Логотип Центр Технического обслуживания
12.07.2023 Трактор
6833
Время чтения: 14 минут

Почему греется трактор: причины и последствия

Сохранить статью:

Почему греется трактор? Причин у этого явления может быть несколько: неисправности системы охлаждения, забитый радиатор, поломка двигателя или нарушения правил эксплуатации самой техники.

На что обратить внимание? Причину перегрева двигателя необходимо выявить как можно скорее, иначе есть риск полного выхода агрегата из строя. Также важно следить за температурой гидравлики, перегревание которой не менее опасно.

 

 

Опасность перегрева двигателя трактора

Почему нужно срочно принимать меры, если в процессе работы греется трактор? Перегрев приводит к серьезным поломкам деталей техники, так как они не рассчитаны на работу в условиях высоких температур. Особенно серьезными последствиями это грозит силовому агрегату. Отметим, что перегрев является наиболее распространенной причиной поломки двигателя. После этого мотору потребуется частичный или капитальный ремонт, что приведет к длительному простою трактора и большим финансовым расходам.

Опасность перегрева двигателя трактораОпасность перегрева двигателя трактора

Провести диагностику и обслуживание следует и в случаях чрезмерного нагрева других узлов или систем трактора. Высокие температуры приводят к потере эластичности и растрескиванию различных прокладок, сальников, патрубков и т.д. Следствием перегрева являются протекания технических жидкостей, потеря маслами своих смазывающих свойств, а также повышенный износ металлических запчастей. Еще больше вреда может принести высокотемпературное размягчение металла (к примеру, могут деформироваться поршни двигателя).

Риск серьезных поломок возникает как при длительной работе трактора с незначительным превышением допустимых температур, так и при кратковременном, но существенном перегреве.

Перечислим основные последствия, к которым может привести нагрев мотора МТЗ-80, МТЗ-82 и других видов сельхозтехники:

  • появление черного или сизого дыма из выхлопной трубы;
  • деформация поршней;
  • нарушение геометрии цилиндров;
  • трещины в ГБЦ;
  • нарушение герметичности прокладок, уплотнителей, колец и сальников;
  • протекания технических жидкостей вследствие нарушения герметичности систем;
  • разрушение коленчатого вала.

Последствия перегрева двигателя могут быть разными. При незначительном повышении рабочей температуры (к примеру, до 105 °C) не происходит резких и значительных поломок силового агрегата. Чтобы ситуацию можно было исправить небольшим ремонтом, следует своевременно реагировать, когда трактор начинает греться.

При сильных перегревах (110-120 °C) на протяжении длительного времени происходят критические поломки мотора. В этом случае могут меняться только сроки выхода агрегат из строя. При оптимистичном сценарии нужно будет заменить головку блока цилиндров, коленчатый вал и ряд других деталей двигателя. Наихудший прогноз связан с полной заменой силового агрегата, который не подлежит ремонту.

Причины перегрева двигателя трактора

Забит радиатор системы охлаждения

Для нормальной работы двигателя большое значение имеет радиатор. Он отвечает за охлаждение антифриза, циркулирующего в системе.

Частой причиной, почему греется трактор, является засорение радиатора, которое в итоге приводит сначала к быстрому нагреванию мотора, а после и к его перегреву.

Рубашка охлаждения силового агрегата представляет собой каналы в блоке цилиндров, по которым проходит антифриз.

Причины перегрева двигателя трактораПричины перегрева двигателя трактора

Недостаточный уровень антифриза

Если двигатель постоянно перегревается, это может указывать на недостаток жидкости в системе охлаждения. Всегда проверяйте уровень антифриза перед запуском трактора.

В случае если требуется долив, используйте только тот тип охлаждающей жидкости, который залит в систему.

Засорение шлангов и патрубков

Грязные шланги, по которым циркулирует антифриз, могут стать причиной перегрева как новых, так и подержанных тракторов.

Для обеспечения бесперебойной работы системы охлаждения важно поддерживать ее чистоту и не допускать попадания пыли и грязи.

Выход из строя термостата

Неисправность термостата может привести к нарушению работы системы охлаждения. В результате мотор будет перегреваться, что приведет к деформации головки блока цилиндров и другим серьезным поломкам мотора.

Чтобы проверить работоспособность термостата, снимите его и поместите в кипящую воду. Если положение его рабочей части не меняется, деталь необходимо заменить.

Недостаточный уровень масла (масляное голодание)

Детали двигателя выделяют много тепла в процессе работы. Моторное масло смазывает их, снижая трение, что помогает охладить силовой агрегат.

