать звонок8 (800) 550-5481
Скидка на первый заказ
Трактор

Прицеп для трактора: виды и критерии выбора

08.08.2023
1380
Время чтения: 11 минут

О чем речь? Прицеп для трактора – устройство для перевозки грузов, скота, леса и т.д. Они отличаются по устройству и назначению.

На что обратить внимание? Использование тракторного прицепа имеет свои особенности. Необходимо соблюдать правила безопасности, перевозки грузов и выбора места для погрузочно-разгрузочных работ.

 

 

Преимущества тракторных прицепов

Используя прицепы и полуприцепы длятракторов, можно решить множество разных задач. Они хорошо подходят для перевозки леса, строительных материалов, мусора, сыпучих грузов и прочего. Их многофункциональность приводит к тому, что производительность повышается, а расходы на налаживание рабочего процесса уменьшаются.

Преимущества тракторных прицеповПреимущества тракторных прицепов

Самым популярным на протяжении многих лет считается прицеп самосвальный тракторный ПСМ-4,5. Главными его преимуществами являются высокая манёвренность, хорошая тормозная система, удлинённая платформа, наличие дышла, которое подходит для агрегатирования с тракторами класса 1,4 и позволяет выгружать сырьё в три стороны. Не менее востребованы и такие модели, как ПУ-3,0-01, ПСМ 2,5 и ПУ-3,0-02.

Основные достоинства:

  • простое применение;
  • крепкая и долговечная конструкция кузова;
  • цена;
  • недорогое обслуживание;
  • комфортная погрузка и выгрузка различных материалов;
  • большой объём.

Стоит отметить, что прицепы, которые используются для сельскохозяйственных и коммунальных целей, имеют более надёжную конструкцию и повышенную манёвренность. Приобретение прицепа для трактора позволяет сэкономить деньги на покупку дополнительного грузового транспорта, а также на техническое обслуживание дорогой техники.

Преимущества тракторных прицеповПреимущества тракторных прицепов

Виды прицепов для трактора

По устройству ходовой части выделяют:

Прицепы

К ним относятся многоосные транспортные средства, способные совмещаться с тяговыми тракторами. Конструкция продумана таким образом, что масса равномерно распределяется по шасси.

Полуприцепы

Транспортные устройства этой категории могут быть одно- и многоосными. Масса груза в данном случае распределяется между ходовой частью тягача и колёсами полуприцепа. Их можно использовать совместно с базовым транспортом, рама которого оснащена седлами (сцепные устройства).

Ко всему прочему, у прицепов для тракторов и полуприцепов управление различается по сложности. У первых оно непростое. Прицепы отличаются высокой устойчивостью, способны двигаться вперёд и назад за счёт прикладываемой силы.

Данный критерий разделяет прицепы для тракторов на:

  • одноосные;
  • двухосные.

Первый вид встречается чаще. Тракторный одноосный самосвальный прицеп зачастую используется для перевозки разных полужидких и сыпучих материалов. Второй тип отличается своими большими габаритами. Тракторный двухосный прицеп хорошо подходит для перемещения сыпучих материалов и тяжёлых грузов в большом количестве.

Помимо этого, транспортные средства различаются по типу прицепного устройства. Существует две разновидности.

  • В первом типе прицеп опрокидывается самостоятельно (принцип как у самосвала).
  • Во втором случае для выгрузки необходимо использовать дополнительные механические устройства.

Предпочтение, как правило, отдают самосвальным прицепам, потому что с ними нет необходимости в человеческой помощи при выгрузке.

 

Конструкция прицепа для трактора

Любой прицеп имеет необходимую техническую документацию. Она даст информацию о весе тракторной телеги, грузоподъёмности и прочих характеристиках.

Основа конструкции прицепов 2 ПТС-4 состоит из шасси, платформы и надставных бортов. Шасси являются несущим конструктивным элементом, удерживающим платформу. Прицеп для трактора состоит из:

  • Рамы – главного несущего элемента. Она включает в себя два металлических лонжерона с квадратным сечением, соединённых продольными балками.
  • Передней (поворотной) тележки. Существует два типа: с поворотными тягами и с поворотным кругом.
  • Задней оси.
  • Рессорной подвески.
  • Гидравлической системы с гидроцилиндром.
  • Колёс.
  • Системы электрооборудования.
  • Пневматической тормозной системы.

Платформа – металлическая конструкция прямоугольной формы, на которой размещают приставные борта (для перевозки насыпных грузов), рога (для использования при трубо- или лесовозе). Если снять борты, прицеп можно применять для транспортировки негабарита или в качестве специального прицепа (например, для установки ДЭС).

Конструкция прицепа для трактораКонструкция прицепа для трактора

Маркировка типа «2 ПТС-4» является общепризнанной и включает в себя главные параметры транспортного устройства:

  • первая цифра – количество осей (в данном случае 2);
  • буквы – назначение техники (ПТС расшифровывается как прицеп тракторный саморазгружающийся);
  • последняя цифра – предельно допустимая нагрузка (4 тонны).

Критерии выбора прицепа

Чтобы правильно выбрать прицеп для трактора, необходимо ориентироваться на задачи, для которых он нужен. Можно приобрести универсальное устройство, с помощью которого получится выполнять разные задачи. Например, таким средством является тракторный самосвальный полуприцеп. Он подходит для транспортировки сыпучих и твёрдых грузов (зерно, корнеплоды, навоз, торф, сено, удобрения, опилки, земля, песок, гравий, снег и др.). Совместно с трактором прицеп сможет ездить практически по любой местности и при любых погодных условиях, что повышает производительность почти во всех сферах.

Не менее значимыми являются и другие параметры:

  • тип тягового-сцепного устройства;
  • размещение на тракторе валов отбора мощности, гидравлических штуцеров;
  • производительность и прочие характеристики.

Прежде чем купить прицеп, надо также разобраться, в чём его отличие от полуприцепа. Разница состоит в особенностях конструкции и способе крепления к трактору. В случае с прицепом, у которого есть задняя и передняя ось, задействуется сцепной механизм, благодаря чему нагрузка равномерно распределяется между рамой и колёсами. Полуприцеп, имеющий только заднюю ось, присоединяется за счёт горизонтального рычага, при этом вес материалов ложится и на колёса полуприцепа, и на тягач.

Правила эксплуатации прицепа для трактора

Подготовительные работы перед использованием прицепов для тракторов

Только что купленный прицеп нельзя использовать без подготовки к перевозкам. Первым делом надо провести визуальный осмотр, чтобы убедиться в том, что ходовая часть и механизм для присоединения кузова и рамы надёжны.

После этого необходимо проверить давление в шинах и сравнить с требованиями из руководства по эксплуатации. Если давление не соответствует, скорректируйте его.

Удостовериться в герметичности систем гидравлики и пневматики.

Ко всему прочему, надо проверить:

  • реагирует ли тормозная система на нажатие педали одновременной остановкой всех колёс;
  • исправно ли работает электрическое оборудование;
  • достаточно ли смазаны подшипники;
  • отсутствие люфта колёс;
  • надёжно ли затянуты все гайки крепления ступиц.

Главные корректировки тракторных полуприцепов и прицепов

Перевозка тяжёлых грузов сильно влияет на функциональные системы прицепа, так что их надо постоянно проверят и вовремя устранять неполадки. Чаще всего встречаются такие недочёты:

  • Люфт колес. Решить проблему можно через регулировку подшипников. Чтобы это сделать, понадобится снять колесо. Колесо должно вращаться без заедания, а температура ступиц должна быть не слишком высокой (норма, если вы можете выдержать её при касании к ним).
  • Нарушения тормозной системы. Они могут быть разные в зависимости от типа привода, который используется во время торможения. Несмотря на это, тормозную систему необходимо постоянно проверять на исправность и проводить техническое обслуживание. Это обеспечит безопасность не только водителя трактора, но и других участников дорожного движения.
  • Непригодность деталей. Большая нагрузка во время перевозки грузов приводит к изнашиванию ключевых узлов прицепа для трактора. Из-за этого они требуют регулярных осмотров и немедленной замены при обнаружении неисправности.
 

Благодаря профилактическим осмотрам вы сможете предупредить серьёзные поломки и снизить вероятность аварий на дороге. Чтобы поддерживать правильную работу опорного колеса, надо регулярно проверять тормоза и ступичный подшипник. Своевременное исправление неполадок и замена изношенных элементов поможет предупредить возникновение возможных проблем.

Для снижения вероятности поломки кузова при эксплуатации прицепа надо осматривать конструкцию и сварные швы. При выявлении нарушений целостности швы требуется подварить, а трещины заделать с помощью накладок.

Если был обнаружен обрыв в электрическом оборудовании, необходимо спаять провод и изолировать его.

Правила эксплуатации прицепа для трактораПравила эксплуатации прицепа для трактора

Грузовой прицеп перед выпуском на линию проверяют ответственные сотрудники, которые могут проводить текущие ремонтные работы. Но такие задачи, как ремонт тормозных систем или сварка разрывов на металлических частях корпуса, решаются в специальных мастерских либо на заводе-изготовителе полуприцепа, либо на аккредитованной изготовителем комплектующих сервисной станции.

