О чем речь? О том, как отрегулировать клапана на тракторе, должен знать каждый ответственный владелец, ведь эта процедура является обязательной для его эффективной эксплуатации.
На что обратить внимание? Регулярная отладка клапанов обеспечивает легкий запуск и бесперебойную работу двигателя. Самую первую регулировку ваш трактор проходит после обкатки двигателя. Но ее нужно проводить и в межсезонье…
В этой статье:
Особенности регулировки клапанов на тракторе Т-25
Тракторы «Владимирец» весьма распространены у сельхозпроизводителей, и большое их количество находится в эксплуатации. Осуществление корректной регулировки системы газораспределения на двигателях «Владимирцев» является действенной мерой, сберегающей технический ресурс данных тракторов. Такая регулировка влияет на:
- сохранение уровня мощности;
- повышение рабочей температуры в камерах сгорания;
- остановку увеличения расхода топлива;
- проблемы с запуском мотора (она их устраняет);
- возникновение посторонних шумов при работе (шумы также устраняются);
- сокращение дымности выхлопа.
Все перечисленное является очевидными сигналами-маркерами для необходимости скорейшей регулировки клапанов на тракторах Т-25.
Особенности регулировки клапанов на тракторе Т-25
Особенностью модели является то, что на нем установлен двухцилиндровый дизель Д-21 с воздушным охлаждением. Данный мотор отличается крайней неприхотливостью и штатно не нуждается во вмешательстве. Этим такие двигатели выгодно отличаются от моторов тракторов Т-40, Т-100, которые по инструкции следует обслуживать чаще.
При нормальной эксплуатации регулировку клапанов трактора нужно осуществлять каждые 240 моточасов. При этом тот факт, что регулировка требуется чаще, свидетельствует о наличии явной неисправности в силовом агрегате. Основными неисправностями являются следующие:
- полный расход технического ресурса коромысел и регулировочных винтов (тот факт, что поверхность у этих деталей подвергается закалке, не избавляет их от износа);
- изгиб или излом штанг толкателей (такое происходит потому, что при очередном плановом обслуживании зазор выставляется на слишком малую величину);
- повреждение самих толкателей (как правило, такая неисправность возникает по причине засоренности системы смазки);
- повреждение кулачков распредвала (причиной также может выступать недостаток смазки).
Перед тем, как начинать регулировочные работы, необходимо подготовить необходимые детали для замены повреждённых. Регулировку можно производить только в том случае, если детали сами по себе не имеют никаких дефектов.
Особенности регулировки клапанов на тракторе Т-25
Как же отрегулировать клапана на тракторе Т-25 «Владимирец»? Вот последовательность действий:
- Производится замер температуры двигателя (он должен быть холодным).
- Отвинчиваются и снимаются гайки, которые фиксируют клапанную крышку головки блока.
- Сама крышка снимается очень осторожно. Весит она немало, а потому велик риск того, что она может повредить прокладку. На всякий случай нужно подготовить резервную прокладку на замену, так как в случае повреждения она теряет свою эластичность и герметизирующие свойства.
- Коленчатый вал проворачивается за головку болта крыльчатки системы охлаждения. Можно использовать торцевую насадку с воротником (в крайнем случае - накидной ключ).
- Во время проворота коленчатого вала нужно внимательно следить за клапанами. Начинайте с левого цилиндра: требуется, чтобы впускной клапан полностью закрылся (поднялся вверх до конца). Если считать слева направо, то это второй клапан.
- Совместите метки на шкиве коленчатого вала и на крышке, которая закрывает приводные шестерни ГРМ.
- С помощью щупа, толщиной в 0,3 мм, следует проверить зазор клапанов на первом цилиндре. Щуп должен свободно проникать в зазор между носиком коромысла и шейкой клапана. Люфт при этом недопустим.
