Зачем? Проверить трактор нужно обязательно перед покупкой, если речь идет про подержанную технику. Пренебрежение может обернуться встречей с мошенниками, приобретением сломанной либо ворованной машины.
Как? Проверка подразумевает два этапа – визуальный и документальный. В первом случае нужно осмотреть трактор от колес до крыши, а во втором – перепроверить подлинность его документов. Немаловажно перепроверить данные техники по базам ГИБДД и судебных приставов, вдруг на ней числятся штрафы или наложен арест.
В этой статье:
Риски покупки проблемной техники и их сокращение
Эксплуатация спецтехники сопряжена со многими рисками:
- контрабанда;
- применение контрафактных комплектующих;
- самовольное внесение изменений в конструкцию;
- продажа техники, восстановленной после значительных повреждений;
- торговля крадеными тракторами по поддельной документации;
- сбыт ТС с ограничениями в регистрационных действиях и обременениями.
Можно обезопасить себя при покупке транспортных средств специального назначения, если соблюдать эти правила:
Внимательно проверяйте сопроводительную документацию
ГИБДД подтверждает, что по статистике доля спецтехники в общем объеме угоняемых транспортных средств в России составляет около 15%. Как правило, преступники перегоняют и сбывают украденные авто в других регионах. Поэтому необходимо убедиться, что документы подлинные.
Не принимайте участия в сомнительных сделках
Даже если назначена низкая цена и предлагаются другие льготные условия, но продавец не дает согласия на составление договора купли-продажи, отказывается от оформления акта приема-передачи и просит оставить часть суммы в виде залога, то от такой сделки стоит отказаться. Конечно, имеется практика внесения аванса, но это больше характерно для покупки недвижимости. И все транзакции в обязательном порядке фиксируются юридически. Должен составляться договор с перечислением всех условий и обстоятельств передачи денежных средств.
Проверяйте техническое состояние
Как проверить трактор на наличие дефектов? Очевидно, чем крупнее транспортное средство, тем больше времени понадобится на осмотр. Возможно, продавец намерено скрывает поломки, маскируя разными методами. Порой выявить их можно будет только при эксплуатации. Для обнаружения скрытых неисправностей лучше всего произвести техническую экспертизу с привлечением профессионалов, которые составят дефектную ведомость. Помните: если добросовестному продавцу нечего скрывать, то он не будет чинить препятствия долгому осмотру спецтехники.
Следите за ценами
Проведите сравнительный анализ стоимости единицы техники на разных площадках, чтобы узнать средние расценки и не допустить переплаты. Это также поможет сформировать мнение о том, как косвенно проверить трактор на юридическую чистоту. Если продавец реализует заведомо приличную технику по бросовой цене, то тут явно не всё чисто с точки зрения закона.
Рассматривайте варианты приобретения в других регионах
Несмотря на логистические проблемы, бывает так, что купить технику в другом городе будет выгоднее. Не игнорируйте такие предложения, лучше воспользуйтесь для проведения осмотра услугами профессионала: он не только знает, как проверить трактор на залог и арест, но и вышлет вам подробный отчет технического состояния с фото- и видеоматериалами.
Риски покупки проблемной техники и их сокращение
Вероятность получить проблемы при покупке подержанной техники есть всегда. Но снизить ее можно, если ответственно подойти к проверке.
Проверка документов на трактор
Начинать проверку транспорта следует с тщательного изучения документов. Так как участились случаи сбыта трактора по фальшивому ПТС, нужно проверить паспорт по базе Гостехнадзора. На что надо обратить внимание:
- Сведения, содержащиеся в ПТС и СТС, должны быть идентичными. Сличите цифры VIN, государственного номера, модели и марки, данные Ф.И.О. владельца.
- Если паспорт помечен как «дубликат», то узнайте причину замены документа.
- Фамилия, имя, отчество собственника должны совпадать с записями в ПТС и СТС. Попросите у продавца паспорт и проверьте данные.
- Изучите ПТС. Неплохо для подтверждения подлинности иметь специальное ИК-устройство для просвечивания. На паспорте технического средства должны находиться защитные водяные знаки и отсутствовать потертости и следы исправлений. Проверьте также качество печатей.
Самым лучшим вариантом при покупке будет обратиться к юристу, который знает, как профессионально проверить трактор в Гостехнадзоре, и поможет обойти множество подводных камней при оформлении сделки.
Хит продаж
Как проверить подержанный трактор перед покупкой
Техника, уже побывавшая в работе, требует особой проверки технического состояния. Придерживайтесь изложенных ниже рекомендаций по оценке эксплуатационных качеств, и вы сможете сформировать мнение о справедливой цене и снизить риск приобретения откровенного хлама, на ремонт которого потребуются дополнительные финансовые вложения.
