О чем речь? Колея трактора – расстояние между внутренними краями колес или гусениц техники. Она играет большую роль в обеспечении стабильности и устойчивости при движении по различным типам поверхностей.
На что обратить внимание? Оптимальная колея трактора зависит от условий работы, типа почвы и требований к качеству возделываемой земли. Неправильное расстояние приводит к повреждению грунта, снижению производительности и увеличению расхода топлива.
В этой статье:
Что такое колея трактора
Колея автомобиля (наземная) – это промежуток между центровыми линиями следа покрышек. Колея трактора обозначает расстояние между серединами передних и задних колёс. Она указывается отдельно по осям и, при сдвоенных колесах, по внутренним и внешним шинам.
Иными словами, технологическая колея трактора – это след колес, который остается после его работы в поле, от посевной до уборки. Она не засевается, по ней передвигается техника, когда вносятся удобрения или производится защита растений от сорняков, болезней и вредителей. Тракторы ездят лишь по колее. Передвигаясь по ней, колеса трактора не повреждают культуры. На тех участках, где будет проезжать это транспортное средство (ТС), ширина колеи должна быть пропорциональна просвету междурядий.
Главным шагом при подготовке трактора к сельскохозяйственным работам является настройка колеи и приемлемого промежутка между колесами. Расстановка последних должна быть максимально широкой, при этом важен баланс, чтобы расстояние между ними было одинаковым и спереди, и сзади.
В земледелии, как правило, применяются тракторы с управляемой колеей. Это дает возможность приспособить технику к разным почвам и условиям эксплуатации. Регулирование колеи трактора проводится посредством перемещения гусениц или колес в еще большее или меньшее (широкое или узкое) их сведение. Расположенные должным образом колеи способствуют равномерному распределению веса трактора на почве и уменьшению осадки. Это очень важно для сельскохозяйственных районов, где заботятся о сохранении плодородия почвы.
Помимо этого, идеальная колея трактора облегчает его маневренность и устойчивость при передвижении по ухабистым или холмистым местам, обеспечивает безопасность работы и снижает вероятность опрокидывания техники.
Что такое колея трактора
Регулировка колеи трактора МТЗ-80 и МТЗ-82
Колея трактора МТЗ-80 и МТЗ-80л корректируется на головных колесах с интервалом 100 мм при их симметричном положении и 50 мм – при скошенном.
Добиться необходимой ширины колеи передних колес помогут эти действия:
- приподнимите спереди трактор домкратом, чтобы колеса оторвались от земли;
- открутите болты и выньте пальцы 24 крепления подвижных кулаков в трубе передней оси;
- сдвиньте 1-й выдвижной кулак, а затем 2-й, меняя длину рулевых тяг и, поворачивая трубы 25 в наконечниках на размер следа, закрепите кулаки в трубе переднего моста;
- создавая колею шириной 1 400 мм, замените трубы 25 рулевых тяг на удлиненные (входят в набор ЗП);
- удалите домкрат, установите нормальное схождение колес.
Колея трактора МТЗ-82 и МТЗ-82л регулируется в трех размерах (1 200–1 500, 1 500–1 600 и 1 600–1 800 мм) винтовым механизмом на рукавах переднего моста. Для изменения ее поднимите при помощи домкрата перед трактора (или поочередно колеса), чтобы обеспечить просвет между грунтом и механизмом, тормозните задние колеса.
Чтобы размер колеи трактора соответствовал 1 500–1 600 мм вместо 1 200–1 500 мм (или обратно), открутите крепежные гайки обода и замените расположение колеса: кронштейны обода войдут в отверстия диска. Поставьте в правильное положение обод сравнительно диска, сообразно необходимому размеру. Колея трактора 1 600–1 800 мм получается, если снять колеса и поменять их местами, справа налево и наоборот. Проверьте, чтобы направление оборота шины не менялось (согласно метке).
Для изменения колеи с помощью винтового механизма поступите так:
- ослабьте болты и снимите крышку 4;
- открутите гайки, чтобы освободить клинья 3 рукавов, обеспечив тем самым нормальный ход корпусов конических пар.
Поверните ключом регулировочный винт, обеспечивая перемещение в рукавах передней оси корпусов бортовых редукторов с колесами и получая требуемую колею в заявленные интервалы. На корпусах верхних конических пар имеются маркеры часто используемых величин колеи: 1 350, 1 400, 1 500, 1 600 и 1 800 мм.
Передние колеса МТЗ-82н и МТЗ-82ЛН корректируются так же, в двух размерах: 1 500–1 750 мм и 1 750–1 950 мм. Для настройки ширины колеи 1 750–1 950 мм поменяйте местами колеса. Контролируйте схождение.
Для замены размера колеи задних колес проделайте следующую работу:
- приподнимите домкратом трактор сзади него, колеса поднимутся над землей, ослабьте болты и снимите крышку червяка 1;
- проверните 2–4 оборота болта 8 вкладыша к ступице и очистите полуось;
- вращая червяк 2, переместите колесо для наладки нужного размера колеи, подтяните болты вкладыша и закрутите крышку червяка;
- поставьте другое колесо в требуемом положении.
Хит продаж
Колея трактора Т-40
Колея задних ведущих колес трактора Т-40
Измеряется и устанавливается с помощью перестановки обода с шиной с учетом диска и расположения относительно фланца полуоси.