Масляное голодание может привести к повреждению движущихся частей мотора и чрезмерному выделению тепла.

Нарушение работы водяного насоса

К перегреву двигателя может привести и поломка водяного насоса (помпы), перекачивающего охлаждающую жидкость.

Дефект прокладки ГБЦ

Между головкой и блоком цилиндров находится прокладка, повреждение которой может стать причиной смешивания масла и охлаждающей жидкости.

Смазка в системе охлаждения может вызвать перегрев двигателя. Длительная работа мотора в этом случае приведет к серьезной поломке и дорогостоящему ремонту.

Хит продаж

Трактор Lovol Foton TB-504 GIII
Мощность, л.с. 50
Дорожный просвет, см 31
Размер задних колес : 12,4"-28"
Минитрактор Уралец-2204 (4×4)
Колесная формула: 4х4
Мощность, л.с. 24
Гидроусилитель руля Да
Трактор СКАУТ TB-804С
Двигатель Laidong kM4100ZT4-53 (Stage II)
Мощность, л.с. 80
Тип коробки передач Механическая
Трактор колесный ULAN-RT 1304
Мощность 130 лс
Тип привода Полный привод, 4WD
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5150*2285*3190
Трактор колесный ULAN-RT 2204
Мощность, л.с. 220
Максимальный крутящий момент, Нм 1110 Нм/1400 об/мин
Количество цилиндров 6-и цилиндровый, рядный
Минитрактор Уралец-224 (4×4)
Колесная формула: 4 × 4
Тип охлаждения: Жидкостная
Габариты (ДхШхВ), мм 2410x1300x1970 мм
Трактор LOVOL TB 754 (XPRO)
Модель двигателя A4K43T75
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя 75 л.с.
ТРАКТОР LOVOL FOTON TB-604 III
Мощность двигателя, л.с. 60
Тип двигателя дизельный
Охлаждение Жидкостное
Трактор СКАУТ ТЕ-504С с ходоуменшителем
Конструкционный вес, без навесного оборудования, кг 2100
Тяговое усилие на крюке, кН 7,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TE" с понижающим редуктором
Трактор SCOUT SERIES TD
Кабина SCOUT SHKE TD
Количество камер 4
Количество передач (3F+1R) x 2 x 4
Минитрактор Уралец-254
Трансмиссия 4х4
Модель двигателя LL-385ВТ
Количество цилиндров 3
Трактор СКАУТ TY-254С
Тяговое усилие на крюке, кН 5,8
Тип коробки передач Механическая КПП "TY" с боковым переключением передач
Количество передач (4F + 1R) x 2
Трактор SCOUT series TC
Модель двигателя SC7H180G3 Stage 3
Мощность, л.с. 180
Тип шасси "TC" 16F + 8R с синхронизакторами
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26С Mit 4x4 HST STD agri 6.00-12 / 8.3-20 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16.5
Количество гидровыходов : 2
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 16 4x4 6+2 STD agri 5-12 / 8-18 (c ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,4
Производительность насоса, л/мин 12 
Количество гидровыходов : Нет
Трактор СКАУТ TB-904С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Количество передач 12F + 12R
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 60GС A/С 4x4 12+12 Carraro Radial аgri 280-70R18 / 360-70R28 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 1,6
Производительность насоса, л/мин 45 
Количество гидровыходов : 4 + гидровыход на тормоз прицепа
Трактор Solis-Gold | Солис-Голд 26 Mit 4x4 9+9 Industrial 23X8,5-12 / 33X15,5-16,5 (с ПСМ)
Тяговый класс трактора 0,6
Производительность насоса, л/мин 16,5
Количество гидровыходов : 2
Минитрактор СКАУТ TB-604С
Тяговое усилие на крюке, кН 15,1
Количество передач 12F + 12R
Тип коробки передач Механическая реверсивная КПП "TB"
Перейти в каталог

Неправильный подбор антифриза

Производители двигателей для тракторов подбирают определенный тип охлаждающей жидкости, исходя из конструктивных особенностей конкретного агрегата. Во избежание проблем с перегревом мотора необходимо строго соблюдать заводские спецификации.

Неправильный подбор антифризаНеправильный подбор антифриза

Неправильная работа датчика температуры на панели трактора

Если индикаторы на приборной панели не функционируют, тракторист не сможет контролировать температуру двигателя, а в случаях, когда трактор греется и продолжает работать без остановки, поломка мотора неизбежна.

Несоблюдение требований по эксплуатации трактора

Перегрев двигателя нередко возникает по причине ошибочного выбора навесного оборудования, не соответствующего мощности трактора (длительная работа на пониженных передачах способствует ускоренному нагреву мотора).

Несоблюдение требований по эксплуатации трактораНесоблюдение требований по эксплуатации трактора

Что делать при перегреве двигателя трактора

Если двигатель трактора греется, выполните следующие действия:

Проверьте уровень охлаждающей жидкости

Если уровень охлаждающей жидкости из-за нерегулярного обслуживания слишком низкий, необходимо долить антифриз до рекомендуемого уровня. А в случае утечки следует найти и устранить проблему. Возможно, придется заменить шланги, прокладки и др.

 

Замените масляный фильтр и залейте подходящее для сезона масло

В целях экономии средств трактор неправильно готовят к сезонным работам и эксплуатируют его с использованием моторного масла, не подходящего для высоких температур. Это является одной из множества причин его перегрева.

На тракторах МТЗ рекомендуют проводить замену масла каждые 500 мото-часов (ТО-2). В картер необходимо залить 12 литров.

Во избежание перегрева двигателя МТЗ рекомендуется использовать моторное масло SAE 15W-40 вместо камазовского, указанного в эксплуатационных паспортах на старые модели.

В жаркую летнюю погоду выбирайте смазывающую жидкость, которая сохраняет свою вязкость при температуре 40-50 °C. Также помните, что металлические части кузова могут сильно нагреваться. Кроме того, температура под корпусом всегда на 3-5 °C выше температуры окружающей среды.

Ежедневно проверяйте объем охлаждающей жидкости и масла перед началом работы.

Почистите радиатор

Как мы отмечали ранее, еще одна причина перегрева трактора – загрязнение радиатора. Необходимо убрать сухие остатки мусора снаружи и налипания грязи изнутри.

С помощью воздушного компрессора удалите загрязнения и пыль с решетки радиатора. Если грязи слишком много, снимите радиатор и очистите решетку, используя мойку под высоким давлением или трамбовку.

При работе в пыльных или ветреных районах эта деталь может быстро засориться и привести к перегреву двигателя даже при постоянном обдуве. Чтобы этого не произошло, радиаторную решетку можно заменить на мелкоячеистую сетку. В качестве альтернативы радиатор можно закрыть грубой тканью.

Основной причиной перегрева таких тракторов, как МТЗ-80 и 82, являются внутренние отложения в системе охлаждения. Ее следует очищать каждые 2000 мото-часов. Наиболее простой и безопасный метод очистки радиатора заключается в следующем: добавьте водный раствор кальцинированной соды (на 1 л чистой воды 50 г соды) в 1 л керосина. Впрысните эту смесь в систему охлаждения трактора. Для полной очистки машина должна работать в течение 8-10 часов. Затем происходит слив чистящего раствора, а система охлаждения промывается водой.

Никогда не применяйте для очистки сильные кислоты. Они прекрасно справляются с отложениями, но могут разрушить тонкие стенки радиатора.

Иногда недостаточно объема радиатора охлаждения для нормальной работы системы. Тогда его нужно заменить.

Почистите радиаторПочистите радиатор

Замените термостат

Еще одной частой причиной перегрева трактора МТЗ является поломка термостата. Он не подлежит ремонту и в случае выхода из строя должен быть заменен.

На неисправность термостата указывают следующие признаки:

  • греется дизельный мотор;
  • двигатель не прогревается должным образом;
  • температура падает при работающем двигателе и повышается при его остановке;
  • когда дизель прогревается, растут показания температуры мотора, но нижний патрубок холодный.

Чтобы убедиться, что причиной перегрева двигателя трактора является термостат, нужно выполнить следующие операции (без разборки):

  • закрыть термостат;
  • завести двигатель;
  • через пару минут после запуска мотора проверить патрубок, который идет к радиатору. Он должен оставаться холодным;
  • если температура двигателя поднимается до 90 °C, патрубок должен быть горячим.

Если патрубки нагреваются сразу после запуска двигателя или не греются после достижения рабочей температуры, следует разбираться с термостатом.

Тракторы часто оснащаются дублирующими температурными датчиками для обеспечения точности показаний.

Замените датчик антифриза

Причиной перегрева трактора может выступать и датчик антифриза. Измерительные устройства, которыми комплектуется такая техника, не всегда надежны. Владельцы тракторов МТЗ-80, 82, 1221 и 892 часто жалуются, что датчики засоряются, их показания неточны и они быстро выходят из строя. Новые запчасти также не отличаются надежностью и имеют высокую стоимость.

Избавиться от этой проблемы можно путем установки дублирующих датчиков охлаждающей жидкости с индикаторами температуры других брендов, например, ИТ4-К.

Продиагностируйте помпу

После проверки всех возможных причин перегрева трактора МТЗ, не требующих разборки, можно приступать к переборке и диагностике различных узлов. Начните с помпы системы охлаждения.

В первую очередь следует проверить ремень помпы. Он должен быть натянут так, чтобы при сильном нажатии не было прогиба более чем на 2 см. Если ремень ослаблен, его рекомендуют подтянуть, а при наличии следов износа – заменить.

Затем проверьте клапан на крышке заливной горловины. Когда жидкость нагревается, через него выходит пар. Если он заблокирован, давление в системе не сбрасывается, что приводит к повреждению деталей водяного насоса.

Продиагностируйте помпуПродиагностируйте помпу

На неисправность помпы при перегреве двигателя трактора указывают следующие признаки:

  • утечка охлаждающей жидкости из дренажного отверстия;
  • посторонние звуки и вибрации во время работы насоса;
  • громкий шум.

Замените вентилятор системы охлаждения

Хлипкий вентилятор также может быть причиной, почему греется двигатель трактора. Четыре оригинальные лопасти не могут эффективно охладить радиатор. В тех случаях, когда температура двигателя не слишком высокая (до 95 °C) и исключены другие причины перегрева, стоит заменить вентилятор на более мощный. Есть варианты этой детали с шестью или восемью лопастями. Также рекомендуется установка пластикового вентилятора вместо оригинального металлического.

Осуществите ремонт двигателя

Изношенные детали мотора трактора могут быть причиной его перегрева. Если вышеперечисленные неполадки были исключены, нужно разобрать двигатель и проверить его на наличие дефектов. Проблема может быть вызвана износом и повреждениями головки блока цилиндров, прогоревшими прокладками и т.д.

Почему греется гидравлика трактора

Все гидравлические системы имеют определенную тепловую мощность (выделяют некоторое количество тепла). Если все работает нормально, то поддерживается баланс между количеством выделяемого и подводимого тепла. Но при наличии неисправности в системе равновесие нарушается. В результате температура гидравлической жидкости повышается (номинальный показатель составляет 50–60 °C).

Если все эти параметры соответствуют норме, теплоотвод обеспечивается эффективно, но при их нарушении происходит перегрев системы.

Чтобы снизить температуру применяются разные методы (чаще всего воздушное или водяное охлаждение).

Почему греется гидравлика трактора? Чаще всего это связано с потерей энергии, которая вызвана следующими причинами:

  • неисправностью разгрузочного клапана;
  • загрязнением теплообменника;
  • забитостью масляных фильтров;
  • заклиниванием гидравлического цилиндра или двигателя.

Подобные проблемы можно выявить в ходе визуального осмотра. При наличии соответствующего опыта и навыков устранить их не очень сложно.

Чем опасны ситуации, когда греется гидравлика трактора? С повышением рабочей температуры вязкость масла падает, повышается его текучесть и начинаются процессы окисления. Кроме того, возрастает вероятность образования различных отложений в виде смол. При температурах более 80 °C разрушается структура масла, оно начинает протекать.

Чтобы охладить систему, необходимо снизить потери энергии. Для этого проводятся различные мероприятия, характер которых определяется исходя из причины перегрева.

Например, в случае падения давления в системе, которое сопровождается повышением ее рабочей температуры, необходимо продиагностировать рукав. Если его диаметр меньше, чем предусмотрено производителем, то перегрев происходит в результате снижения пропускной способности, что приводит к потере мощности.

Важно также правильно провести расчеты характеристик теплообменника (водяного или воздушного), обеспечивающего рассеивание тепловой энергии. К примеру, для гидравлической системы в 100 кВт и КПД = 80 % необходимо обеспечить отдачу 20 кВт тепла.

Устранение указанных выше проблем параллельно с монтажом теплообменника требуемой мощности защитит масло от перегрева и будет способствовать надежной работе агрегата.

Отметим еще раз: чтобы избежать перегрева трактора или серьезных неисправностей, которые приведут к его длительному простаиванию, следует проводить плановый осмотр и своевременное техническое обслуживание техники.