Логотип Центр Технического обслуживания
18.12.2023 Трактор
4637
Время чтения: 12 минут

Расход самосвала: формулы и примеры расчетов

Сохранить статью:

Что учитывают? На расход самосвала (количество потребляемого топлива) могут влиять различные факторы, например, тяжесть груза, скорость движения, тип местности и объем двигателя. Расчет производится по определенной формуле.

Зачем знать? Из-за тяжелой конструкции и мощного двигателя у самосвала увеличивается расход топлива. Однако можно добиться максимальной отдачи от машины, минимизируя затраты на заправку.

 

 

Особенности самосвалов

Они отличаются от других типов грузовых специальных машин наличием кузова, поднимаемого и опускаемого автоматически при помощи специального механизма. Это позволяет значительно сократить затраты времени и сил на выполнение многих видов работ.

Конструкция самосвального прицепа представляет собой бункер или платформу подъемного либо сдвижного типа. Кузов может оборудоваться бортами необходимой высоты для увеличения объёма груза, который будет извлекаться боковым, задним либо трехсторонним способом. Последний вариант позволяет значительно ускорить разгрузку. Также есть модели, у которых выгрузка выполняется через днище кузова. Такая компоновка называется бункерной.

Особенности самосваловОсобенности самосвалов

Помимо гидравлического механизма, кузов может подниматься и опускаться при помощи винтового или телескопического подъёмника.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Виды самосвалов

Они различаются между собой по конструкции, грузоподъёмности, выполняемым задачам и так далее.

Карьерные самосвалы

Это крупнотоннажные машины, которые используются при добыче полезных ископаемых и транспортировке руды и грунта из карьера на поверхность. Грузоподъёмность таких самосвалов может доходить до нескольких сотен тонн. На дорогах общего пользования такое оборудование не используется из-за риска разрушения полотна.

Виды самосваловВиды самосвалов

Дорожные самосвалы

В отличие от карьерных машин, дорожные могут передвигаться по путям общего пользования без опасности их разрушения. Тем не менее существуют некоторые ограничения на использование данного типа техники. Грузоподъёмность дорожных самосвалов может достигать 40 тонн, в движение они приводятся несколькими ведущими мостами и, как правило, дизельным двигателем.

Сфера их применения очень широка: они востребованы на полевых работах, в строительстве, при уборке территории, геологоразведке и вообще в любой сфере промышленности и хозяйства, в которой требуется частая и быстрая разгрузка грузов. Неудивительно, что данный тип машин присутствует в модельном ряду всех производителей грузовой техники.

Шарнирно-сочлененные самосвалы

Представить такой вид машин проще, если вспомнить знаменитый трактор «Кировец». Самосвалы, трансмиссия которых сконструирована аналогичным способом, могут легко преодолевать самое тяжелое бездорожье, буксируя при этом груз массой в несколько десятков тонн. Именно эта особенность делает данный тип машин популярным у геологов, нефтедобытчиков и так далее.

Самосвалы для подземной работы

Эти машины применяются при прокладке и эксплуатации тоннелей и шахт. Они специально адаптированы к условиям подземной работы, которые могут сделать невозможным использование традиционных самосвалов. Грузоподъёмность у данного типа машин достигает 30–55 тонн, также есть модели, способные транспортировать до 80 тонн груза.

 

Сферы применения самосвалов

Они используются для выполнения различных задач, для каждой из которых та или иная конструкция подходит лучше всего.

Назовём лишь некоторые наиболее распространённые сферы применения:

  • Транспортировка больших объёмов насыпных материалов и их разгрузка в пункте назначения.
  • Выполнение дорожно-ремонтных работ, например, быстрая разгрузка асфальта на месте укладки нового дорожного полотна.
  • Осуществление искусственного орошения сельскохозяйственных угодий, перевозка и выгрузка кормовых культур.
  • Транспортировка из карьера на поверхность полезных ископаемых, добытых открытым способом.
  • Перевозка и разгрузка снега, мусора, листвы при выполнении жилищно-коммунальных работ.

Сферы применения самосваловСферы применения самосвалов

Главной задачей самосвала является транспортировка тяжелых грузов, объем и масса которых могут быть значительно более внушительными, чем при использовании традиционных грузовиков.

Во многих случаях они используются совместно с другими видами специальной техники. Они позволяют оптимизировать использование временных, трудовых, материальных ресурсов и повысить скорость и качество выполнения многих строительных и промышленные работ, доставляя груз на территорию, не имеющую дорожной инфраструктуры.

Расход топлива самосвалами

Средняя величина этого — одна из основных характеристик, на которые покупатель обращает внимание, выбирая наиболее подходящую модель. Это вполне логично, учитывая стоимость топлива в России и, тем более, в странах Европы. Если машина будет пользоваться не от случая к случаю, а систематически, то слишком большое потребление значительно увеличит издержки при выполнении работ.

Ведущие мировые автопроизводители неуклонно работают над тем, чтобы минимизировать расход топлива самосвала на 100 км. В данном направлении за последние десятилетия достигнут большой прогресс, в частности, появились самосвалы с электрическими двигателями, однако их мощность значительно ниже, чем у дизельных аналогов.

Если же принять в расчет государства бывшего СССР, то в них техника с электродвигателем не встречается. Предпочтение по-прежнему отдаётся машинам с двигателем внутреннего сгорания, поэтому вопрос о расходе топлива самосвала с грузом по-прежнему остаётся актуальным.

Эта величина рассчитывается для нескольких типов самосвальных машин:

  • одиночных;
  • машин с прицепами;
  • для седельных тягачей с полуприцепами;
  • для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов, используемых в качестве грузовых бортовых автомобилей и автопоездов (с коэффициентом загрузки более 0,5).

Как рассчитать расход топлива для автомобиля-самосвала и самосвала-автопоезда? Для этого необходимо использовать следующую формулу:

Qн = 0,01 · Hsanc · S · (1 + 0,01 ·D) + Hz · Z, где
  • обозначает нормальное потребление бензина в литрах;
  • S — расстояние, пройдённое самосвалом;
  • Hsanc — норма потребления бензина самосвалом или самосвальным автопоездом. Она рассчитывается следующим образом:
    • Hsanc = Hs + Hw · (Gпр + 0,5q), в литрах на 100 километров. 
    • Здесь Hs отражает транспортную норму самосвала с поправкой на транспортную работу (с коэффициентом загрузки 0,5), литрах на 100 километров.
    • Hw — это норма потребления горючего на транспортную работу самосвала (если при вычислениях Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа либо полуприцепа, в литрах на 100 километров.
    • Gпр — масса пустого прицепа, полуприцепа в тоннах.
    • q — максимальная масса груза, который может перевозиться, и прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5) в тоннах.
  • Hz — дополнительное потребление горючего в литрах на одну поездку с грузом.
  • Z — число поездок с грузом за рабочую смену.
  • D — поправочный коэффициент (совокупная относительная надбавка или снижение) к нормальному потреблению, в процентах.

Если норма потребления рассчитывается для самосвала с прицепным оборудованием как для седельного тягача, то норма потребления горючего повышается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5), причем в разных пределах для каждого типа топлива: для бензина — на два литра, для дизеля — на 1,3 литра, для жидкого газа — на 2,64 литра, природного газа — на два кубических метра.

Для автосамосвалов и самосвалов-автопоездов при расчётах также учитывается норма расхода топлива (Hz) на одну перевозку груза с учётом маневрирования в пункте отправки и назначения:

  • до 0,25 л для жидкого горючего (до 0,33 литра для сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. метра для природного газа) на сам самосвал и прицеп либо полуприцеп;
  • до 0,2 куб. метра для природного газа и 0,1 л дизельного горючего (примерно) при газодизельной силовой установке.

При расчётах для крупнотоннажных самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма потребления горючего на одну транспортировку груза принимается равной одному литру.

Если коэффициент полезной нагрузки превышает показатель 0,5, то можно рассчитывать потребление топлива аналогично расчёту, который применяется для бортовых грузовых машин.

Примеры расчета расхода топлива самосвала

Произведём расчет нормы расхода топлива для самосвала ЗИЛ-4502. Он осуществил 15 поездок (Z) в зоне населенного пункта в зимний период с грузом на 7 км. Протяженность одной поездки составит 2 х 7 = 14 км. Суммарный пробег — 210 км.

Транспортная норма Hs для данной модели — 37 литров на 100 километров пути (на снаряженную массу и загрузку с коэффициентом 0,5).

Потребление на одну поездку с грузом (Hz) — 0,25 литра.

Предположим, что самосвалу 10 лет при пробеге 256 тыс. километров.

Для зимы используется коэффициент 10 %, эксплуатационный износ добавляет еще 10 %.

Произведём расчет расхода горючего: 0,01 х 37 х 210 х (1 + 0,01 х 20) + 0,25 х 15 = 97 л.

Расход машины КамАЗ самосвального типа модели 55102, используемой совместно с прицепом ГКБ-8527 рассчитывается иначе. Если в течение смены выполнено 15 поездок на 7 километров, то пробег за одну поездку — 2 х 7 = 14 километров, а суммарное пройденное расстояние составит 210 километров. Транспортная норма — 35 литров на 100 километров при использовании дизельного горючего.

Прицеп указанной модели может перевозить до 7 тонн груза при собственном весе 4,5 тонны. Понижающие коэффициенты не используются.

Расход горючего вычисляется так.

Рассчитаем транспортную норму потребления горючего автопоездом.

Hsanc = Hs + Hw · (Gпр + 0,5q), л/100 км
  • Hs — это транспортная норма загруженного самосвала (с коэффициентом загрузки 0,5) — 35 литров на 100 километров.
  • Hw — норма потребления горючего на дополнительный вес прицепного оборудования — 1,3 литра на 100 километров (дизель).
  • Gпр — свой вес прицепного оборудования — 4,5 тонны.
  • q — грузоподъемность прицепа — 7 тонн (0,5q = 3,5 тонны).

Hsanc = 35 + 1,3 х (4,5 + 3,5) = 45,4 литра на 100 километров.

У автопоездов для самого самосвала и прицепного оборудования применяется норма потребления горючего Hz = 0,25 литра на одну поездку с грузом при маневрировании в пункте отправки и назначения: Hz для автопоезда = 0,25 х 2 = 0,5 литров на 100 км (по 1/4 литра на каждый).

Суммарное потребление горючего Qн = 0,01 х Hsanc х S + Hz х Z = 0,01 х 45,4 х 210 +0,5 х 15 = 102,8 л.

Часто задаваемые вопросы о расходе самосвала

Какие условия влияют на базовый расход топлива для самосвала?

Данный показатель определяется как конструкцией автомобиля, его типом и компоновкой (легковой автомобиль, автобус, самосвал и так далее), так и видом используемого горючего, массой состава с грузом, маршрутом и режимом езды.

Как вычислить производительность самосвала?

Для расчёта этого показателя используется формула:

P = TKq/ (21/v + t)
  • T — это длительность смены;
  • K — степень загрузки в течение смены;
  • q — грузоподъемность в тоннах;
  • v — средняя скорость;
  • t — время простоя при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Какой расход топлива у самосвала в среднем?

Средний показатель рассчитать очень сложно из-за большого разнообразия моделей на рынке. Для большинства самосвалов расход составляет примерно 25–30 литров на 100 километров, автопоезд может потреблять и до 40 литров на 100 километров.

Какие факторы вызывают повышение расхода горючего?

Перечислим наиболее распространение условия:

  • эксплуатация в зимний сезон — 5–20 %;
  • использование на горных маршрутах — 5–20 %;
  • эксплуатация на извилистых дорогах — 10–30 %;
  • использование в зоне населенного пункта — 5–35 %;
  • частые остановки в пути — 10 %;
  • движение с ограничением скорости — 15–35 % в среднем;
  • использование авто с нулевым исходным пробегом — до 10 %;
  • эксплуатация самосвала с высоким уровнем износа — 5–10 %.

Какие факторы вызывают повышение расхода горючего?Какие факторы вызывают повышение расхода горючего?

При расчёте расхода топлива самосвала необходимо учитывать его грузоподъёмность, собственную массу, мощность и другие факторы. Результатом вычислений должен стать выбор той модели, которая позволит полностью выполнить поставленные задачи при минимальных издержках, связанных с покупкой горючего.