Логотип Центр Технического обслуживания
27.12.2023 Трактор
2148
Время чтения: 12 минут

Масло для дизельных двигателей и его характеристики

Сохранить статью:

О чём речь? Масло для дизельных двигателей имеет свою ярко выраженную специфику. Эта техническая жидкость предназначена для работы ДВС с высокими показателями, такими как температура и компрессия топливовоздушной смеси.

На что обратить внимание? Сегодня на рынке представлены минеральные, синтетические и полусинтетические масла. Зная информацию о ключевых особенностях дизельных двигателей (в том числе для тракторов) и подходящих для них технических жидкостей, вы сможете обеспечить слаженную и продуктивную работу мотора.

 

 

Основные характеристики моторного масла для дизельных двигателей

Специфика эксплуатации этих силовых агрегатов выдвигает особые требования к применяемым техническим жидкостям. Дизельные двигатели не могут работать без масла, оно необходимо для смазывания трущихся поверхностей, уменьшения износа деталей, а также для охлаждения агрегата. Главная его характеристика — это вязкость. Этот показатель может измениться из-за перепадов температуры, именно он определяет, насколько продукт применим для определенного типа двигателя и можно ли его использовать круглогодично, вне зависимости от сезона.

Для маркировки моторных масел используется система SAE (Society of Automotive Engineers, Общество автомобильных инженеров). По ней определяется их вязкость, которая делит их на категории в зависимости от времени года и других признаков. Эта характеристика разбивается на диапазоны, а классы имеют буквенно-цифровое обозначение.

Основные характеристики моторного масла для дизельных двигателейОсновные характеристики моторного масла для дизельных двигателей

Уровень вязкости повышается вместе с индексом класса. Сравним два типа масла для дизельных двигателей: 5W-40 и 5W-30. Их температурные свойства идентичны, но первое имеет более высокую вязкость: при температуре 100 °С она находится в пределах от 12,5 до 16,3 мм2/с, а у 5W-30 — от 9,3 до 12,5 мм2/с.

Для отличия индексов вязкости используют буквенную маркировку. Зимние масла имеют суффикс W. Летние и внесезонные не маркируются буквами.

  • 0W имеют низкую вязкость, предназначены для использования в холодном климате.
  • 5W-30 — моторное масло для дизельных двигателей, относящееся к зимним, с высокой вязкостью.
  • 10W-40 — масло для дизельных двигателей, которое подходит для использования при более низких температурах.
  • 20W — обеспечивают хорошую смазку при экстремальных морозах.
  • 30 — летние масла с высокой вязкостью, для работы при высоких температурах.
  • 40 —для использования в очень жарких климатических условиях или для сверхмощных двигателей.

Перед тем как залить в двигатель дизельное масло, следует проверить соответствие индекса вязкости требованиям производителя автотранспорта. Это влияет на множество факторов — рабочее давление в системе при прогретом двигателе, эффективность разбрызгивания масла на стенки цилиндров и так далее.

Не всегда бывает полезно увеличивать его вязкость. Это допустимо в условиях жесткой эксплуатации авто, при чрезвычайно высоких температурах, а также при значительном износе двигателя. Индекс вязкости определяется климатическими особенностями региона, где эксплуатируется транспорт. Чем севернее территория и ниже зимняя температура, тем меньше должен быть числовой индекс вязкости: от 0W в северных районах до 20W в южных.

Основные характеристики моторного масла для дизельных двигателейОсновные характеристики моторного масла для дизельных двигателей

К основным эксплуатационным свойствам масел для дизельных двигателей относятся:

  • Высокое щелочное число — показатель, характеризующий количество щелочных элементов (обычно это гидроксид натрия — NaOH) в моторном масле. Он является одним из основных для определения качества и срока службы моторного масла. Чем выше щелочное число, тем дольше масло сохраняет свои свойства и защищает двигатель от коррозии и износа.
  • Диспергирующие и моющие присадки в составе помогают удерживать копоть и сажу, очищать двигатель от нагара, помогая масляному фильтру отделять частицы загрязнений. Масло для дизельных двигателей с сажевым фильтром содержит поверхностно-активные вещества, которые образуют микроскопические пузырьки на поверхности загрязняющих частиц. Они препятствуют слипанию частиц грязи и помогают удерживать их во взвешенном состоянии.
  • Высокая износостойкость. Дизельные моторы испытывают повышенные нагрузки уже при относительно малых оборотах, когда давление масла в каналах низкое.
  • Термостабильность дизельных двигателей зависит от многих факторов, включая качество топлива, состояние агрегатов и условия эксплуатации. Моторы обычно имеют высокую степень сжатия, что приводит к повышению температуры сгорания топлива. В результате образуется нагар и коксуется двигатель, если не применять высококачественные масла и присадки.
  • Дизельный мотор отличается высоким коэффициентом полезного действия и считается «холоднее», чем бензиновый. Несмотря на это, в некоторых местах масло нагревается выше рабочей температуры агрегата. Особенно этим отличаются мощные турбодизели.

