Логотип Центр Технического обслуживания
24.05.2023 Трактор
5777
Время чтения: 15 минут

Почему не работает трактор: неисправности систем, устранение

Сохранить статью:

О чем речь? Трактор, как и любая другая сельскохозяйственная, промышленная техника, нуждается в периодическом техническом обслуживании, замене расходников. Если этого не делать, то системы и агрегаты начнут выходить из строя.

К чему приведет? Ели ТО не было сделано вовремя, то понять, почему не работает трактор, можно по характерным признакам. «Барахлить» может гидросистема, двигатель, электрооборудование.

 

 

Почему не работает гидросистема трактора

Почему не работает гидравлическая система трактора? У всех моделей такой техники основные признаки и причины неисправностей гидросистемы будут похожими.

Встречаются следующие поломки гидравлического привода навесного оборудования трактора: орудие не перемещается вверх и вниз; замедленный подъем «навески»; не происходит автоматический возврат рычага распределителя из рабочих положений в состояние «Нейтрально»; происходит вспенивание масла в бачке и его выплескивание через заливную горловину; происходит перегрев смазывающей жидкости в процессе работы гидравлики; не удерживается навеска в положении транспортировки.

Причинами, почему не работает навесное оборудование трактора на опускание и подъем, часто являются недостаточное количество (или полное отсутствие) технической жидкости в гидробаке или чрезмерно низкая ее температура, снижение пропускной способности проходного сечения соединительной муфты патрубков, самопроизвольное перекрывание гидромеханического клапана силового цилиндра (ЦС), а также «подвисание» перепускного клапана гидравлического распределителя.

Почему не работает гидросистема трактораПочему не работает гидросистема трактора

Если при проверке гидробака выявлен недостаточный уровень масла или оно вообще отсутствует, следует долить его до верхней отметки (холодное масло необходимо прогреть до температуры 27°C – 47°C).

Чтобы исправить зависание перепускного клапана гидравлического распределителя, этот агрегат следует разобрать. Все детали распределителя нужно тщательно промыть в дизтопливе или керосине. Обязательно промойте и сам предохранительный клапан. Затем нужно выполнить его настройку на давление 13-20 МПа (точное значение подбирается с учетом типа и марки гидр распределителя).

В случае, когда неисправность вызвана перекрыванием проходного сечения муфты, соединяющей шланги, необходимо до упора затянуть гайку соединительной муфты. Если поломка не устраняется таким способом, требуется замена самой соединительной муфты.

Чтобы устранить самопроизвольное перекрывание гидромеханического клапана в силовом цилиндре (СЦ), нужно установить рычаг гидравлического распределителя в позицию принудительного опускания, а затем перевести его положением подъема и, не дожидаясь достижения верхней точки, еще раз переключиться на «Опускание».

Замедленное поднимание навесного оборудования трактора часто вызвано негерметичностью гидроцилиндра, или высокой утечкой масла в гидравлическом насосе. Если происходит подсос воздуха в систему, то нужно затянуть ослабленные крепежи и провести проверку целостности рукава высокого давления. В случае с высокой утечкой масла в гидронасосе, этот узел необходимо отремонтировать или заменить новым. Чаще всего на отечественных моделях тракторов используются гидравлические насосы НШ (шестеренные насосы наружного зацепления).

Следует проверить также наличие потеков масла непосредственно в гидравлическом цилиндре. В случае их выявления следует разобрать этот элемент и осмотреть его на предмет износа. При отсутствии механических дефектов на штоке и гильзе цилиндра для устранения течи необходимо заменить ремкомплект (РТИ). Если же указанные детали имеют сколы или царапины, может понадобиться ремонт или полная замена гидравлического цилиндра.

Причинами невозврата рукояти из рабочих позиций в нейтральное положение может быть переохлажденное масло, неправильная регулировка давления предохранительного клапана золотника распределителя, загрязнение сеточного фильтра золотника гидравлического распределителя. Если виной неисправности является холодное масло, его нужно прогреть до 27°C – 47°C.

Возможно, описанные выше процедуры не приведут к автоматическому возврату рукояти из рабочих позиций в нейтральное положение. В этом случае придется выполнить разборку золотника. Его детали нужно тщательно осмотреть, чтобы убедиться в отсутствии механического износа или повреждений. Если оно в хорошем состоянии, то нужно очистить все поверхности от грязи в керосине или дизеле.

Такую же процедуру следует провести и в отношении клапанов гидравлического распределителя. Эти элементы могут забиваться в результате попадания грязи, частиц ветоши и других предметов под золотники или даже под сам клапан. Специалисты рекомендуют проведение ежемесячного сервисного осмотра всех компонентов гидравлической системы трактора.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Почему не работает электрооборудование трактора

Приведем основные неисправности электрооборудования трактора:

  • неисправности конечных электро-потребителей (лампочки, реле тяги, сигнал и др.);
  • плохой контакт в важных местах системы («нет массы», окисление контактов цепи питания, обрыв проводки);
  • кроткое замыкание в электропроводке трактора;
  • коррозия деталей, которая приводит к падению напряжения и повышенному нагреву контактов;
  • подгорание контактов «втягивающего» реле стартера;
  • разрушение контактов переключателей.

Почему не работает электрооборудование трактораПочему не работает электрооборудование трактора

Поиск неисправностей в электрической системе трактора – сложная и трудоемкая работа, требующая много времени. Чтобы упростить эту задачу нужно при проведении диагностики четко следовать логической цепочке.

Перед началом диагностики нужно подготовить контрольную лампу или тестер. Если такого инструмента нет, можно использовать лампу мощностью не менее 20 Вт (А12-21).

Распространенные поломки Способы диагностики и устранения неисправностей
При включенном переключателе массы пропадает напряжение в бортовой сети Проверить клеммы АКБ и контакты подключения
Выполнить проверку состояния предохранителей бортового питания
Диагностировать электрическую цепь от АКБ до блока предохранителей
Не идет зарядка на АКБ при работающем двигателе Диагностика натяжения и состояние приводящего ремня генератора
Диагностика предохранителей бортовой сети
Проверить параметры регулируемого напряжения генератора (в положении регулировочного винта «Лето» напряжение должно быть в пределах 13,2В - 14,1В, а в положении «Зима» 14,2В -15,2 В). Замер производится при номинальных оборотах мотора и включенных осветительных приборах.
Проверить состояние контактов в цепи от генератора к указателю параметров напряжения.
«Недозарядка» АКБ Проверить параметры регулируемого напряжения генератора. Если показатели ниже допустимых, следует перевести винт посезонной регулировки в позицию «Зима» либо выполнить замену регулятора напряжения (ИРН)
Провести диагностику АКБ. Проверить состояние контактов на клеммах от генератора к АКБ, чтобы исключить наличие дополнительного сопротивления в результате плохого контакта или окисления клемм
Стартер не обеспечивает обороты, необходимые для пуска мотора Проверить и устранить возможное ослабление крепежей или клемм силовой цепи на АКБ, на переключателе «массы» и ее перемычке между кабиной и кузовом трактора, на клеммах и крепеже стартера
Выполнить замер уровня зарядки АКБ
Происходит срабатывание втягивающего реле (есть характерный звук), но стартер не проворачивает силовой агрегат (на приборной панели, при этом, лампочка индикатора работает нормально или немного «тускнеет»). Выполнить проверку состояния контактов втягивающего реле и при необходимости очистить их. Отрегулировать механизм привода и сделать диагностику щеточно-коллекторного узла стартера.

Осветительные приборы в ходе эксплуатации трактора могут отказать в результате объективных факторов (воздействие внешней агрессивной среды, механические дефекты, влияние вибраций), или субъективных причин (неправильная эксплуатация электрооборудования).

Почему не работает электрооборудование трактораПочему не работает электрооборудование трактора

Рассмотрим, почему не работают светотехнические приборы трактора, и приведем основные методы их диагностики и устранения неисправностей:

Почему происходит поломка? Методы диагностики Способы ремонта
Не работают все осветительные приборы
Неисправность переключателя/выключателя Выполнить проверку цепи от переключателя/выключателя до осветительного прибора Замена неработающего прибора
От переключателя отсоединена клеммная коробка Провести диагностику цепи тестером Восстановить соединение
Неисправность проводки или присутствует обрыв в цепи осветительных приборов, сгорел предохранитель, окислились контакты, в цепи присутствует короткое замыкание Последовательная диагностика тестером состояния проводки Заменить сгоревшие предохранители, устранить обрывы цепи
Не светится ни одна лампа осветительных приборов
Нарушена нить накаливания лампы Проверить с помощью тестера Установить новую лампу вместо сгоревшей
Окислился цоколь или патрон лампы Провести визуальный осмотр или проверить тестером Произвести очистку контакта, установить лампу и смазать место контакта
Некачественное соединение внутри патрона вследствие поломки контакта или допущенного производственного брака Провести визуальный осмотр Произвести замену патрона
Не работает переключатель Провести диагностику электро-схемы переключателя Произвести замену переключателя при необходимости
«Сгорел» предохранитель Провести диагностику тестером Произвести замену предохранителя
Лампы горят «вполнакала»
Регулируемое напряжение генератора менее нормального значения Измерить напряжение на выходе генератора Произвести регулировку напряжения или замену реле-регулятора
Затемнение колбы лампы вольфрамовыми парами Провести визуальный осмотр лампы Произвести замену лампы
Существенная потеря напряжения на контактах вследствие их окисления или ослабления Провести последовательную диагностику цепи тестером Произвести чистку, восстановление и смазку контактов
Замыкание на «массу» вследствие нарушенной изоляции или воздействия влаги Выполнить поиск короткого замыкания с помощью тестера Произвести восстановление целостности цепи
При работающем моторе трактора мигают осветительные приборы
Присутствует люфт лампы в патроне или плохо закреплены наконечники проводов Провести визуальный осмотр Выполнить замену неисправных патронов и подтяжку креплений
При вибрациях иногда происходит замыкание на «массу» Провести визуальный осмотр, проверить «контролькой» или тестером Выполнить замену поврежденных элементов проводки или изделий
Частичный обрыв или излом провода Визуальный контроль проводки Поврежденный участок проводки заменить
Плохое освещение дороги фарами трактора
Неправильно отрегулирован свет фар Выполнить проверку на стенде или с помощью разметки экрана Произвести регулировку фар в соответствии с нормами
Отражатели фар потускнели или повреждены Провести визуальный осмотр Выполнить замену оптических элементов
Загрязнены рассеиватели фар Провести визуальный осмотр Выполнить очистку рассеивателе фар
Потускнение колбы лампы Провести визуальный осмотр Выполнить замену лампы
Вибрирует оптика фары Проверить визуально Улучшить крепление оптического элемента
Центр массы трактора смещен в результате перегрузки или неравномерного давления в шинах Провести визуальную проверку на ровной площадке, замерить давление в шинах Провести настройку света фар с учетом загрузки и накачать покрышки до нормального давления
При совершении маневров или включении аварийной сигнализации не работают указатели поворотов
В цепях поворотных указателей неисправны предохранители Проверить диагностику предохранителей с помощью тестера Заменить сгоревший предохранитель
Нарушен контакт в соединениях предохранителей Выполнить проверку качества соединений Отремонтировать соединения
Неисправность включателя аварийной сигнализации Провести диагностику с использованием «контрольки» или тестера Произвести замену неисправного выключателя «аварийки».
Не работает реле прерывателя указателей поворотов Провести диагностику с использованием «контрольки» или тестера Произвести замену неисправного реле
Постоянно горят указатели поворотов
Замкнуты контакты исполнительного реле прерывателя Провести диагностику с использованием «контрольки» или тестера Произвести зачистку контактов или, при необходимости, замену неисправного реле
Не светит контрольная лампа указателя поворотов
Не работает одна из ламп указателя поворота Проверить визуально или тестером Заменить нерабочую лампу
Нарушен контакт в соединениях, включая и «массу» контрольной лампы Проверить диагностику с помощью тестера Восстановить контакт
Рычаг переключения указателей поворотов не фиксируется или не перемещается
Разрушение посадочного места фиксатора рычага Провести осмотр после разборки При выявлении дефекта заменить деталь
Не происходит автоматическое выключение указателей поворотов после совершения маневра
Изношенный или разрушенный возвратный механизм включения указателей поворотов Провести осмотр после разборки При выявлении дефектов заменить переключатель
Стоп-сигнал не включается/не выключается
Неисправность включателя стоп-сигнала Провести диагностику с использованием «контрольки» или тестера При выявлении дефектов заменить включатель
Плохой контакт на соединениях Провести осмотр и диагностику с использованием «контрольки» Провести работу по восстановлению соединений
Неправильно выполнена регулировка включателя в процессе монтажа Провести диагностику с использованием «контрольки» или тестера Провести регулировку или замену включателя
Не переключается ближний/дальний свет фар
Окислены контакты переключателя Провести осмотр и диагностику с использованием тестера Выполнить разборку переключателя и зачистку контактов
Дефект переключателя Провести диагностику с использованием «контрольки» В случае необходимости произвести замену переключателя
Нити накала лам быстро перегорают
Слишком высокое напряжение бортовой сети Провести измерение выходного напряжения генератора Выполнить регулировку или замену реле-регулятора
Прослаблено крепление лампы в патроне Провести визуальный осмотр В случае необходимости произвести замену патрона

В процессе эксплуатации трактора необходимо проводить периодический контроль крепления сигнала и качества соединений электрооборудования.

 

В большинстве случаев сигнал устанавливается в передней зоне моторного отсека трактора, поэтому он испытывает постоянное воздействие агрессивной среды. Необходимо время от времени проводить очистку устройства от загрязнений, продувая его воздухом под давлением.

Почему не работает электрооборудование трактораПочему не работает электрооборудование трактора

Рассмотрим, почему не работает звуковой сигнал трактора, и приведем основные методы диагностики и устранения неисправностей:

Почему происходит поломка? Методы диагностики Способы ремонта
При нормальном напряжении в бортовой сети звуковой сигнал после включения не звучит
Подгорели или окислились контакты прерывателя Провести диагностику с использованием «контрольки» или тестера Очистить контакты и установить требуемый зазор между ними
Неисправность реле сигнала Провести осмотр и диагностику с использованием тестера Выполнить замену реле
Перегорел предохранитель в цепи сигнала Провести диагностику с использованием «контрольки» или тестера Заменить предохранитель
Окислились клеммы соединений Провести осмотр и диагностику с использованием тестера Выполнить зачистку клемм
Непостоянный или слабый звук сигнала при нормальном выходном напряжении генератора
Неисправность мембраны или резонатора Провести разборку и диагностику устройства При необходимости выполнить замену сигнала
Дефект крепления сигнала Провести визуальный осмотр Отремонтировать крепление

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся поломки контрольно-измерительных приборов. Их признаками выступают:

  • неподвижные стрелки манометра, термометра и датчика уровня топлива при включенном зажигании;
  • стрелки совершают резкие колебания и показывают неточные данные.

Как правило, причина неисправности контрольно-измерительных приборов заключается в разрыве цепи в результате перегорания предохранителя.

Если произошел обрыв проводки на участке от датчика до указателя, то при включении зажигания в указателях температуры тосола и давления масла стрелка до упора отклоняется влево от крайнего положения, а в показателе уровня дизтоплива — вправо за отметку «П» шкалы.

Скачки стрелок приборов и неточность показаний могут быть следствием плохого крепления наконечников проводов на клеммах датчиков или указателей.

Возможные неисправности в двигателе трактора

Причиной снижения производительности трактора чаще всего выступает падение мощности силовой установки. К этому могут привести различные факторы, которые условно разделяются на две группы: резкая потеря мощности и ее постепенное снижение на протяжении определенного периода эксплуатации трактора.

Постепенное падение мощности мотора

Такая проблема часто обусловлена неисправностями топливной системе, нарушением подачи дизтоплива (меняется качество, и количество топливной смеси).

Причины могут быть следующими:

  • нарушены регулировочные параметры ТНВД;
  • увеличивающийся износ плунжерной пары и/или форсунки;
  • сбиты настройки подачи топлива;
  • поломка привода ТНВД;
  • засорение топливного фильтра.

Неисправности воздушной и выхлопной систем:

  • загрязнение фильтра воздуха или воздухоочистителя;
  • нарушена проходимость выхлопной системы.

Неисправности силовой установки и ГРМ:

  • изношена поршневая группа;
  • сбиты метки ГРМ;
  • плохое прилегания клапанов и снижение компрессии в цилиндрах.

Поломки системы управления силовым агрегатом:

  • вышел из строя регулятор количества оборотов;
  • изношены подвижные соединения;
  • возвратная пружина педали управления потеряла свою упругость.

Резкое падение мощности силовой установки трактора

Если падение мощности мотора произошло резко, то причина, скорее всего, кроется в топливной системе, и связана с низким качеством или недостаточным объемом топливной смеси в камерах сгорания.

Причины такой поломки:

  • разгерметизация топливной системы, подсос воздуха;
  • поломка ТНВД;
  • неисправность форсунок;
  • засорение дренажа крышки бака топлива;
  • заправлен дизель низкого качества или с примесью воды;
  • заедают клапана и механизмы системы подачи топлива.

Возможные неисправности в двигателе трактораВозможные неисправности в двигателе трактора

Причиной внезапного снижения мощности мотора может быть нарушение правил эксплуатации двигателя, сроков техобслуживания или непрофессионального ремонта:

  • рычаги управления подачей топлива неправильно установлены или отрегулированы (возможно, сломан регулятор);
  • перегрев мотора;
  • неправильная установка механизма декомпрессии;
  • форсунки установлены недостаточно плотно.

Резкое снижение мощности мотора может быть следствием таких факторов, как:

  • пробита или прогорела прокладка головки блока;
  • поршневые кольца закоксовались или залегли;
  • трещина или обрыв поршня;
  • трещины блока цилиндров, головки блока или в одном из цилиндров.
Причина падения производительности определяется различными методами диагностики, многие из которых доступны даже в полевых условиях.

Чтобы определить причину резкого падения мощности мотора применяют следующие методы диагностирования неисправностей:

  • Визуальный осмотр агрегата на предмет заломов, протеканий, трещин, загрязнений, проверка воздушного фильтра и т.д.
  • Инструментальная диагностика двигателя с помощью измерительного оборудования (к примеру, устройства для проверки давления топлива, компрессии в цилиндрах и др.).
  • Прослушивание работы двигателя с помощью стетоскопа для выявления посторонних стуков и шумов.

Наличие глухого стука сразу после запуска двигателя указывает на увеличенную задержку воспламенения топливной смеси. Чаще всего такой звук в кривошипно-шатунном механизме появляется из-за неправильного момента подачи топлива.

Если двигатель работает достаточно жестко и постоянно слышен стук, то это может быть связано с неисправностью одной из форсунок. Похожие звуки в районе головки блока указывают на необходимость регулировки клапанов.

Другие варианты стука при работающем моторе могут быть следствием неисправностей кривошипно-шатунного механизма. Некоторые неисправности специалисты могут устранить даже, когда трактор находится в поле, но для качественного ремонта технику необходимо доставить в автомастерскую. Кроме того, для проведения ремонтных работ потребуется определенный комплект запасных деталей и расходных материалов.

Почему трактор дымит

Когда выхлопные газы меняют свой цвет, следует обратить внимание на техническое состояние трактора. Дым белого, черного, синего цвета или сизый выхлоп говорит о том, что следует провести диагностику техники, так как в скором времени она потребует ремонта.

Когда трактор не заводится, а из выхлопной системы идет белый дым, то можно говорить о достаточно серьезной поломке и дорогостоящем ремонте. Иногда трактористы, заметив белый выхлоп, считают, что двигатель работает нормально.

Можно ли продолжать эксплуатацию техники в этом случае?

Выхлоп белого цвета указывает на нарушение в работе мотора, топливной системы, подаче воздуха и масла. При таких неисправностях дальнейшая эксплуатация техники приведет к еще более серьезным поломкам.

Исключением здесь может быть только заправка трактора некачественным дизтопливом (большое содержание воды или различных примесей). Если после появления белого дыма из выхлопной системы компрессия мотора остается в норме, расход масла не увеличен и силовой агрегат не теряет мощности, то проблема именно с качеством топлива. После заправки качественного дизеля цвет выхлопа изменится.

В других случаях нужно провести углубленную диагностику мотора, чтобы выявить причину появления белого или синего дыма из выхлопной трубы и выполнить необходимый ремонт.

Ниже мы подробно рассмотрим некоторые варианты, когда трактор, укомплектованный дизельным силовым агрегатом, начинает дымить, а также предоставим подробное руководство, как выявить конкретные неисправности.

Почему трактор дымитПочему трактор дымит

Почему у трактора белый выхлоп?

Если белый дым из выхлопной трубы идет в зимнее время, то здесь нет особых причин для беспокойства. Это нормальное явление, так в данной ситуации речь идет о водяном паре.

Когда дизтопливо сгорает, то образуются конденсат, оседающий на стенках выхлопной трубы. В процессе прогревания мотора вода испаряется и создается впечатление, что идет белый дым.

Как отличить пар от белого дыма?

  • у водяного пара нет характерного запаха;
  • если под выхлопную трубу подставить какой-либо предмет, то на его поверхности будут появляться мелкие капли воды.

В такой ситуации не нужно приступать к ремонту двигателя, так как водяной пар не указывает на наличие неисправностей. Но, если белый выхлоп имеет посторонний запах, а мотор работает нестабильно и плохо запускается, нужно диагностировать неисправность.

Бывают случаи, когда белый выхлоп похож на водяной пар, но он не исчезает после прогревания двигателя. Такая картина указывает на некачественное топливо. Если дизтопливо содержит воду, то пар из выхлопной системы будет идти постоянно. Для устранения проблемы нужно залить солярку хорошего качества.

Белый дым из выхлопной трубы будет идти, если в цилиндры двигателя попадает охлаждающая жидкость (ОЖ). Причиной этого выступает изношенность прокладок впускного коллектора или головки блока цилиндров. Такая же картина будет наблюдаться в результате трещины в блоке. Этот случай будет связан с дорогостоящим ремонтом мотора. В некоторых случаях блок можно восстановить, но более надежный вариант – установка новой детали.

Диагностика такой неисправности проводится таким образом:

  • если открыть крышку расширительного бачка или основного радиатора системы охлаждения, то можно заметить наличие масляной пленки;
  • из бачка будут слышен запах отработанных газов;
  • жидкость в расширительном бачке пузырится;
  • после запуска мотора уровень ОЖ в расширительном бачке увеличивается, а после остановки двигателя — снижается;
  • в системе охлаждения присутствует повышенное давление (проверить это можно потрогав патрубки).
Если у трактора белый выхлоп, а мотор трясется при работе на холостом ходу, нужно произвести замену прокладки впускного коллектора и диагностику ГБЦ на наличие трещин.

Рассматривая различные причины белого выхлопа, следует провести проверку настроек момента впрыска солярки в цилиндры двигателя. При этом важно оценить не качество распыления дизтоплива (форсунками могут быть в полном порядке), а именно момент воспламенения. При запаздывании вспышки температура в камерах сгорания не повышается до требуемых значений, поэтому солярка не будет полностью сгорать.

Если момент вспышки топлива запаздывает, то выхлоп будет белым даже после прогревания мотора. Отметим, когда силовой агрегат троит, то это не обязательно должно сопровождаться его тряской. Возможно снижение мощности во всем диапазоне. При этом изменится чувствительность педали газа, а расход топлива вырастет.

Если белый выхлоп наблюдается как при холодном, так и при прогретом моторе, и повышается расход дизтоплива, возможно, следует произвести замену свечей накаливания и настроить момент впрыска.

Не запускается двигатель трактора, а из выхлопной системы идет белый дым в следующих случаях:

  • Техника простояла несколько месяцев, топливо закоксовалось в распылителях форсунок и полностью или частично не поступает в камеры сгорания. Белый дым выхлопа появляется вследствие неравномерного распыления дизтоплива или его загрязнения.
  • Плохой запуск мотора и белый выхлопной дым могут быть следствием работы силовой установки в зимнее время на летнем масле.
  • В морозную погоду вода в топливе может замерзать, что также способствует появлению белого выхлопного дыма и снижению мощности агрегата. Промерзание топливной системы приводит к нарушению процесса формирования нормальной топливной смеси, поэтому двигатель не будет заводиться. В таком случае из выхлопной трубы выходит насыщенный водяной пар, который отличается от белого выхлопа (основные отличия были описаны ранее). Чтобы прогреть систему подачи топлива можно использовать фен, горячий воздух от которого будет подаваться через впускной коллектор. В топливо, при этом, следует добавить авиационный керосин. Для предотвращения подобных проблем в зимнее время трактор следует оснастить устройством подогрева охлаждающей жидкости двигателя.
  • Причиной белого дыма и затрудненного пуска мотора может быть пусковой ток АКБ. В этом случае аккумулятор не создает частоту оборотов, необходимую для запуска двигателя, а в выхлопной системе формируется водяной пар.

Почему из выхлопной трубы идет синий дым?

Причины голубоватого дыма из выхлопной системы:

  • моторное масло попадает в камеры сгорания;
  • изношены детали поршневой группы (способствует проникновению масла в камеры сгорания);
  • задержка впрыска дизтоплива.

Почему из выхлопной трубы идет синий дым?Почему из выхлопной трубы идет синий дым?

Иногда синий выхлоп может свидетельствовать о том, что скоро машина будет выбрасывать уже черный дым. Если выхлопные газы серые, а не синие, это может указывать на начальную стадию дефектов. С течением времени проблемы усугубляются и дым становится черным.

Если причина синего выхлопа связана с задержкой впрыска топлива, необходимо произвести регулировку ТНВД. Отработанные газы будут иметь наиболее яркий синий оттенок на непрогретом двигателе. Когда рабочая температура мотора поднимется, выхлоп становится светлее, а сизый оттенок иногда исчезает полностью.

Симптомы в виде синего дыма из выхлопной трубы, тряски двигателя и последующего изменения цвета выхлопных газов после прогрева, могут свидетельствовать о необходимости коррекции начала впрыска топлива.

Если из-за низкой компрессии двигателя температура в конце такта сжатия не повышается до необходимого уровня, то из трактора будет идти синий дым. Это связано с тем, что дизтопливо не сгорает полностью. По мере того, как двигатель нагревается, общая температура повышается, и топливо начинает сгорать в большем объеме. Следовательно, при износе поршневой группы, синий дым будет более заметен при запуске мотора, а после его прогрева оттенок выхлопных газов станет светлее.

Если трактор при запуске на холодную выделяет синий или сизый дым из выхлопной системы, но после прогрева ситуация нормализуется, то следует диагностировать причину снижения компрессии, и заменить износившиеся детали поршневой группы.

Еще одной потенциальной причиной сизо-синего дыма может быть засорение фильтра тонкой очистки либо износ ТНВД. Если фильтр тонкой очистки засорен или насос высокого давления неисправен, то объем подачи дизтоплива сократится. В результате поршень впрыска будет срабатывать раньше положенного, что вызовет задержку поступления топлива, описанную ранее.

Тракторы, которые выделяют синий дым из выхлопной системы из-за проникновения масла в камеры сгорания, создают больше проблем своим владельцам. Особенно, если к указанным симптомам добавляется повышенный расход масла. Есть две возможные причины, по которым масло может попасть в двигатель:

  • оно залито выше верхнего уровня;
  • детали маслопровода имеют дефекты, поэтому контур потерял герметичность.

В большинстве случаев возникают проблемы в результате залегания компрессионных и маслосъемных колец. Они теряют свою упругость и не способны плотно прилегать к стенкам цилиндров, что в результате приводит к пропусканию моторного масла.

Если выхлоп трактора постоянно имеет синий цвет, снижается мощность и увеличивается расход масла, то необходимо проверить его уровень на щупе и не допускать его поднятия выше верхней отметки. Кроме того, нужно заменить маслосъемные кольца и провести дефектовку цилиндропоршневой группы.

Почему у трактора черный выхлопной дым

Черный дым всегда свидетельствует о неполном сгорании дизтоплива.