Внешний осмотр
Один из главных этапов проверки, при котором визуально определяются возможные дефекты, прежде всего – механического характера. Нужно обращать внимание на целостность корпусов агрегатов трансмиссии, блока цилиндров, впускных и выпускных коллекторов. Например, если на поддоне картера обнаружены потеки масла, то это может свидетельствовать о неисправности прокладки или нарушении герметичности корпуса.
Как проверить подержанный трактор перед покупкой
Проверка работы трансмиссии
Муфта сцепления и все передачи КПП проверяются при работающем двигателе.
Необходимо проверить работу трактора с включенным передним мостом.
Любые нехарактерные шумы, вибрация, течь масла свидетельствуют о серьезных неисправностях трансмиссии. Контролируется правильная работа привода вала отбора мощности на всех режимах, а также переключение скорости его вращения.
Оценка остаточного ресурса двигателя
Информацию о ресурсе двигателя трактора отображает счётчик часов работы. По инструкции производителей специальной техники, средний моторесурс наработки двигателя на отказ составляет 10 тысяч часов. Узнав интенсивность эксплуатации и сравнив с данными счетчика, можно произвести примерную оценку остаточного ресурса мотора. Следует уточнить, что у владельца есть возможность манипулировать показаниями измерительного прибора. В этом случае о достоверности прогноза не может быть и речи.
Внешний осмотр двигателя также поможет определить его состояние: следы масла между блоком цилиндров и головкой свидетельствуют о пробое прокладки; обильный нагар в окнах выпускного коллектора или выброс масла через выхлопную трубу говорит об износе ГРМ или КШП, залегании компрессионных и маслосъёмных поршневых колец. Все эти симптомы подтверждают неважное техническое состояние трактора.
Маркеры состояния двигателя в заведённом состоянии
Низкая компрессия может означать износ деталей кривошипно-шатунного механизма и свидетельствовать о малом остаточном ресурсе двигателя.
Повышенное давление (5–6 атмосфер), зафиксированное при работе непрогретого мотора, может сигнализировать о том, что владелец произвел регулировку перепускного клапана в смазочной системе с целью обмана покупателя, чтобы скрыть недостаточное давление на холостом режиме. Это, как правило, приводит к быстрому заклиниванию двигателя из-за недостаточной смазки ответственных деталей.
Маркеры состояния двигателя в заведённом состоянии
Прорыв выхлопных газов в картер говорит о сильном износе цилиндропоршневой группы ДВС. Как минимум, это приведет к значительному снижению мощности.
Оценка мотора, работающего под нагрузкой
По черному дыму и выхлопным газам с синим отливом параллельно с ростом температуры нагруженного двигателя можно сделать заключение о плачевном состоянии топливной системы и ГРМ. Остаточный ресурс такого ДВС невелик.
Надежность
Этот параметр техники зависит от целой совокупности факторов: модели и марка трактора, наличия сервисных центров, доступности комплектующих и запасных частей, условий эксплуатации и т.д. При выборе транспорта нужно, прежде всего, исходить из целей: для чего приобретается техника, какая интенсивность нагрузки на единицу ТС предполагается, есть ли ремонтные мастерские, в которых можно проводить периодические ТО. Затем следует изучить предложения рынка с учетом всех сильных и слабых сторон каждой из имеющихся в продаже моделей, подходящих под ваши условия эксплуатации.
Доступность технического обслуживания систем
Немаловажным фактором при приобретении трактора является сопоставление своих возможностей по содержанию его в работоспособном состоянии и стоимости эксплуатации конкретной модели и ее распространенности.
В последнее время видно стремление производителей применять в конструкции ТС широкого тягового класса электрогидравлических приводов с электронным управлением. Делается это для повышения комфорта. Особенно этот тренд характерен для западных конструкторов. Для крупных предприятий, эксплуатирующих десятки сверхмощных тракторов, это имеет смысл: они обладают мощной материально-технической базой для содержания и ремонта сложного подвижного состава.
Однако для отечественных владельцев тракторов средней и малой мощности все эти излишества приводят к значительному удорожанию обслуживания техники, потому что в случае любой проблемы приходится обращаться в сервисы, услуги которых весьма недешевы.
Иными словами, для обеспечения высокого уровня технической готовности нет никакой необходимости в покупке слишком дорогих машин, напичканных новомодными электронными игрушками, если нет возможности проводить качественное обслуживание, да еще на фоне почти полного отсутствия доступа к оригинальным узлам и запчастям.
Доступность технического обслуживания систем
При выборе следует находить разумный компромисс между ремонтопригодностью в полевых условиях и насыщенностью электронными системами.
Ремонтопригодность
Под этим термином понимается степень доступности проведения ремонтных работ для восстановления эксплуатационных свойств транспортного средства без применения сложного специального оборудования с минимальными трудозатратами и наличием недорогих комплектующих и запасных частей.
Очень важный фактор – унификация агрегатов и узлов с другими марками и моделями тракторов. Это значительно упрощает поиск и замену отказавшего оборудования и позволяет оперативно проводить ремонт, сокращая время простоя.
Проверка номерных узлов трактора
Очень часто для своих нужд отечественные представители малого бизнеса приобретают подержанную технику, иногда представляющую собой конструкцию, собранную из разномастных узлов. Говорить о надежности такого трактора будет несколько самонадеянно.
Поэтому, как водится, прежде всего перед покупкой трактора следует проверить соответствие пономерам, нанесенным на отдельные узлы машины. Необходимо сличать маркировку с информацией, указанной в документации (ПТС, справке-счете, договоре и т.п.) Если все в порядке, то потом не будет проблем при постановке на учёт в Гостехнадзоре.
Проверка трактора на ограничения
Расскажем подробнее, как проверить трактор на ограничения, которые создают препятствия при переоформлении транспортного средства. Они могут быть применены в следующих случаях:
- Суд вынес решение о запрете на продажу ТС, указав в качестве причины раздел имущества. Эта ситуация возникает при наличии у трактора двух и более собственников.
- Происходит наложение ограничения судебными приставами, если у владельца спецтехники есть непогашенная задолженность. Трактор выступает в качестве залога до полного внесения владельцем необходимой суммы.
- Таможенные органы накладывают ограничения при нарушении правил и порядка процедуры ввоза ТС из других государств. Запрет может быть снят после устранения всех отступлений от нормы.
- ГИБДД могут ввести санкции на транспортное средство при подозрении на его использование при совершении преступного деяния. Переоформить спецтехнику в течение всего периода следствия будет невозможно.
Проверка трактора на ограничения
Как проверить трактор на штрафы и ограничения? Это можно сделать, посетив официальный сайт ГИБДД. Для этого потребуется идентификационный номер транспортного средства (VIN), указанный в ПТС. Узнать код можно также при осмотре спецтехники либо у владельца, ее продающего. Если собственник по каким-то причинам уклоняется от предоставления этих сведений, то это может быть свидетельством наличия юридических проблем.
Порядок проверки на сайте ГИБДД:
- Выбрать пункт «Проверка автомобиля».
- Ввести VIN.
- Нажать в каждом пункте «Запросить проверку». В последней позиции и находятся ограничения.
Если на ТС наложены санкции, то можно будет ознакомиться с информацией обо всех условиях ограничений (наименование органа и дата).
Проверка техосмотра на трактор
Когда транспортное средство проходит технический осмотр, результаты аккумулируются в базе данных Гостехнадзора. Уточним, что услуга доступна не во всех регионах России. Чтобы проверитьтрактор, можно сформировать запрос какпо госномеру, так и по данным паспорта ТС и свидетельству о его регистрации.
Чтобы получить интересующие вас сведения, необходимо зайти на сайт технологического портала Минсельхоза России и в левой части страницы нажать на «Запрос сведений». В сервисе можно узнать техническое состояние трактора, убедиться в отсутствии серьезных неисправностей. На этом же портале можно ознакомиться со всеми ограничениями, но для этого нужно быть владельцем транспортного средства.
Проверка трактора на залог, арест, обременения
Не только ГИБДД уполномочен накладывать ограничения на транспортные средства. Для отказа в переоформлении спецтехники могут быть и другие основания:
- Арест. Судебные приставы вправе применить эту санкцию для взыскания имущества в счет погашения задолженности.
- Залог и обременение. Кредитные учреждения могут рассматривать транспортную единицу как обеспечение выплаты по кредиту.
При всех этих ограничениях продать трактор невозможно. В случае совершения сделки техника будет конфискована, если ее собственник откажется выполнять свои обязательства по займу.
Поведаем подробнее, как проверить трактор на арест. Все сведения о залоговом имуществе находятся в базе данных Федеральной нотариальной палаты. Получить необходимую информацию можно в реестре залогов:
- Выбрать пункт «Найти в реестре».
- Затем найти «По информации о предмете залога».
- Ввести идентификационный номер транспортного средства и подтвердить нажатием кнопки «Найти».
Уточним, что запрошенные сведения можно и не получить, потому что банки не обязаны предоставлять информацию об имуществе.
Проверка трактора на залог, арест, обременения
В этом случае можно попробовать определить статус транспортного средства, выяснив наличие у собственника непогашенных задолженностей. Искать их следует на сайте ФССП (судебные приставы):
- На главной странице в поисковом поле ввести Ф.И.О. владельца ТС и нажать «Найти».
- Заполнить капчу.
- Посмотреть результаты.
Важно знать, что из факта нахождения собственника в базе данных приставов следует, что имущество находится под арестом.
Следовательно, при покупке трактора необходимо учесть множество факторов, чтобы не понести напрасных материальных потерь. При совершении покупок всегда нужно быть очень внимательным и не совершать опрометчивых поступков.