Четыре размера колеи трактора получаются при изменении положения обода на диске, выпуклая сторона которого устанавливается наружу, и еще четыре – такой стороной внутрь колеса. На тракторе Т-40АМ – требуемую колею получают перестановкой обода, диска и шайбы (в диапазоне 1 297–1 845 мм).
Колея задних ведущих колес трактора Т-40
Переставляя обод с шиной с одного колеса на другое, поворачивая диск выпуклостью внутрь, нужно тестировать отметину на шине, чтобы стрелка соответствовала направлению вращения колеса.
Ширина колеи передних колес трактора Т-40
Определяется и настраивается в разных положениях выдвижного кронштейна ведущего моста и переустановкой диска относительно обода.
При расположении диска колеса выпуклостью наружу и обода касательно диска ширина колеи может устанавливаться на 1 360, 1 470, 1 580 или 1 690 мм путем перестановки кронштейна-удлинителя. Для этого надо поднять домкратом колесо так, чтобы оно оторвалось от земли, ослабить гайки и вынуть два клина. Потом кронштейн переводят на необходимую колею и фиксируют клиньями. Для настройки другого колеса повторите работу, описанную выше. Колея минимальной ширины 1 280 мм получается перестановкой диска на внешнюю сторону обода. Для максимальной ширины колеи трактора 1 812 мм диск монтируют с внешней стороны кронштейна обода так, чтобы выпуклая сторона была направлена на ступицу.
Колея трактора Т-25
Колея передних колес Т-25
Может изменяться от 1 100 до 1 400 мм с промежутком 100 мм боковым перемещением корпусом поворотных кулаков в отношении балансира.
Чтобы изменить колею передних колес требуется выполнить следующее:
- Поднять одно из передних колес домкратом и подложить под него балансир – между осью качания и этим колесом.
- Отвернуть гайки, достать стяжные болты на балансире и в трубе поперечной рулевой тяги, снять рейки с крепежными штифтами.
- Поставить корпус поворотного кулака и стержень поперечной рулевой тяги так, чтобы промежуток между осью колеса и продольной осью трактора был равен 1/2 требуемой колеи. Отверстие в балансире должно совмещаться с проходом установочного штифта в корпусе поворотного кулака, а отверстие установочного болта в поперечной рулевой тяге – быть напротив выемки на стержне.
- Установить на место фиксирующую планку и стяжные болты, затянуть их для надежности.
Для перестановки другого колеса проделайте то же самое.
Колея трактора Т-25
Все колеса способны перемещаться в боковом направлении с промежутком 50 мм. Так, если левое и правое установлены симметрично, то колея может составлять 100 мм интервала. Если условия работы требуют более точной установки, колеса следует ставить асимметрично относительно друг друга, тогда установится колея трактора с отрезком 50 мм.
Колея для задних колес Т-25
С шинами 9–32 дюйма ставят с промежутком 100 мм в диапазоне 1 100–1 500 мм, меняя положение обода на дисках колеса и фланца оси. Ширина колеи 1 100 и 1 200 мм получается, когда диск обращен выпуклой стороной наружу, а колея 1 300, 1 400 и 1 500 мм – ею же внутрь.
Размера стези 1 300 мм добиваются монтированием обода со стойками с внутренней стороны диска. В противном случае ободья крепятся к дискам с внешнего фланга. Колея трактора шириной 1 100 и 1 400 мм получится, если стойки обода ближе к внешней стороне колеса, и 1 200 или 1 500 мм – к внутренней.
При монтаже задних колес нужно следить за расположением стрелки на боку покрышки, обозначающей направление оборотов колеса при езде (прямой ход — вперед, реверс — назад). Это объясняется тем, что протекторный рисунок способствует лучшему контакту с грунтом лишь в одном направлении.
При замене ширины на задних колесах с шинами 10–28 дюймов впору получить колею 1 200, 1 300, 1 370 и 1 470 мм; при размере 1 200 и 1 300 мм диски ставятся на фланец задней оси выпуклостью наружу, для колеи 1 370 и 1 470 мм – ею же внутрь. Стойки обода монтируются изнутри дисков колес для ширины колеи 1 200 и 1 370 мм и снаружи – под 1 300 и 1 470 мм.
Для всех размеров колеи трактора опоры обода находятся ближе к его внутренней стороне.
Часто задаваемые вопросы о колее трактора
Какой должна быть колея у мини-трактора или самодельного трактора?
Среднее расстояние между передними колесами составляет 950–1 200 мм, а задними – 1 110–1 400 мм. Максимально – 1 500 мм.
Зачем в тракторе изменяется ширина колес?
По технологии рядного выращивания картофеля, свеклы и других культур колея трактора подбирается точно на размер междурядий. Широкая способствует устойчивости при загрузке, при передвижении по наклонным участкам поверхности.
Как регулируется ширина колеи универсально-пропашного трактора?
Ширина колеи передних ведущих колес таких тракторов меняется переустановкой колесных редукторов относительно рукавов моста.
Какую колею для передних и задних колес трактора Т-25 установить при транспортных работах?
Колея передних колес Т-25 может изменяться от 1 100 до 1 400 мм с промежутком 100 мм путем бокового передвижения кулачков касательно балансира. Любое колесо можно сдвинуть вбок с интервалом 50 мм.
Колея трактора – это показатель, который при подборе и эксплуатации ТС считается важным. Она оказывает влияние на эффективность и качество выполняемой работы, помогает сохранению плодородия земли. Правильно отрегулированная колея способствует лучшим результатам и производительности работы техники на полях.