Логотип Центр Технического обслуживания
21.06.2023 Трактор
1781
Время чтения: 14 минут

Как отрегулировать клапана на тракторе и не ошибиться

Сохранить статью:

О чем речь? О том, как отрегулировать клапана на тракторе, должен знать каждый ответственный владелец, ведь эта процедура является обязательной для его эффективной эксплуатации.

На что обратить внимание? Регулярная отладка клапанов обеспечивает легкий запуск и бесперебойную работу двигателя. Самую первую регулировку ваш трактор проходит после обкатки двигателя. Но ее нужно проводить и в межсезонье…

 

 

Особенности регулировки клапанов на тракторе Т-25

Тракторы «Владимирец» весьма распространены у сельхозпроизводителей, и большое их количество находится в эксплуатации. Осуществление корректной регулировки системы газораспределения на двигателях «Владимирцев» является действенной мерой, сберегающей технический ресурс данных тракторов. Такая регулировка влияет на:

  • сохранение уровня мощности;
  • повышение рабочей температуры в камерах сгорания;
  • остановку увеличения расхода топлива;
  • проблемы с запуском мотора (она их устраняет);
  • возникновение посторонних шумов при работе (шумы также устраняются);
  • сокращение дымности выхлопа.

Все перечисленное является очевидными сигналами-маркерами для необходимости скорейшей регулировки клапанов на тракторах Т-25.

Особенности регулировки клапанов на тракторе Т-25Особенности регулировки клапанов на тракторе Т-25

Особенностью модели является то, что на нем установлен двухцилиндровый дизель Д-21 с воздушным охлаждением. Данный мотор отличается крайней неприхотливостью и штатно не нуждается во вмешательстве. Этим такие двигатели выгодно отличаются от моторов тракторов Т-40, Т-100, которые по инструкции следует обслуживать чаще.

При нормальной эксплуатации регулировку клапанов трактора нужно осуществлять каждые 240 моточасов. При этом тот факт, что регулировка требуется чаще, свидетельствует о наличии явной неисправности в силовом агрегате. Основными неисправностями являются следующие:

  • полный расход технического ресурса коромысел и регулировочных винтов (тот факт, что поверхность у этих деталей подвергается закалке, не избавляет их от износа);
  • изгиб или излом штанг толкателей (такое происходит потому, что при очередном плановом обслуживании зазор выставляется на слишком малую величину);
  • повреждение самих толкателей (как правило, такая неисправность возникает по причине засоренности системы смазки);
  • повреждение кулачков распредвала (причиной также может выступать недостаток смазки).

Перед тем, как начинать регулировочные работы, необходимо подготовить необходимые детали для замены повреждённых. Регулировку можно производить только в том случае, если детали сами по себе не имеют никаких дефектов. 

Особенности регулировки клапанов на тракторе Т-25Особенности регулировки клапанов на тракторе Т-25

Как же отрегулировать клапана на тракторе Т-25 «Владимирец»? Вот последовательность действий:

  1. Производится замер температуры двигателя (он должен быть холодным).
  2. Отвинчиваются и снимаются гайки, которые фиксируют клапанную крышку головки блока.
  3. Сама крышка снимается очень осторожно. Весит она немало, а потому велик риск того, что она может повредить прокладку. На всякий случай нужно подготовить резервную прокладку на замену, так как в случае повреждения она теряет свою эластичность и герметизирующие свойства.
  4. Коленчатый вал проворачивается за головку болта крыльчатки системы охлаждения. Можно использовать торцевую насадку с воротником (в крайнем случае - накидной ключ).
  5. Во время проворота коленчатого вала нужно внимательно следить за клапанами. Начинайте с левого цилиндра: требуется, чтобы впускной клапан полностью закрылся (поднялся вверх до конца). Если считать слева направо, то это второй клапан.
  6. Совместите метки на шкиве коленчатого вала и на крышке, которая закрывает приводные шестерни ГРМ.
  7. С помощью щупа, толщиной в 0,3 мм, следует проверить зазор клапанов на первом цилиндре. Щуп должен свободно проникать в зазор между носиком коромысла и шейкой клапана. Люфт при этом недопустим.
  8. Для регулировки следует использовать накидной ключ, а также отвёртку с плоским жалом. Алгоритм здесь следующий:
    • отвёрткой придерживается регулировочный винт и ослабляется контргайка;
    • гайка фиксируется ключом, после этого винт вращается с помощью отвертки до тех пор, пока не будет выставлен корректный зазор;
    • далее винт фиксируется отверткой, а контргайка затягивается.
  9. После того, как регулировка выполнена, коленчатый вал проворачивается по направлению вращения на 180 градусов. Аналогичным образом осуществляется проверка зазоров на другом цилиндре.
  10. Крышка головки блока устанавливается на место и затягивается фиксирующими болтами.

Во избежание ошибок необходимо убедиться в отсутствии дефектов деталей системы ГРМ. Для этого регулировочный цикл необходимо повторить несколько раз. Если на второй или третий раз зазор поменяются, значит, где-то присутствует поломка. При регулярном выполнении сервисного обслуживания двигатель трактора Т-25 может эксплуатироваться в течение периода, впятеро превышающего гарантийный.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Масса, кг 6050
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя KM-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Как отрегулировать клапана на тракторе Т-40

На двигателе трактора Т-40 регулировку клапанов следует производить регулярно, через каждые 480 часов плановой эксплуатации.Здесь нужно одновременно уделять внимание следующим моментам:

  • уровню смазки элементов распределительного вала;
  • качеству прилегания деталей распредвала.

Как же отрегулировать клапана на тракторе Т-40? Для начала нужно проследить, чтобы перед осуществлением работ по регулировке клапанов, двигатель был полностью охлажден. Процедура начинается с откручивания контргайки, которая удерживает винт на коромысле. Далее с помощью гаечного ключа осуществляют подкручивание винта, который ответственен за фиксацию зазора на каждом клапане. Контроль получаемых параметров осуществляется с помощью щупа. После окончания регулировки контргайка затягивается, и производятся контрольные замеры. Основные этапы работы включают в себя следующие действия:

  1. Отметки ВМТ и вентиляционной системы первого цилиндра совмещаются, после чего оба клапана закручиваются.
  2. Контргайка ослабляется и выбирается нужный уровень зазора.
  3. Контргайка вкручивается до конца, и зазор измеряется с помощью толкательной штанги.
  4. Далее положение коленчатого вала изменяется для осуществления регулировки клапанов других цилиндров.
 

Регулировку клапанов недопустимо производить на хоть сколько тёплом моторе из-за того, что термическое расширение металла (его температурная деформация) неизбежно исказит данные измерения, в результате чего настройка не будет точной.

Самостоятельная регулировка клапанов на тракторах МТЗ-82 Беларус

МТЗ-82 – это подлинная легенда производства Минского тракторного завода. Машина выпускается с 1974 года, и за всю историю выпуска в её конструкция были внесены десятки модернизационных доработок, однако, основные качественные характеристики силового агрегата остались без изменений:

  • надёжность;
  • простота конструкции;
  • эффективность, дающая возможность производить эксплуатацию машины в крайне агрессивных условиях без доступа к регулярному сервисному обслуживанию.

Отремонтировать двигатель МТЗ-82 может механик, обладающий даже минимальной квалификацией. Это существенно снижает эксплуатационные затраты и упрощает обслуживание машины, сокращая периоды технического простоя.

Силовой агрегат у МТЗ-82 - это дизель водяного охлаждения. Клапаны в нём предназначены для впуска в камеры сгорания свежего воздуха (окислителя) и выпуска отработанных газов. Работать клапанам приходится в весьма агрессивной среде, где температура превышает 1000°С. В этой связи, их изготавливают из жаропрочных сортов стали. При этом уплотнительная часть клапанной тарелки имеет отделку из металлического сплава на основе никеля. 

Наконечник клапанного стержня уже на расстоянии 5 мм от кромки выполнен из легированной стали и сварен непосредственно со стержнем при помощи стыковой сварки. У выпускных клапанов диаметр тарелки на 6 мм меньше, чем у клапанов впускных. Перемещение клапанных стержней осуществляется в биметаллических втулках, которые в свою очередь, запрессовываются в корпус головки блока. Прижатие клапанов к гнезду осуществляется с помощью пары пружин (у одной из них левое направление витков, у другой - правое). Зажатие пружин осуществляется с одной стороны тарелкой клапана, а с другой - опорной шайбой. Соединение тарелки с клапаном осуществляется с помощью двух конических разрезных сухариков, выполненных из стали. Зазор клапанов трактора МТЗ-82 в холодном моторе должен составлять 1/4 мм.

Самостоятельная регулировка клапанов на тракторах МТЗ-82 БеларусСамостоятельная регулировка клапанов на тракторах МТЗ-82 Беларус

Регулировку зазоров рассматриваемой модели необходимо производить каждые 480 часов полезной эксплуатации мотора. Итак, как отрегулировать клапана на тракторе МТЗ-82:

  1. Демонтируется колпак крышки ГБЦ (головки блока цилиндров).
  2. Проверяется степень затяжки крепления стоек коромысел.
  3. С помощью вращения коленчатого вала поршень первого цилиндра устанавливается в верхнюю мёртвую точку - оба клапана при этом должны оставаться закрытыми.
  4. Контргайка винта на коромысле клапана, который требуется отрегулировать, ослабляется. С помощью поворота винта производится регулировка зазора между торцом клапана и бойком коромысла, а щуп позволяет измерить величину этого зазора.После того, как зазор обретает требуемый размер, контргайка заворачивается, производится прокручивание коленчатого вала, и щупом производится контрольный замер величины зазора.

Регулировать клапаны нужно в следующей последовательности: 1-3-4-2 - в соответствии с порядком рабочего хода поршней.Очевидно, что регулировка каждого следующего клапана должна осуществляться после поворота коленчатого вала на 180°.

Окончание регулировки клапанов должно сопровождаться рабочей проверкой. Двигатель нужно завести и внимательно оценить все возможные эффекты:

  • Если зазоры слишком малы, то в работе дизеля будут появляться перебои, а из-за выхлопной трубы пойдёт белый дым.
  • Если зазоры слишком велики, то появится характерный стук клапанов (впрочем, причиной стука может стать и поломка одной из возвратных пружин клапана).

Следует отметить, что в случае корректной эксплуатации мотора и проведения всего комплекса планового сервисного обслуживания, никакой необходимости в регулировке клапанов обычно не возникает. Вместе с тем, в случае неправильной регулировки и в сочетании с плохой очисткой поступающего воздуха, может произойти разгерметизация пространства в районе прилегания клапанов к сёдлам. Обычно это приводит к снижению мощности мотора, и если вовремя не устранить указанный дефект, то может произойти подгорание уплотнительных поверхностей клапанных тарелок, а также их седел. Клапан в этом случае практически сразу выходит из строя.

Если наблюдается существенная течь солярки из выхлопной трубы, клапаны необходимо притереть. Делается это следующим образом:

  • Головка блока разбирается и клапаны, а также направляющие втулки и гнезда, промываются керосином.
  • На гнёзда наносится слой полировальной пасты на основе оксида хрома.
  • Далее под клапан следует подложить несильную пружину и с помощью ручного шуруповерта притереть клапан к седлу. Признаком качественной притирки является появление на фаске клапана натёртого кольцевого пояска, ширина которого должна быть не менее полутора миллиметров.
  • Проверка осуществляется путём проливания керосина во втулку при закрытом клапане. В случае, если притирка осуществлена качественно, в течение 2 минут никакой течи появиться не должно.

Самостоятельная регулировка клапанов на тракторах МТЗ-82 БеларусСамостоятельная регулировка клапанов на тракторах МТЗ-82 Беларус

Перед тем, как осуществлять любой (в том числе плановый) ремонт двигателя, следует внимательно изучить руководство по эксплуатации. В нём перечисляются все точки особого внимания при осуществлении эксплуатационного обслуживания, в частности, указаны схемы затяжки болтов, последовательность регулирования клапанов и пр. Если принять во внимание эту информацию, а также использовать качественные инструменты и детали, то регулировка клапанов во всех упомянутых в данном материале моделях тракторов не должна вызывать особых проблем.

Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту