Насколько сложно? Многие механизаторы подтвердят, что управлять трактором не труднее, чем легковым автомобилем, а в некоторых моментах легче. Даже новичок освоит эту несложную сельскохозяйственную технику за пару недель.
С чего начать? Прежде чем завести трактор и начать выполнять работы, необходимо проверить, насколько техника готова к выезду, пробежавшись по короткому чек-листу.
В этой статье:
Насколько сложно управлять трактором
Давайте разберемся, как управлять трактором. Эксплуатировать и обслуживать такую технику даже проще, чем автомобиль. Если сравнить конструкцию трактора и авто, то у первого она окажется более простой. Здесь нет сложной подвески, поэтому не возникает вопросов по амортизаторам, рессорам и различным крепежным элементам. Конструкционно колеса трактора жестко закреплены на полуосях, поэтому отсутствуют ступицы. Кроме того, нет рамы и тормозных механизмов на передних колесах.
Насколько сложно управлять трактором
Поскольку тракторы комплектуются дизельными силовыми агрегатами, то у них отсутствуют системы зажигания и питания, поэтому и вопросы по их обслуживанию отпадают. Впрыск топлива в камеры сгорания в конкретный момент времени обеспечивает ТНВД. Точно отмеренный объем дизеля смешивается с воздухом и самовозгорается при сжатии. Топливный насос – это достаточно неприхотливый в обслуживании механизм. Важно только своевременно доливать масло.
Какие системы трактора отсутствуют в автомобиле? Это гидравлика, обеспечивающая работу заднего навесного оборудования и ВОМ (вал отбора мощности), приводящий в движение рабочие элементы отдельных агрегатов. При этом гидросистема и вал отбора мощности могут на протяжении нескольких лет работать без какого-либо обслуживания.
Так как скорость движения трактора меньше, чем у авто, то и управлять им намного проще. Этот процесс не вызывает особых сложностей благодаря прекрасному обзору, отзывчивому рулевому управлению с ГУР и маневренности (тормозные усилия разделены на правое и левое колесо). Разбираясь, как управлять трактором, стоит отметить большой диапазон скоростей, как, к примеру, у МТЗ 18 для движения вперед и 4 назад.
Эта техника отличается существенным запасом тяги и высокими сцепными характеристиками с грунтом, что обеспечивается большим радиусом ведущих колес. Благодаря таким особенностям, трактор стал незаменимой техникой для различных сельскохозяйственных, лесозаготовительных, строительных и других работ в сельской местности.
Тот, кто умеет ездить на авто, разберется, как управлять мини-трактором или более габаритной моделью за несколько часов. Здесь такие же педали тормоза, газа и сцепления. На первых этапах могут возникнуть вопросы, обусловленные широким диапазоном скоростей, но и к этому можно быстро приспособиться, так как в обычных условиях большинство передач не используется. Достаточно быстро можно научиться управлять и рычагами гидронавески. Здесь все интуитивно понятно, и для получения навыков достаточно выполнить несколько основных действий.
Подготовка к управлению трактором
Прежде чем разобраться, как управлять трактором, необходимо подготовить технику к выезду. Приведем простой алгоритм действий:
- Проверить техническое состояние трактора.Вначале следует обойти машину для визуального осмотра и проверить исправность основных узлов. Обратите внимание, хорошо ли затянуты видимые гайки и болты.
- Проверьте давление в шинах трактора.Если колеса плохо накачаны, то это может отразиться на управляемости техники, что несет угрозу безопасности тракториста. Даже при ежедневной эксплуатации механизма следует перед выездом осмотреть состояние шин.
- У трактора, оборудованного дополнительным навесным оборудованием, нужно проверить надежность прицепной скобы.
- Откройте капот и боковые панели мотора транспорта.Проверьте уровень технических жидкостей в системе охлаждения и убедитесь в отсутствии подтеканий. Убедитесь, что в баке достаточно топлива для выполнения намеченных работ. Проверьте состояние АКБ и уровень масла.
- Удостоверьтесь в безопасности управления трактором.Обувь для работы не должна иметь сколькую подошву. Если у вас длинные волосы, их следует связать и уложить назад. Одежда и аксессуары тракториста не должны иметь свисающих элементов, которые могут зацепиться за подвижные механизмы. Чтобы забраться в кабину используйте специальные упоры для рук.
Хит продаж
Как завести трактор и начать движение
- Шаг 1: Заберитесь в кабину на место водителя
Чтобы разобраться, как управлять трактором МТЗ или другой моделью, осмотрите все необходимые рабочие элементы, включая сцепление. Расположитесь на месте водителя таким образом, что руль, педали и остальные органы управления было удобно доставать руками и ногами.
Если трактор будет использоваться в местах, где ездит другой транспорт, обязательно пристегните ремень безопасности. При работе в поле, где больше никого нет, этот шаг можно пропустить. В этом случае возможны ситуации, когда нужно быстро заглушить мотор, покинуть кабину и т.д. Безопасность тракториста обеспечивает трубчатый каркас кабины, но всегда, управляя трактором, будьте бдительны и осторожны.
Как завести трактор и начать движение
- Шаг 2: Левой ногой вдавите сцепление в пол
Перед запуском двигателя проверьте, что управление трансмиссий установлено в нейтральное положение. Выжмите правой ногой педаль тормоза и проверните ключ в замке зажигания. Когда мотор запуститься, нужно педалью газа немного повысить подачу дизтоплива, чтобы прогреть двигатель. Непрогретый силовой агрегат, скорее всего, заглохнет при трогании.
- Шаг 3: Перед началом движения отключите стояночный тормоз
Выжимая сцепление, следует включить первую передачу.
Чтобы тронуться, необходимо плавно отпускать сцепление.Здесь, как и при управлении любой другой трансмиссией, нельзя спешить. Медленно отпуская сцепление, продолжайте подачу топлива на прежнем уровне и отпустите педаль тормоза.
- Шаг 4: При движении сохраняйте умеренно-невысокую скорость
Трактор не относится к скоростным машинам. Его плюсами являются надежность и мощность. Повороты и различные ухабы следует проходить неспеша, соблюдая предельную осторожность.
Чтобы остановить трактор, нужно полностью выжать сцепление, установить трансмиссию в нейтральное положение и включить стояночный тормоз.После остановки отключите подачу дизтоплива, проверните ключ зажигания в положение «Выключено» и заглушите двигатель мотор.
Как завести трактор зимой
Новички часто не знают, как правильно управлять трактором и запускать его двигатель зимой. Неопытность тракториста, прежде всего, отражается на состоянии двигателя. Из-за неправильного запуска в морозную погоду мотор подвергается ускоренному износу.
Большинство современных моделей тракторов укомплектованы системами подогрева силовых агрегатов, которые обеспечивают мягкий запуск двигателя при низких температурах. Такие установки подогревают охлаждающую жидкость и масло в картере мотора трактора. Отметим, что такие системы можно отдельно купить и установить на двигатель любой модели сельскохозяйственной техники.
Запуск трактора, укомплектованного оборудованием для подогрева двигателя, в морозную погоду производится по следующему алгоритму:
- Вначале следует хорошо промыть котел установки подогрева и очистить горелки. После этого нужно осмотреть нагнетателя и убедиться в отсутствии видимых неисправностей.
- Перед запуском мотора откройте на котле пробку подогрева и слейте остатки топлива. Затем все следует закрыть.
- Нужно подготовить воду для заполнения системы подогрева и открыть заслонки нагнетателя и патрубка выхлопа на котле. Затем следует открыть кран подачи топлива на установку подогрева мотора и через 60 сек. включить свечу зажигания.
- На следующем шаге необходимо на мгновение запустить двигатель нагнетателя и тут же плавно переключить его в рабочее положение. После запуска в котел установки подогрева мотора заливают подготовленную воду. Перед запуском двигатель нужно прогреть до 85 ⁰C.
Следуя приведенной выше инструкции, можно завести силовой агрегат трактора и не подвергать его рабочие узлы чрезмерным нагрузкам при низких температурах.
Правильное использование КПП трактора
Грамотное использование передач трактора позволяет повысить эффективность работы и производительность его мотора. Важно выбирать такое положение трансмиссии, при котором обеспечивается полная загрузка силового агрегата.
В процессе транспортировки и при холостых перегонах по грунтовому покрытию нужно включать высшие передачи. Когда необходимо выполнять работу с дополнительными агрегатами,используются максимально высокие передачи, на которых мотор не будет перегружаться, но получит полную нагрузку.
Правильное использование КПП трактора
Работа трактора в тяжелых условиях при высоких нагрузках на силовой агрегат предполагает включение низших передач. Точно так же следует действовать при движении трактора на спусках или подъемах. Переключать передачи при этом запрещено. Притормаживание на спусках осуществляется за счет двигателя, путем снижения подачи дизтоплива.
Выполнение сельскохозяйственных работ на тракторе
Для разворота трактора в конце разгона и вытягивания плуга из земли, необходимо обеспечить минимальную подачу топлива.
Для прямолинейного гона при формировании первой борозды необходимо задать такую же траекторию движения трактора. С этой целью на ровных участках используют 1-у вешку и встроенный визир. На полях со сложным рельефом понадобится несколько вех, с помощью которых разграничивают обрабатываемую площадку. В более новых моделях тракторов этот процесс упрощается за счет применения ГИС-технологий.
В процессе выполнения основных рабочих операций, управляя трактором, нужно постоянно менять передачи, чтобы обеспечить оптимальный режим работы в соответствии с особенностями участка и выполняемых задач. К примеру, поднимаясь на возвышенность при обработке полей с глинистыми, суглинистыми почвами или на тяжелых черноземах следует включать наиболее низкие передачи, а, соответственно, на спусках – высокие.
При выполнении разворотов и поворотов с работающими адаптерами на поле нужно сбросить скорость. Так, чтобы развернуть колесный трактор нужно выбрать скоростной режим менее 5 км/ч, притормаживая. Отметим, что разворот гусеничной техники выполняется только в крайних ситуациях.
При движении на тракторе, оборудованном навесными адаптерами от ВОМа, чтобы обеспечить безопасность маневров и не создать чрезмерные нагрузки на мотор, обязательно отключайте
отбор мощности при выполнении разворотов. При этом не забывайте устанавливать отборщики в транспортировочный режим, когда техника идет на подъем. Если планируется переезд трактора между рабочими участками, рекомендуется отключение хвостовика ВОМа от карданной передачи.
Эксплуатация и уход за трактором
Это достаточно неприхотливая техника в контексте ухода. После зимы, в начале сезона весенних работ следует слить остатки дизеля с фильтра грубой очистки топлива и из топливных баков, прочистить масляную центрифугу и заменить фильтр тонкой очистки. Затем нужно долить до требуемого уровня масло в силовой агрегат, ГУР и емкость гидросистемы.
Важно удостовериться в отсутствии подсоса воздуха, который будет поступать мимо воздушного фильтра, нанести смазку на рулевые пальцы, выжимной подшипник, разжимные шарики в тормозах. Ребра масляного радиатора следует очистить от загрязнений. Радиатор системы охлаждения следует раз в три года снимать и тщательно промывать. В подготовку трактора к сезону входит также подтяжка болтов крепления.
Следуя простым рекомендациям по уходу за трактором, можно обеспечить эксплуатацию техники без сложных ремонтов на протяжении 10-20 лет.
Эксплуатация и уход за трактором
Инженеры при конструировании и разработке тракторов учитывают все основные требования к таким машинам. Они должны быть надежными в эксплуатации, простыми в управлении и неприхотливыми в обслуживании. Конечно, как и любая другая техника, трактор может сломаться, но его ремонт не вызовет сложностей у любого, кто имеет представление об устройстве машин и механизмов. Его конструкция состоит из достаточно простых узлов.
При наличии специальной литературы можно без труда разобраться в устройстве любого агрегата трактора. Все, кто сталкивался с устранением неисправностей данной машины, отмечают, что конструкторы предусмотрели все, чтобы обеспечить его ремонтопригодность и облегчить процесс ремонта.