- Для регулировки следует использовать накидной ключ, а также отвёртку с плоским жалом. Алгоритм здесь следующий:
- отвёрткой придерживается регулировочный винт и ослабляется контргайка;
- гайка фиксируется ключом, после этого винт вращается с помощью отвертки до тех пор, пока не будет выставлен корректный зазор;
- далее винт фиксируется отверткой, а контргайка затягивается.
- После того, как регулировка выполнена, коленчатый вал проворачивается по направлению вращения на 180 градусов. Аналогичным образом осуществляется проверка зазоров на другом цилиндре.
- Крышка головки блока устанавливается на место и затягивается фиксирующими болтами.
Во избежание ошибок необходимо убедиться в отсутствии дефектов деталей системы ГРМ. Для этого регулировочный цикл необходимо повторить несколько раз. Если на второй или третий раз зазор поменяются, значит, где-то присутствует поломка. При регулярном выполнении сервисного обслуживания двигатель трактора Т-25 может эксплуатироваться в течение периода, впятеро превышающего гарантийный.
Хит продаж
Как отрегулировать клапана на тракторе Т-40
На двигателе трактора Т-40 регулировку клапанов следует производить регулярно, через каждые 480 часов плановой эксплуатации.Здесь нужно одновременно уделять внимание следующим моментам:
- уровню смазки элементов распределительного вала;
- качеству прилегания деталей распредвала.
Как же отрегулировать клапана на тракторе Т-40? Для начала нужно проследить, чтобы перед осуществлением работ по регулировке клапанов, двигатель был полностью охлажден. Процедура начинается с откручивания контргайки, которая удерживает винт на коромысле. Далее с помощью гаечного ключа осуществляют подкручивание винта, который ответственен за фиксацию зазора на каждом клапане. Контроль получаемых параметров осуществляется с помощью щупа. После окончания регулировки контргайка затягивается, и производятся контрольные замеры. Основные этапы работы включают в себя следующие действия:
- Отметки ВМТ и вентиляционной системы первого цилиндра совмещаются, после чего оба клапана закручиваются.
- Контргайка ослабляется и выбирается нужный уровень зазора.
- Контргайка вкручивается до конца, и зазор измеряется с помощью толкательной штанги.
- Далее положение коленчатого вала изменяется для осуществления регулировки клапанов других цилиндров.
Регулировку клапанов недопустимо производить на хоть сколько тёплом моторе из-за того, что термическое расширение металла (его температурная деформация) неизбежно исказит данные измерения, в результате чего настройка не будет точной.
Самостоятельная регулировка клапанов на тракторах МТЗ-82 Беларус
МТЗ-82 – это подлинная легенда производства Минского тракторного завода. Машина выпускается с 1974 года, и за всю историю выпуска в её конструкция были внесены десятки модернизационных доработок, однако, основные качественные характеристики силового агрегата остались без изменений:
- надёжность;
- простота конструкции;
- эффективность, дающая возможность производить эксплуатацию машины в крайне агрессивных условиях без доступа к регулярному сервисному обслуживанию.
Отремонтировать двигатель МТЗ-82 может механик, обладающий даже минимальной квалификацией. Это существенно снижает эксплуатационные затраты и упрощает обслуживание машины, сокращая периоды технического простоя.
Силовой агрегат у МТЗ-82 - это дизель водяного охлаждения. Клапаны в нём предназначены для впуска в камеры сгорания свежего воздуха (окислителя) и выпуска отработанных газов. Работать клапанам приходится в весьма агрессивной среде, где температура превышает 1000°С. В этой связи, их изготавливают из жаропрочных сортов стали. При этом уплотнительная часть клапанной тарелки имеет отделку из металлического сплава на основе никеля.
Наконечник клапанного стержня уже на расстоянии 5 мм от кромки выполнен из легированной стали и сварен непосредственно со стержнем при помощи стыковой сварки. У выпускных клапанов диаметр тарелки на 6 мм меньше, чем у клапанов впускных. Перемещение клапанных стержней осуществляется в биметаллических втулках, которые в свою очередь, запрессовываются в корпус головки блока. Прижатие клапанов к гнезду осуществляется с помощью пары пружин (у одной из них левое направление витков, у другой - правое). Зажатие пружин осуществляется с одной стороны тарелкой клапана, а с другой - опорной шайбой. Соединение тарелки с клапаном осуществляется с помощью двух конических разрезных сухариков, выполненных из стали. Зазор клапанов трактора МТЗ-82 в холодном моторе должен составлять 1/4 мм.
Самостоятельная регулировка клапанов на тракторах МТЗ-82 Беларус
Регулировку зазоров рассматриваемой модели необходимо производить каждые 480 часов полезной эксплуатации мотора. Итак, как отрегулировать клапана на тракторе МТЗ-82:
- Демонтируется колпак крышки ГБЦ (головки блока цилиндров).
- Проверяется степень затяжки крепления стоек коромысел.
- С помощью вращения коленчатого вала поршень первого цилиндра устанавливается в верхнюю мёртвую точку - оба клапана при этом должны оставаться закрытыми.
- Контргайка винта на коромысле клапана, который требуется отрегулировать, ослабляется. С помощью поворота винта производится регулировка зазора между торцом клапана и бойком коромысла, а щуп позволяет измерить величину этого зазора.После того, как зазор обретает требуемый размер, контргайка заворачивается, производится прокручивание коленчатого вала, и щупом производится контрольный замер величины зазора.
Регулировать клапаны нужно в следующей последовательности: 1-3-4-2 - в соответствии с порядком рабочего хода поршней.Очевидно, что регулировка каждого следующего клапана должна осуществляться после поворота коленчатого вала на 180°.
Окончание регулировки клапанов должно сопровождаться рабочей проверкой. Двигатель нужно завести и внимательно оценить все возможные эффекты:
- Если зазоры слишком малы, то в работе дизеля будут появляться перебои, а из-за выхлопной трубы пойдёт белый дым.
- Если зазоры слишком велики, то появится характерный стук клапанов (впрочем, причиной стука может стать и поломка одной из возвратных пружин клапана).
Следует отметить, что в случае корректной эксплуатации мотора и проведения всего комплекса планового сервисного обслуживания, никакой необходимости в регулировке клапанов обычно не возникает. Вместе с тем, в случае неправильной регулировки и в сочетании с плохой очисткой поступающего воздуха, может произойти разгерметизация пространства в районе прилегания клапанов к сёдлам. Обычно это приводит к снижению мощности мотора, и если вовремя не устранить указанный дефект, то может произойти подгорание уплотнительных поверхностей клапанных тарелок, а также их седел. Клапан в этом случае практически сразу выходит из строя.
Если наблюдается существенная течь солярки из выхлопной трубы, клапаны необходимо притереть. Делается это следующим образом:
- Головка блока разбирается и клапаны, а также направляющие втулки и гнезда, промываются керосином.
- На гнёзда наносится слой полировальной пасты на основе оксида хрома.
- Далее под клапан следует подложить несильную пружину и с помощью ручного шуруповерта притереть клапан к седлу. Признаком качественной притирки является появление на фаске клапана натёртого кольцевого пояска, ширина которого должна быть не менее полутора миллиметров.
- Проверка осуществляется путём проливания керосина во втулку при закрытом клапане. В случае, если притирка осуществлена качественно, в течение 2 минут никакой течи появиться не должно.
Самостоятельная регулировка клапанов на тракторах МТЗ-82 Беларус
Перед тем, как осуществлять любой (в том числе плановый) ремонт двигателя, следует внимательно изучить руководство по эксплуатации. В нём перечисляются все точки особого внимания при осуществлении эксплуатационного обслуживания, в частности, указаны схемы затяжки болтов, последовательность регулирования клапанов и пр. Если принять во внимание эту информацию, а также использовать качественные инструменты и детали, то регулировка клапанов во всех упомянутых в данном материале моделях тракторов не должна вызывать особых проблем.