Требования к местам, отведённым для погрузки/выгрузки

Выделяют два типа площадок:

  • Постоянные – различные базы, склады, элеваторы.
  • Временные – объекты строительства, тока для очистки зерна и прочие.

Чтобы погрузка и разгрузка была безопасной, для площадок установили следующие требования:

Ширина подъездных путей (при двустороннем движении) 6,2 м и больше
Ширина подъездных путей (при одностороннем движении) 3,5 м и выше
Покрытие Твёрдое

Нельзя размещать на территории объекты, которые будут мешать проезду трактора.

Правила перевозки материалов на прицепе для трактора

Соблюдение правил транспортировки грузов и требований к погрузке и разгрузке обеспечит безопасную перевозку сельскохозяйственного сырья. К тому же, так вы доставите груз целым и невредимым, предупредите аварийные ситуации и обеспечите безопасность перевозчика и других участников дорожного движения.

Требования к местам, отведённым для погрузки/выгрузкиТребования к местам, отведённым для погрузки/выгрузки

Правила использования прицепов во время погрузки и разгрузки

Правильная погрузка материалов в тракторные прицепы снизит риски во время перевозки груза:

  • Нельзя превышать вес, установленный эксплуатационными характеристиками транспортного средства.
  • Груз по кузову необходимо распределять равномерно, чтобы не было перевеса.
  • Обязательно надёжно и крепко фиксировать материалы.
  • Во время погрузки необходимо убедиться в исправности тормозов и освещения полуприцепа.

После разгрузки также надо осматривать прицеп, чтобы удостовериться в том, что элементы конструкции не повреждены и не искажены.

Правила транспортировки материалов

Перемещение грузов с использованием прицепа для трактора требует строгого соблюдения правил дорожного движения. Необходимо ехать с той скоростью, которая указана на конкретном участке дороги, и не больше той, что значится в руководстве по эксплуатации. Обязательно следует соблюдать правильную дистанцию с остальными участниками дорожного движения. Манёвры должны сопровождаться соответствующими сигналами.

Если во время движения груз сместился, необходимо остановиться и вернуть его на прежнее место. При транспортировке обязательно надо следить за работой тормозной системы и световых сигналов.

Безопасность при использовании самосвального прицепа для трактора

Нельзя не упомянуть правила безопасности во время использования. Обязательно надо придерживаться допустимой высоты подъёма. Для фиксации платформы без груза необходимо задействовать специальные упоры. Если разгружать материалы вы планируете в бок или назад, то фиксировать надо во всех направлениях. Если отсутствует возможность боковой разгрузки, то хватит только упора для фиксации назад.

 

Часто задаваемые вопросы о прицепах для трактора

  1. На какую информацию опираться при выборе прицепа для трактора?

    Для начала надо выбрать тип кузова. Если вы ищете прицеп для погрузки и разгрузки различных материалов, то обратите внимание на прицеп самосвального типа, к примеру, 3-ПТС-12. Перевозить грузы можно исключительно на бортовом.

    Перемещать жидкие материалы можно только с помощью прицепа бочкового типа.

    В случае с лёгким и сыпучем грузом, у которого большой объём, лучше присмотреться к тракторным полуприцепам. Это сэкономит время для разгрузки вещества на конечном пункте.

  2. Подлежит ли прицеп техосмотру?

    Техосмотр необходимо проходить только юридическим лицам и прицепам, которые совместно с ТС весят более 3,5 тонны. С какой периодичностью проводится техосмотр:

    • прицепам до 3 лет он не назначается;
    • от 3 до 7 лет – раз в два года;
    • более 7 лет – ежегодно.
  3. Какие отличия у прицепов для тракторов с разным количеством осей?

    Прицеп, у которого одна ось, не может участвовать в транспортировке груза с массой более 0,7 тонн. Зато он отличается хорошей манёвренностью на дорогах с асфальтовым покрытием.

    Модели с двумя осями не так легки в управлении, однако способны перевозить более тяжёлые грузы. Прицеп для трактора с тремя осями нужен для транспортировки крупногабаритных товаров, вес которых исчисляется несколькими тоннами. К тому же, он подходит для езды на любом дорожном покрытии.

Начинать свой выбор идеального тракторного прицепа надо с тщательного изучения технических характеристик и отзывов на товар.

Читайте также
Спецтехника
10.01.2025Мочевина для дизеля: свойства, состав и основные функции
Спецтехника
07.01.2025Какой выбрать садовый измельчитель
Спецтехника
03.01.2025Какой погрузчик лучше: критерии выбора, модели
Трактор
30.09.2024Почему не заводится трактор: причины и устранение проблем
Подобрать трактор
за 1 минуту