Это какие? Трактора общего назначения представлены большим количеством моделей. Такая техника призвана выполнять множество работ: от вспашки до подготовки участка к началу строительства.
На что обратить внимание? Соответственно, в каждой сфере деятельности будут свои требования к такому трактору. Можно выделить ряд моделей общего назначения, которые используются чаще всего.
В этой статье:
Типы тракторов
Сфера использования современных тракторов чрезвычайно широка. Они применяются при выполнении сельскохозяйственных работ, при строительстве зданий, транспортировке грузов в условиях бездорожья и многих других задач, которые нельзя выполнить вручную.
Типы тракторов
Инженеры и механизаторы различают так называемые типажи тракторов. Они включают в себя группы определённых классов и моделей, отличающихся техническими характеристиками и выполняемыми задачами. Типаж транспортного средства (ТС) отражает комплекс хозяйственных, промышленных работ, для выполнения которых оно подходит лучше всего.
Например, бульдозер широко применяется при производстве разных дорожных работ, малый колесный трактор типа «Беларусь» успешно справляется с решением задач средней тяговой напряженности. А К-701 используется для тех, выполнение которых требует повышенной тяговооруженности техники.
- В рамках того ли иного типажа различают классы тракторов, объединяющие модели со сходными характеристиками.
- Моделью ТС называется его конкретная заводская конструкция. Также различают базовую модель и специализированные модификации.
- Модификация имеет ту же конструкцию, те же технические возможности, что и базовая модель, но адаптируется для решения каких-либо задач, например, оснащается дополнительным оборудованием, не предусмотренным на ТС базовой конструкции.
- Марка – фирменное наименование, которое имеют трактора одного и того же производителя. Обозначение может дополняться цифрами, которое отражает мощность в лошадиных силах, но во многих случаях они обозначают только номер модели без привязки к каким-либо характеристикам.
Общее назначение
Очевидно, что разнородность задач, выполняемых тракторной техникой, делает практически невозможным создание конструкции, которая будет одинаково хороша при любой работе. Так, знаменитый «Кировец» способен тянуть огромную нагрузку и преодолевать бездорожье, но он мало подойдет для распашки рыхлых сельскохозяйственных почв. Идеальный аппарат для полей, в свою очередь, бесполезен в горнодобывающих работах. Тем не менее, в практике сформировалось понятие о тракторе общего назначения, который можно считать универсальным.
Типы тракторов
Трактора общего назначения в сельском хозяйстве
Сельскохозяйственные трактора общего назначения применяются при выполнении различных работ: распашке, бороновании, рекультивации, посеве, сборе урожая и т. д. Для этих целей подходят мощные ТС, нередко на гусеничном ходу (Т-250, ДТ-175М, Т-4А, Т-150) и колесные (Т-150К, К-700А, К-701).
Универсальные трактора малой и средней мощности, используемые при распашке сельхозугодий, отличаются высокорасположенной рамой. При этом они могут успешно справляться и с иными видами сельскохозяйственных работ на ограниченных площадях, с транспортировкой грузов. Здесь стоит отметить такие модели, как Т-30А, Т-25А, СШ-25, СШ-28А, колесные ЛТЗ-150, МТЗ-100, МТЗ-80, ЮМЗ-62, ЛТЗ-60АВ, гусеничные Т-70С.
Трактора Т-30, СШ-25, Т-25 находят применение при выполнении посевных оросительных и опылительных работ, междурядной обработке овощных культур (посаженных четырехрядным способом), также привлекаются к погрузке и разгрузке, обслуживанию животноводческих ферм.
Колесные ЛТЗ-60АВ, ЮМЗ-62 используются при подготовительной обработке полей и высевании семян на небольших полях, междурядной распашке земли (засеянной 4- или 6-рядным способом), покосе зерновых и травянистых культур, заготовке сена, орошении угодий.
Колёсный МТЗ-80, МТЗ-100, ЛТЗ-150 отлично справится с распашкой культур (посадки 6-, 8-, 12-рядным способом), подготовкой полей и распашкой небольших площадей, сбором урожая зерна и корнеплодов, погрузкой и разгрузкой, копанием земли.
Трактора общего назначения в сельском хозяйстве
Трактора общего назначения в промышленности
Промышленные трактора общего назначения широко используются в производственных работах разного рода, например при строительстве, подготовке площадей под котлованы, насыпных работах при возведении железнодорожных путей и иных, сносе старых строений и т. д.
В зависимости от задач они классифицируются на несколько видов:
- трактора для выполнения подготовительных работ;
- землеройно-транспортные машины;
- экскаваторы;
- трактора для утрамбовки грунта;
- ТС для гидромеханизации сельскохозяйственных работ;
- буровые трактора.
При данной работе возникает значительное сопротивление, которое определяется следующими условиями:
- Физико-механические характеристики почвы.
- Площадь срезаемого участка земли.
- Конструкция ковша.
Хит продаж
Сопротивление при выполнении землеройных работ также можно разделить на несколько составляющих:
- Противодействие резанию почвы.
- Сопротивление перемещению земли перед ковшом.
- Противодействие наполнению ковша.
Трактора, используемые для подготовки грунта, подходят для выполнения таких видов работ:
- Удаление с территории, на которой ведется строительство, кустов и деревьев.
- Строительство дренажных систем и осушение болотистой местности.
- Подготовка земли для последующего копания землеройными тракторами.
- Строительство временных дорог.
Конструкция тракторов общего назначения
Виды остова
Различают несколько основных конструкций остова:
- безрамные;
- полурамные;
- рамные;
- однокорпусные;
- секционные с шарнирно соединёнными механизмами.
В качестве рамного трактора можно вспомнить «Онежец», у которого рама изготовлена из сваренных между собой стальных брусьев и поперечных металлических труб. К ней крепятся мотор, кабина, подвеска, кузов. Аналогичную конструкцию имеют гусеничные Т-100, Т-130, Т-170, разработанные инженерами Челябинского тракторного завода.
Наиболее часто используется полурамная компоновка. Она отличается использованием рамной конструкции в передней части трактора, соединённой с трансмиссионным механизмом. Модели с этим видом остова есть у всех ведущих производителей тракторной техники: МТЗ, ЛТЗ, ВТЗ, ЮМЗ.
Конструкция тракторов общего назначения
В качестве тракторов, имеющих шарнирно соединенный механизм, следует отметить колесный Т-150К, уже упоминавшуюся серию «Кировец», к которой относятся модели К-700, К-701, К-702.
Гораздо реже встречаются трактора, имеющие безрамную или однокорпусную конструкцию остова. Этак компоновка используется в специфических моделях, которые присутствуют в линейке отдельных производителей.
Вид ходовой части и вид движителя
Трактора в зависимости от использованного в конструкции движителя делятся на колесные и гусеничные. У отдельных моделей первого вида есть возможность переоборудования на частичный гусеничный ход. Трактора второго вида традиционно оснащались стальными гусеницами, но сегодня для них используются резиновые траки, позволяющие снизить массу и повысить КПД.
Использование гусеничных движителей дает ряд преимуществ. Такие трактора обладают лучшим сцеплением за счёт большей площади контакта с грунтом, в несколько раз снижая возможность пробуксовки и повышая КПД. Эти особенности позволяют использовать такую технику в условиях бездорожья, при выполнении работ, для которых колёсные ТС не подходят.
Из недостатков гусеничных тракторов следует отметить низкую скорость перемещения, сложность обслуживания и ремонта. А у колёсных тракторов, используемых для распашки земли, повышение качества сцепления и уменьшение давления на почву обеспечивается использованием парных колес с каждой стороны.
В зависимости от вида ходовой части трактора классифицируются на следующие виды:
- С приводом на передний и задний мост (4х4).
- С приводом только на задний мост (4х2).
Виды трансмиссии
При проектировании тракторной техники используется несколько видов трансмиссии:
- Механическая.
- Электромеханическая.
- Гидромеханическая.
- Гидрообъёмная.
Чаще всего встречается механическая трансмиссия. В ней для передачи тягового усилия двигателя применяются механические редукторы и зубчатые передачи с муфтами. Эта конструкция используется в моделях первого, второго и третьего класса.
Гидромеханическая трансмиссия в дополнение оснащается гидроподжимными муфтами, приводимыми в действие собственным гидравлическим механизмом. Это дает возможность исключить потери мощности при понижении/повышении передачи, а также улучшает удобство управления. Такая конструкция использована в тракторах Т-150(Т-150), К-700 и его модификациях, МТЗ 3022, МТЗ 2022, МТЗ 3522, МТЗ 4522.
Вид ходовой части и вид движителя
В электромеханической трансмиссии мощность двигателя передаётся на подвеску опосредованно. Мотор приводит в движение соединенный с ним генератор, а тот питает электрические двигатели, которые посредством ведущих мостов приводят в движение ведомую ось. В результате переключение передач не сказывается на ходе трактора. Главные недостатки этих моделей – пониженный коэффициент полезного действия и высокая стоимость.
Реже всего можно встретить трактора с гидрообъемной трансмиссией. Особенность конструкции в следующем. Крутящий момент от силовой установки поступает на гидравлический насос. Тот за счёт давления жидкости задействует гидромоторы, непосредственно приводящие в движение колеса. Схема сложна в обслуживании и ремонте, поэтому не имеет широкого распространения.
Таким образом, трактора общего назначения отличаются не только по массе, мощности и выполняемым задачам, но и по конструкции. Выбор той или иной компоновки определяется инженерами при проектировании в зависимости от удобства использования, простоты обслуживания, коэффициента полезного действия, назначения техники и иных условий.