В состав качественных моторных масел для дизельных агрегатов производители добавляют сбалансированный и сложный по составу пакет присадок. Это характерно для продуктов, которые соответствуют современным экологическим показателям и нормативам. Они рассчитаны на использование многокомпонентных катализаторов и фильтров в системах, которые отвечают за выпуск отработанных газов.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Масса, кг 6050
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя KM-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Классификация моторного масла для дизельного двигателя

American Petroleum Institute (API) — это независимая некоммерческая организация, которая занимается разработкой стандартов и рекомендаций для нефтяной и газовой промышленности в США и за их пределами. API разрабатывает стандарты для бурения, добычи, переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, а также для экологической безопасности и энергосбережения.

Организация была создана в 1919 году и имеет более 5000 членов из разных стран мира. В системе API предусмотрена отдельная группа для масел дизельных двигателей — у них имеется префикс С (Commercial).

Классификация моторного масла для дизельного двигателяКлассификация моторного масла для дизельного двигателя

Вновь разрабатываемые стандарты обозначаются очередной буквой латинского алфавита, по примеру масел для бензиновых двигателей. По сравнению с предыдущим, требования нового более жесткие. При этом ранее разработанные двигатели могут использовать масла, произведенные по новому стандарту.

В маркировку класса качества приходится вводить указание тактности двигателя, помня о том, что они работают по четырехтактному и двухтактному циклу. Обозначения четко указывают на применение: масла класса API CF-2 предназначены для двухтактных агрегатов, а API CF-4 — для четырехтактных. Их взаимозаменяемость исключается.

Организация АСЕА, образованная в 1991 году, дизельные масла определяла в группу В, также в их маркировку вводился год создания. Введенные нормы Euro, предусматривающие повышенные требования к системам снижения токсичности, приняли решение о выделении новых групп классов:

АСЕА С

Масла для дизельных двигателей, отвечающих самым высоким экологическим требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопах. Им присущи повышенное внимание к зольности, концентрации серы и фосфора.

АСЕА Е

Моторные масла для высокомощных дизелей грузового транспорта. Разработчики и производители техники дают четкие рекомендации по их использованию.

 

Масло для дизельных двигателей с турбонаддувом

Здесь тоже свои особенности. Учитывая высокие удельные нагрузки и засорение продуктами неполного сгорания, к маслу для дизельного двигателя с турбиной предъявляются особые требования:

Обеспечивать рабочую устойчивость в парах трения «сталь — медные сплавы»

Подшипники скольжения турбокомпрессоров изготавливаются из бронзы. Масло в таком двигателе должно максимально эффективно их защищать, принимая в расчет число оборотов турбин, доходящих до сотен тысяч в минуту, и температуру двигателя при этом процессе, достигающую 270 градусов.

Минимальная коксуемость масла

После остановки двигателя поступление смазывающей жидкости прекращается, а турбокомпрессор еще долго остается горячим. Образование продуктов неполного сгорания и их отложение на узлах и деталях быстро выведут турбину из строя. Разработанные экспертами турботаймеры позволяют турбине остыть на холостых оборотах. Но минимальная коксуемость масла все еще актуальна.

Периодические поездки с высокой нагрузкой позволят турбине и маслу быть в рабочем состоянии, не застаиваться.

Отличия масел для дизельного и бензинового двигателей

Особенности этих моторов требуют и разных смазывающих жидкостей. Какое же масло заливать в дизельный двигатель?

Известно, что воспламенение дизельного топлива в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) происходит при сжатии, тогда как в бензиновых моторах этот процесс обеспечивает искра. Первые быстро и сильно сжимают воздух в камере сгорания, повышая этим его температуру и общее давление. Полностью обеспечить расход топлива в дизельных ДВС сложно, так как смесь сгорает быстрее, чем в бензиновых двигателях. На деталях образуется большое количество сажи. Накапливаясь и слипаясь, она забивает масляные каналы, оседает в фильтре, может стать причиной выхода мотора из строя.

Под воздействием сажи при высоком давлении в камере масло ухудшает свои свойства, окисляется и стареет. Проблема еще более усугубляется при использовании в качестве топлива солярки низкого или откровенно плохого качества. Масло для дизеля отличается от соответствующих продуктов для бензиновых агрегатов более высокими антиокислительными и смазывающими характеристиками.

Отличия масел для дизельного и бензинового двигателейОтличия масел для дизельного и бензинового двигателей

Изношенные дизельные двигатели требуют более тщательного профилактического ухода, так как масло у них стареет быстрее.

Цена дизельного масла варьируется в зависимости от типа основы (минеральная, синтетическая, полусинтетическая), объема, характеристик в соответствии со стандартами ACEA SAE/API, и, конечно, от марки производителя.

Особенности выбора масла для дизельного трактора

Это связано со спецификой строения мотора. Неравномерная нагрузка на двигатель меняет частоту вращения коленвала. Для продления эксплуатационного срока трактора необходимо регулярно использовать качественные комплектующие и знать, какое масло для дизельного двигателя подходит больше всего.

Особенности выбора масла для дизельного трактораОсобенности выбора масла для дизельного трактора

Почти все разработчики и производители техники, зарубежные и отечественные, для применения своей техники настоятельно рекомендуют масла определенного вида.

