Зачем? Регулировка сцепления трактора – стандартная процедура, входящая в регламент технического обслуживания. Производится при ремонте или замене компонентов либо через определенное количество моточасов.
Как? Существует несколько видов сцепления, которые устанавливаются на разные тракторы. Например, на МТЗ 80-82 предусмотрено однодисковое сухое постоянно замкнутое. Соответственно, и ход регулировки сцепления будет разным.
В этой статье:
Устройство сцепления трактора на примере МТЗ 82
Во всех транспортных средствах, включая тракторы, крутящий момент передается от силовой установки к трансмиссии. Роль сцепления заключается в том, чтобы передача не была жесткой и имелась возможность временно прерывать ее, когда необходимо:
- запустить холодный двигатель (передачу крутящего момента нужно ненадолго прекратить, чтобы стартер не расходовал энергию на вращение валов коробки передач);
- плавно тронуться с места;
- переключить передачу (сцепление позволяет временно остановить вращение зубчатых колес на первичном валу коробки передач).
С помощью фрикционной муфты можно на короткий период отключать силовую установку от трансмиссии и плавно соединять их в момент начала движения транспортного средства. Благодаря аккуратному контакту сцепления можно избежать скачкообразного нарастания крутящего момента, которое способно привести к перегрузке, повреждению и выходу из строя деталей двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и узлов трансмиссии (такая ситуация может возникнуть, если резко затормозить с включенным двигателем).
Устройство сцепления трактора на примере МТЗ 82
Для механических фрикционных муфт сцепления принята классификация в соответствии с:
- Родом трения. Оно может быть сухим или мокрым. Конструкция сухих муфт, для работы которых не нужна смазка, состоит из ведомых дисков с фрикционными накладками, а мокрых – из стальных ведомых дисков, работающих в масле.
- Числом ведомых дисков – различают много-, одно- и двухдисковые. К примеру, на тракторы МТЗ 1221 устанавливается сцепление с двумя дисками.
- Типом нажимного устройства – муфты бывают постоянно замкнутого типа с пружинным нажимным механизмом или непостоянно замкнутыми с рычажным нажимным механизмом.
- Принципом управления – с использованием рычажно-пружинного, гидравлического или пневматического усилителя или без такового.
- Передачей крутящего момента трансмиссии – муфты бывают одно- и двухпоточными (последние применяются, например, когда крутящий момент передается на коробку передач и вал отбора мощности).
- Назначением – фрикционные муфты могут быть главными или дополнительными. Первые отвечают за передачу крутящего момента через трансмиссию к ведущим колесам или звездочкам (если трактор на гусеничной тяге), а вторыми оснащаются увеличители крутящего момента, коробки передач, редукторы валов отбора мощности и другие дополнительные или специальные устройства.
Модельный ряд МТЗ 82 оснащается сухим однодисковым сцеплением постоянно включенного типа с пружинным нажимным механизмом, размещенным в корпусе, который соединяет силовую установку с коробкой переключения передач (КПП). Для включения и выключения сцепления используется педаль.
Работа маховика ДВС и корзины сцепления осуществляется в жесткой сцепке. Корпус последней может свободно вращаться относительно втулки вала силовой передачи, щлицевой конец которой служит местом расположения ведомого фрикционного диска, прижатого пружинным нажимным устройством к маховику с фрикционными накладками.
Далее во вращение приходит силовой вал КПП. После нажатия на педаль сцепления выжимной подшипник, взаимодействуя с выступами рычагов, прерывает контакт нажимного диска с ведомым. После освобождения фрикционного диска прекращается передача вращающей силы с одновременным срабатыванием тормозка, снижающего скорость вращения зубчатых колес КПП.
Механизм сцепления предназначен для:
- передачи вращающей силы от мотора к КПП без потерь, к которым приводит проскальзывание фрикционной муфты;
- полного выключения передачи крутящего усилия, что позволяет избежать сбоев во включении передач и преждевременного изнашивания деталей КПП.
Для поддержания работоспособности механизма сцепления необходимо выполнять ряд требований:
- не допускать изнашивания фрикционных накладок;
- следить, чтобы на их поверхность не попадало масло;
- не эксплуатировать фрикционные диски с признаками деформации;
- обеспечивать соответствие характеристик рабочих пружин нормативам, указанным в технической документации, которая входит в комплект поставки тракторов МТЗ 82;
- следить, чтобы регулировка элементов механизма и управляющих устройств соответствовала Правилам эксплуатации тракторов МТЗ 82.
Хит продаж
Когда производится регулировка сцепления трактора
Оценку качества работы механизма сцепления производят по так называемому коэффициенту запаса, который принято использовать в качестве основной характеристики. Этот показатель рассчитывается как отношение момента трения дисков или колодок к моменту трансмиссии.
Нарушение баланса сил провоцирует пробуксовку сцепления и возрастание хода ведущих дисков, а также ослабление рычажных и пружинных нажимных устройств. Для того чтобы восстановить правильную работу трансмиссии, механизм нуждается в периодической настройке.
Полная регулировка сцепления трактора должна сопровождать каждый ремонт или замену узлов и деталей, а также сборку двигателя внутреннего сгорания после ремонтных работ и обслуживания мотора или трансмиссии. Передача вращающей силы от двигателя к трансмиссии без снижения мощности вследствие потерь, а также корректная работа коробки переключения передач и валов отбора мощности обеспечиваются правильной и своевременной регулировкой механизма сцепления. Если диск не пробуксовывает при включении сцепления, а трансмиссия полностью отключается от мотора при выжатой педали – механизм и привод управления исправны и настроены верно.
Регулировка сцепления трактора МТЗ
Работа по регулировке муфты сцепления трактора МТЗ 82 (80) проводится в два этапа:
Этап 1. Регулировка положения отжимных рычагов-лапок сцепления МТЗ 80 (82)
Для наладки в ходе сборочных работ корзина должна быть установлена на двигатель, а корпус трансмиссии отсоединен. Положение рычагов, отжимающих ведомый фрикционный диск сцепления, регулируется путем установки зазора в 12 мм, который отделяет рабочую поверхность лапок от фланца шлицевой ступицы опорного диска. Настройка осуществляется путем затяжки регулировочных винтов. Для того чтобы выжим происходил плавно, разница между зазорами должна быть не больше 0,3 мм, что позволяет располагать рабочие поверхности в одной плоскости, обеспечивать корректный контакт диска с маховиком и предотвращать возникновение перекоса и неравномерное изнашивание дисков.
Регулировка сцепления трактора МТЗ
Для проверки регулировки можно использовать кусок стекла или другую ровную пластину, приложив которую к рабочей поверхности лапок можно убедиться в том, что они соединяются с маховиком в одной плоскости. Чтобы облегчить установку и настройку механизма сцепления, можно применить специальный центровочный фальшвал, который служит имитацией диаметра шлицов вала КПП и рабочей плоскости выжимного подшипника.
Этап 2. Регулировка свободного хода педали сцепления
Для регулировки привода педали изменяют длину приводной тяги, используя резьбу на ее концах, что позволяет выставить зазор, разделяющий рабочую поверхность выжимного подшипника и рычаги-лапки. При правильной отладке педаль имеет свободный ход от 40 до 45 мм, ширина зазора составляет 3 мм. Для фиксации настроек применяют контрольные гайки, накрученные на регулируемую тягу привода. Для замера с помощью щупа нужно воспользоваться нижним люком сухого картера.
Процесс отсоединения трансмиссии от ДВС или, как это принято называть у механизаторов, раскатка трактора требует времени и трудозатрат. Чтобы упростить работу, часто прибегают к регулировке положения рычагов-лапок через нижний люк в корпусе механизма сцепления, когда нужно заменить вышедшую из строя лапку или возвратную пружину. Наладке мешает трудный доступ к корзине, однако этот недостаток компенсируется скоростью и легкостью такой процедуры.
Однако точность подобной корректировки очень сложно проверить. Настройка «на глазок» может привести к смещению плоскости фрикционного диска, что в свою очередь становится причиной неравномерного изнашивания, снижения коэффициента полезного действия при передаче крутящего момента, а значит, сокращает срок службы механизма.
Специалисты советуют придерживаться нескольких правил, которые помогут в регулировке сцепления, наладке зазора лапок корзины и поддержании механизма в рабочем состоянии:
- Важно выбирать для замены в ходе ремонта оригинальные запасные части высокого качества.
- Для того чтобы как минимум вдвое увеличить срок службы лапок, их нужно подвергнуть закалке.
- Лапки необходимо пройти с помощью напильника, что позволить избавиться от неровностей на рабочей поверхности.
- Замену лапок корзины сцепления на тракторах МТЗ 82 следует производить при износе более чем на 2,5 мм.
Как продлить срок эксплуатации сцепления трактора
В ходе эксплуатации трактора важно постоянно отслеживать состояние всех узлов, механизмов и устройств. Благодаря своевременной диагностике и регулярному техническому обслуживанию можно избежать неоправданно высоких затрат на ремонт и замену преждевременно пришедших в негодность деталей и серьезных поломок техники.
Как продлить срок эксплуатации сцепления трактора
Для того чтобы транспорт исправно работал, необходимо придерживаться нескольких важных правил:
- Смазку ответственных деталей нужно производить регулярно, не реже чем через каждые 60 часов работы.
- Оптимальная смазка для механизмов тракторов модельного ряда МТЗ 80 (82) – солидол. Приобретая материал, важно изучить состав на упаковке и выяснить, какие присадки он содержит.
- Свободный ход педали сцепления необходимо проверять не реже, чем через каждые 240 часов работы.
- Важно отслеживать изменение размера свободного хода педали сцепления – он постепенно уменьшается из-за естественного изнашивания накладок ведомого диска. Когда он становится меньше 3 см, диск подлежит замене.
- Слишком долгое нажатие на педаль сцепления приводит к ускоренному изнашиванию деталей механизма.
- Следует избегать резких рывков муфты – она должна двигаться плавно, не оставаясь в промежуточном положении.
- Нельзя подолгу держать муфту выключенной.
- Проверка накладок на износ, который может замедлять ход педали сцепления, должна производиться не реже, чем через каждые 120 часов работы.
Если не пренебрегать регулярным техническим обслуживанием механизмов трактора, они прослужат долго, что позволит сэкономить на ремонте и замене деталей. Регулировкой сцепления достаточно опытный механизатор может заниматься самостоятельно.