О чем речь? Ходовая гусеничного трактора существенно отличается от колесного и имеет свои особенности в плане обслуживания и ремонта. Этот элемент конструкции во многом определяет то, насколько надежна будет вся машина.
На что обратить внимание? Устройство ходовой такого типа может быть разным. Три вида остова и два типа подвески определяют функционал трактора и условия его эксплуатации.
В этой статье:
Задачи и устройство ходовой гусеничного трактора
Ходовая часть гусеничного трактора – это центральный функциональный узел машины, который отвечает за передвижение транспортного средства по дорожному покрытию с определённой скоростью. Внешне её можно охарактеризовать как массивную платформу, оснащённую агрегатами и деталями. Помимо своего главного предназначения, ходовая выполняет ещё три задачи:
- поддержка остова с установленными в нём и используемыми при работе трактора механизмами;
- трансформация крутящего момента, передающегося со звёздочек гусениц, в поступательное движение;
- формирование тяговой силы, достаточной для буксировки других транспортных средств и прицепов.
Задачи и устройство ходовой гусеничного трактора
Ходовая гусеничного трактора состоит из трёх компонентов:
- Остов, являющийся несущей частью всей конструкции и соединяющий все механизмы между собой.
- Движитель, который перенимает на себя нагрузку, поступающую от трансмиссии и прочих агрегатов ходовой, и преобразует её в перемещение транспортного средства по желаемой траектории.
- Подвеска, выполняющая сразу несколько фундаментальных задач: соединение мостов с кузовной рамой, передача веса машины на дорожное покрытие или почву, смягчение вибрации и толчков, повышение плавности движения.
Рассмотрим отдельно каждую составную часть ходовой.
Существует три разновидности остова:
Рамный
Его ещё называют хребтовым или лонжеронным. Он состоит из пары стальных балок с поперечинами и формирует жёсткую цельную либо шарнирно-связанную конструкцию повышенной прочности, обеспечивающую быстрый и беспрепятственный доступ ко всем эксплуатируемым механизмам.
Полурамный
Он конструируется путём соединения корпуса трансмиссии трактора и его опорной металлоконструкции в виде буквы «Н». Такой остов более лёгкий по весу по сравнению с рамным аналогом. Но при этом он в полной мере гарантирует устойчивость к повышенным нагрузкам и вибрациям.
Безрамный
Изготавливается при помощи точной стыковки компонентов корпуса силовой передачи с блок-картером (в некоторых случаях он дополнительно соединяется с муфтой сцепления и задним мостом). Такое устройство остова используется редко, так как существенно ограничивает доступ ко внутренним узлам.
Движитель тракторов на гусеничном ходу имеет достаточно сложную конструкцию, которая включает в себя следующие компоненты:
- ведущая звёздочка, приводящая в движение цепь гусеницы;
- шарнирно-соединительные звенья гусеничной цепи, которые формируют замкнутый обвод поддерживающих роликов, направляющих опорные катки;
- почвозацепы, отвечающие за создание дорожки для перемещения машины;
- опорные катки, которые переносят действующую силу тяжести на поверхность трака;
- поддерживающие ролики, минимизирующие боковое раскачивание трактора;
- механизм натяжения и направляющее колесо, которые обеспечивают заданную траекторию передвижения с сохранением достаточной амортизации.
Подобное устройство движителя у гусеничных тракторов повышает качество сцепления с грунтовой дорогой при небольшом давлении на неё, что существенно увеличивает проходимость спецтехники. Поэтому такие машины широко применяются в болотистой и песчаной местности, а также на дорогах со сложным покрытием. Основным недостатком такой конструкции движителя является более низкая скорость движения по сравнению с колёсными аналогами тракторной техники.
Задачи и устройство ходовой гусеничного трактора
Разновидности подвески:
Эластичная
Реализуется в виде системы рычагов и катков, соединённых с рамой при помощи шарниров. Это позволяет траку полностью повторять рельеф дорожной поверхности, что увеличивает плавность движения трактора.
Хит продаж
Полужёсткая
Создаётся в виде тележки с балками, имеющими разный диаметр, и устанавливаемыми на них агрегатами. Задняя часть рамы соединена с остовом, а передняя – взаимодействует с плоской рессорой. Это более упрощённый вариант подвески. Её основной недостаток заключается в недостаточном поглощении вибраций.
Преимущества гусеничной ходовой трактора
Гусеничные ленты обеспечивают большее сцепление с дорожным покрытием по сравнению с колёсами, поэтому проходимость такой спецтехники в условиях бездорожья гораздо выше. Эти транспортные средства могут использоваться в сельскохозяйственных работах сразу после схода снега и весенних паводков, а также в болотистой и песчаной местности. К остальным преимуществам можно отнести следующие:
- За счёт большой площади сцепления с грунтом гусеничные тракторы имеют хорошую маневренность, пониженный радиус поворота и экономичный топливный расход.
- Тракторы на гусеничном ходу выдают повышенный КПД при пониженной нагрузке на почву, что минимизирует риск её уплотнения.
- Благодаря своим высоким тяговым характеристикам ленточная техника способна работать с бульдозерным оборудованием.
- Гусеничные тракторы широко применяются при установке технологического оборудования за счёт большой грузоподъёмности и хорошей устойчивости.
Преимущества гусеничной ходовой трактора
Обслуживание ходовой гусеничного трактора
Техническое обслуживание ходовой части трактора на гусеничном ходу включает в себя следующие основные работы:
- Спустя 60-часовой период работы тракторной техники моделей Т-74, Т-150, ДТ-75М проверяется (и при необходимости доливается) масло в подшипниках опорных катков в направляющих колёсах и поддерживающих роликах. Через этот же промежуток времени смазываются цапфы кареток для Т-74 и ДТ-75М, у тракторов Т-150 смазывание осуществляется после 240 ч.
- Через 240 ч. эксплуатации (если техника используется на почвах с высоким содержанием песка – спустя 60 ч.) проверяется (при необходимости корректируется) натяжение цепей гусеницы. Для этого на выступающие концы пальцев гусеничных звеньев, находящихся непосредственно под поддерживающими роликами, помещается линейка для уточнения, насколько сильно провисла гусеница в средней части. Провисание для тракторов моделей Т-70С и ДТ-75М должно находиться в пределах 30-50 мм, а для Т-150 нормальное значение этого показателя должно колебаться от 40 до 60 мм. Показатели сжатия пружин амортизатора для разных моделей должны соответствовать следующим величинам: ДТ-75М – 640 мм, Т-74 – 460-475 мм, Т-150 – до 525 мм. У тракторной техники моделей Т-130 и Т-150 цепь гусеницы натягивается рычажным шприцем через маслёнку при помощи добавления смазки в рабочую пазуху цилиндра натяжного механизма. У спецтехники Т-70С и Т-54В натяжение гусеницы осуществляется путём вращения корпуса амортизатора, а у Т-74 и ДТ-75М – поворачиванием гайки. Износ пальцев более 4 мм требует их полной замены на новые.
- Спустя 960 ч. работы техники контролируются (при необходимости регулируются) осевые зазоры в подшипниках направляющего колеса и опорных катках. У тракторов Т-74, Т-70С, Т-150, ДТ-75М этот зазор должен находиться в пределах 0,2-0,5 мм. Корректировка подшипников направляющих колёс осуществляется следующим образом. Семнадцатая гайка затягивается до тугого поворачивания колеса, после чего отворачивается на третью или пятую часть оборота до свободного вращения колеса, гусеница рассоединяется и снимается с направляющего колеса. Регулировка подшипников опорного катка выполняется через прокладки, находящиеся под уплотнительным корпусом. Для этого нужная каретка ставится на домкрат, затем снимается каток и уплотнение, часть прокладок изымается – таким образом уменьшается зазор. После сборки ось катка должна свободно поворачиваться от небольшого воздействия руки и не иметь заметного осевого вращения. Это свидетельствует о верной регулировке подшипников.
- Односторонний износ зубьев ведущей звёздочки решается переменой их мест.
- Спустя 1900-2000 ч. эксплуатации тракторов моделей Т-74 и ДТ-75М их каретки переставляются по перекрёстному алгоритму.
Неисправности ходовой части гусеничного трактора
Ремонт ходовой гусеничного трактора – достаточно частое явление, так как именно этот конструктивный узел у тяжёлой спецтехники максимально подвержен износу, поэтому владельцу такого транспортного средства следует запастись запчастями для неё.
Высокая подверженность износу связана с условиями эксплуатации спецтехники, а именно: постоянно меняющаяся нагрузка на ходовую часть, движение по сложным дорожным покрытиям (болота, песчаные и каменистые грунты, пересечённая местность), погодные условия (отрицательно сказываются на смазочных материалах), высокая запылённость при проведении работ, присутствие в воздухе вредоносных веществ.
Все эти факторы приводят в тому, что поломок ходовой части тракторов на гусеничном ходу не удаётся избежать даже при постоянном техническом обслуживании техники. При этом нередки случаи, когда техобслуживание вообще не проводится в течение длительного времени либо выполняется в суровых полевых условиях, в которых проверить все необходимые узлы и механизмы порой просто невозможно.
Неисправности ходовой части гусеничного трактора
К основным неисправностям ходовой части относятся следующие:
- Быстрее всего в ходовой гусеничных тракторов изнашиваются следующие детали: натяжители, цепи гусениц, подвесные катки, опорные катки, направляющие колёса и звёздочки, подшипники. Большинство производителей устанавливают на эти компоненты ходовой конкретный эксплуатационный срок. Однако покупка новых запчастей не всегда требуется сразу же после его истечения. Решение о замене принимается после тщательного осмотра и измерения степени текущего износа.
- Износ подшипников определяется при визуальном осмотре. Чтобы его произвести, необходимо в обязательном порядке снять защитные крышки. Делать это нужно на регулярной основе в закрытой мастерской либо в месте с минимальным содержанием твёрдых взвесей в воздухе.
- Степень износа опорных и подвесных катков выявляется при их осмотре. Важный момент: катки в разных частях ходовой тракторной техники изнашиваются по-разному. Заклинивание катка говорит о полной деформации подшипника – в этом случае желательно полностью поменять весь каток.
- Меньше всего подвержены износу направляющие колёса и звёздочки, поэтому их замена осуществляется по истечении эксплуатационного срока, установленного производителем техники, либо при полном разрушении деталей.
- Долгий срок службы имеют также цепи гусениц и натяжители. Гусеничные цепи меняются на новые в случае их полной деформации. Основная проблема натяжителей – образование коррозии, сильная ржавчина является признаком необходимости установки новой детали. Своевременная замена уплотнительных колец, грязесъёмников и манжет натяжителей продлевает период эксплуатации этих узлов.
Постоянное использование тяжёлой спецтехники на гусеничном ходу требует от владельца запасов следующих запчастей для технического обслуживания и ремонта ходовой части: подшипники, уплотнительные кольца, грязесъёмники, звенья гусеничной цепи, пальцы гусеничной цепи, сегменты звёздочек, сегменты болтов с гайками и траками гусениц. Наличие этих деталей позволит делать все необходимые ремонтные работы оперативно и своевременно.
Продление ресурса ходовой гусеничного трактора
Ходовая составляет пятую часть от веса трактора на гусеничном ходу и десятую часть от его стоимости. Поэтому увеличение эксплуатационного ресурса является одной из первостепенных задач для её конструкторов.
В последние годы, благодаря конкуренции со стороны иностранных производителей, значительно ужесточились технические стандарты и требования к ходовой системе спецтехники. Одно из главных изменений – увеличение показателей безотказности работы в суровых условиях использования тракторной техники, в частности, на грунтовых почвах с высоким уровнем влажности и с большим содержанием песка с кварцевыми компонентами.
Повышение эксплуатационного ресурса гусеницы позволяет владельцам техники неплохо экономить, так как установка новой гусеницы осуществляется с заменой большого числа сопутствующих узлов. Таким образом, сокращаются периоды простоя трактора, а также существенно удешевляется эксплуатация транспортного средства.
Ходовая часть гусеничного трактора – ключевой конструкционный узел, требующий регулярного технического обслуживания. Поэтому практически все отечественные производители комплектующих и запчастей для гусениц спецтехники промышленного назначения стремятся модернизировать и улучшать технологии изготовления деталей.