Смазку деталей на тракторе производят двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. Первым способом смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, детали клапанного механизма, шестерни топливного насоса, втулки шестерни.

Разбрызгивание проводят при включенном двигателе и при циркуляции масла по системе. Этим методом подвергаются смазке следующие детали: поршни и гильзы, поршневые кольца, привод масляного насоса, кулаки распределительного вала.

Раньше для тракторов в основном использовали масла на минеральной основе, синтезируемые из сырой нефти. В условиях высокой температуры и давления такой продукт меняет или теряет свои свойства, поэтому сейчас большей популярностью пользуются масла, имеющие синтетическую или полусинтетическую основу.

Такие продукты все активнее проникают в современные технологии, успешно применяются в авиационных двигателях и в других видах транспорта, в том числе и в тракторах. Эти масла эффективно работают при повышенной температуре, не окисляются и не оставляют слипшийся осадок на поверхностях узлов и деталей, не густеют при низких температурах. Важно, что начинают действовать сразу после запуска двигателя.

Для тракторов, имеющих ДВС на дизеле или бензине, рекомендуется специальная категория масел. Для трактора отечественного производства, работающего на бензиновом или дизельном топливе, эффективно будет использование всесезонного масла. Созданное по ГОСТ 10541-78, оно считается универсальным и имеет обозначение М-6з/10В. Оно доказало свою действенность наличием присадок в составе и экономным расходом.

Эффективное действие показали на дизельных тракторах с отсутствием турбонаддува масла, имеющие обозначение Г2к. Они разделяются на классы по вязкости от 8 до 10 и 14.

Эксперты дают рекомендации по применению масел М-10Г2 или М-14Г2, имеющих пониженную сульфатную зольность. При правильной эксплуатация техники и поддержании двигателя в надлежащем состоянии названые масла могут использоваться в течение 300 часов работы.

Нормы расхода масла для трактора

Уровень смазывающих жидкостей необходимо поддерживать, со временем их нужно доливать, чтобы уберечь технику от поломки.

Нормы расхода масла для трактораНормы расхода масла для трактора

Вопрос количества расхода интересен большинству владельцев техники, поэтому мы предоставим таблицу с этими данными, исходя из основных и популярных моделей тракторов в России. Также учтите, что норма берется из показателя на 100 литров топлива.

Модель трактора Моторное масло (л) Трансмиссионное масло (л) Специальное индустриальное масло (л) Пластичная смазка (л)
Т-130 4 0,7 0,1 0,05
Т-150 3,5 0,35 0,15 0,035
ДТ-75 4,1 0,7 0,025
К-700 4,15 0,415 0,25 0,02
ЮМЗ-6 3,95 1,15 0,09 0,055
Т-40м 4 0,95 0,08 0,045
ЛХТ-55 4,15 0,75 0,025

Вышеуказанная таблица относится к рабочим исправным двигателям тракторов. Но следует понимать, что данный показатель будет больше в том случае, если мотор и трансмиссия изношены. Также на расход влияют такие показатели как загруженность трактора и погодные условия. Учитывая эти особенности, следует вовремя проверять уровень масла и доливать его.

Часто задаваемые вопросы о масле для дизельных двигателей

Можно ли заливать дизельное масло в бензиновый двигатель?

Делать это нежелательно по следующим причинам:

  • На маслонасос будет оказана повышенная нагрузка. Это может привести к выходу его из строя.
  • Высок риск закупорки масляных каналов, что приведет к «масляному голоду» мотора. Износ деталей и узлов ДВС повышается, деформируются стенки цилиндров. Возможно даже заклинивание агрегата.
  • На высоких оборотах масло будет гореть. Двигатель быстро закоксуется, выйдет из строя каталитический нейтрализатор.
  • Нарушение теплообмена приведет к перегреву двигателя и деформации головки блока цилиндров.

Какое дизельное масло можно залить в двигатель мини-трактора?

Дизельные тракторы отечественного и зарубежного производства имеют основательные, тщательно разработанные двигатели, проверенные временем, и поэтому они не особенно капризны к качеству масла.

Для них подойдут простые масла М-8ДМ, М-8, а при понижении температуры — минеральные масла с вязкостью 10W-40. Заливаются они в гидравлику, двигатель и в коробку передач.

Какие есть правила эксплуатации моторных масел?

Производитель обычно указывает график замены масла в двигателе. Постарайтесь придерживаться его. Смазочный материал потемнеет через 800–1500 км. Это сигнализирует о растворении моющими присадками нагара с поверхностей деталей. Потемнеть могут масла и на синтетической, и на минеральной основе.

Если вы решили перейти с синтетического масла на минеральное, слейте смазочное вещество из масляного радиатора и двигателя. Постарайтесь максимально тщательно выполнить это действие. Смешение старого и нового масел разных видов может повредить работе мотора.

Какие есть правила эксплуатации моторных масел?Какие есть правила эксплуатации моторных масел?

Правильный выбор смазывающих жидкостей для дизельных двигателей — залог успешной, долговечной и беспроблемной эксплуатации транспортного средства, тракторов и других видов спецтехники.

Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту