Что это такое? Блокировка трактора – устройство, которое не дает одному из ведущих колес вращаться при движении. Это особенно важно в сложных условиях, таких как мягкая грязь, порошкообразный снег или неровная земля.
Как работает? Дифференциал работает, распределяя мощность на ведущие колеса трактора в зависимости от ситуации. Это позволяет каждому колесу вращаться со своей скоростью, обеспечивая при этом отличное сцепление с дорогой.
В этой статье:
Преимущества использования блокировки дифференциала трактора
Блокировка дифференциала трактора представляет собой механизм, объединяющий ведущие колеса для обеспечения равномерного вращения и повышения проходимости по бездорожью. Применение данного устройства позволяет решать ряд важных задач благодаря:
Повышению сцепления с поверхностью
При включении блокировки дифференциала на трехосных тракторах ведущие колеса вращаются с одинаковой скоростью, обеспечивая хорошее сцепление с поверхностью. Это техническое решение дает возможность успешно выполнять работу даже при наличии грязи, снега и неровностей.
Увеличению проходимости трактора
Заблокированный дифференциал заметно улучшает тяговые характеристики машины. Даже при утрате одним ведущим колесом сцепления с поверхностью благодаря блокировке мощность перекидывается на другое. Трактор при этом продолжает полноценно выполнять работу.
Повышению безопасности
Применение блокировки дифференциала делает передвижение на тракторе более безопасным. На скользких участках ведущие колеса нередко утрачивают сцепление с дорожным покрытием. Машина при этом на некоторое время становится неуправляемой. Блокирование перераспределяет тяговое усилие, позволяя вернуть утраченный контроль и обеспечивая безопасность.
Тяговым характеристикам
Блокировка дифференциала – важная функция, благодаря которой в полной мере проявляются тяговые возможности тракторной техники. Перекидывая весь крутящий момент на одно из ведущих колес, этот механизм способствует преодолению крутых подъемов и препятствий, улучшению производительности и повышению эффективности эксплуатации трактора.
Компактности и надежности конструкции
Само устройство, блокирующее дифференциал, компактно и надежно. Его монтаж может быть выполнен практически на любой модели тракторной техники без больших временных и трудозатрат. Не требующий сложного обслуживания механизм редко выходит из строя и может безотказно служить в течение долгого времени.
Хит продаж
Варианты приводов блокировки
Сельскохозяйственная техника оснащается системами блокировки двух видов:
- механическими;
- гидравлическими.
Конструкция механической системы блокировки дифференциала включает в себя две муфты, расположенные по концам валов бортовых передач. Блокировочные элементы свободно перемещаются благодаря шлицевой нарезке. Одна из муфт жестко закреплена на оси, а вторая с помощью регулируемой тяги движется вдоль шлица. Оператор выполняет включение/выключение механизма нажатием на специальную педаль, не останавливая при этом движения трактора.
Варианты приводов блокировки
Гидравлические системы блокировки дифференциала отличаются наличием фрикционной муфты, которая устанавливается на вал конечной передачи слева. Устройство оснащается специальным распределительным клапаном для регулировки. Диски муфт неподвижно крепятся к корпусу валов, для чего в них нарезаны специальные шлицы. Дифференциал блокируется при подаче гидравлической жидкости на раздаточный узел, представляющий собой ручной кран, имеющий два положения.
Процесс блокировки дифференциала включает в себя следующие этапы:
- открытие крана раздаточного узла;
- подача гидравлической жидкости во внутреннюю полость муфты;
- объединение шестерни, вала и дифференциала в единую цепь под действием давления гидравлической жидкости.
Устройство систем блокировки дифференциала различно на разных модельных рядах тракторов МТЗ:
- МТЗ-50. Эти машины оснащаются механическими системами блокировки дифференциала, которые управляются педалью, находящейся в кабине оператора.
- МТЗ-80. Тракторы этого модельного ряда оборудуются гидравлическими системами блокировки, управляемыми педалью или специальным тросом.
- МТЗ-82. На таких полноприводных сельскохозяйственных машинах устанавливается автоматический дифференциал, срабатывающий, когда колеса пробуксовывают.
Многие последние модели тракторов Минского тракторного завода оснащаются системами блокировки дифференциала в базовой комплектации.
Устройство блокировки трактора МТЗ
Блокировка дифференциала трактора необходима, чтобы повысить проходимость и избежать пробуксовки колес. Она приводится в действие механически или за счет автоматики и отдельного привода, как в машинах модельного ряда МТЗ-80 с гидравлической системой.
Устройство блокировки трактора МТЗ
Система блокировки дифференциала тракторов МТЗ
Техника, которую производит Минский тракторный завод, оснащается системами блокировки с приводами двух типов.
Конструкция механических блокираторов включает в себя две кулачковые муфты, расположенные на валу привода бортовых передач, концы которого позволяют элементам устройства свободно перемещаться по специальной шлицевой нарезке. Жесткая установка первой муфты исключает осевые люфты благодаря наличию специального фиксирующего винта, а вторая свободно движется по шлицам.
Система приводится в действие нажатием педали, расположенной в кабине оператора. По специальной регулируемой тяге усилие передается на муфту и перемещает ее. После зацепления кулачков подвижного и неподвижного элементов блокиратора соединяются валы бортовых передач. Отключение блокировки происходит при отпущенной педали.
Гидравлический блокиратор дифференциала управляется распределительным устройством (краном). Левый вал конечной бортовой передачи оснащается фрикционной муфтой, диски которой соединяются со шлицевой нарезкой на валу. Корпус при этом жестко соединен с блокирующим валом, проходящим сквозь отверстие ведущего зубчатого колеса привода. На другой стороне шлицы связывают муфту с крестовиной дифференциала.
Подача гидравлической жидкости на раздаточное устройство, включающее блокиратор, осуществляется благодаря клапану, которым оснащена сливная магистраль гидроусилителя руля. В системе поддерживается постоянное давление, равное 0,8 МПа. Для включения и выключения блокировки кран необходимо установить в соответствующее положение, в котором его удерживает стопор – подпружиненный стальной шарик.
Когда раздаточный кран открыт, осуществляется подача гидравлической жидкости в полость фрикционной муфты. Благодаря давлению происходит объединение ведущей шестерни, соединенной с валом левой полуоси, вала блокирующего устройства и крестовины дифференциала в единую цепь.
При отклонении управляемых колес машины от прямого положения на 8 или 13 градусов клапан золотника перемещается, приводя к срабатыванию датчика, полость муфты начинает сообщаться с бачком гидравлического усилителя. Снижение давления приводит к высвобождению крестовины дифференциала. Когда раздаточный кран установлен в положение «Выключено», блокировка дифференциала невозможна.
Начиная с 2004 года на тракторах МТЗ-80 устанавливаются насосы-дозаторы, которыми заменили гидроусилитель рулевой системы. Привод управления поворотом колес и гидравлическая система задней навески снабжаются из общего масляного бака. Блокировка дифференциала работает по прежней схеме, но оснащается измененными датчиками.
Система блокировки дифференциала тракторов МТЗ
- МТЗ-50
Ведущий мост тракторов модельного ряда МТЗ-50 оснащается механической системой блокировки дифференциала, которая управляется с помощью педали. Последняя в кабине оператора располагается рядом с выключателем массы.
- МТЗ-80
Блокировка дифференциала трактора МТЗ-80 приводится в действие с помощью гидравлики. Валы бортовых передач в этих машинах лишены шлицевой нарезки. Датчик включения блокировочной системы управляется с помощью троса или педали в кабине оператора.
Работа тросового привода, снабженного рукояткой, возможна в трех режимах:
- Блокировка выключена. Рукоять переведена в крайнее переднее положение и зафиксирована.
- Автоматическое включение при повороте колес на 8 градусов от прямого положения. Рукоять зафиксирована в среднем положении.
- Принудительное включение при любом угле поворота колес. Рукоять вытягивается на себя до упора и удерживается. Когда оператор отпускает ручку, происходит автоматическое отключение блокировки дифференциала.
При управлении с помощью педали также предусмотрена работа в трех режимах. Для принудительного включения блокировки оператор должен нажать педаль до упора и удерживать. Когда нога снимается с педали, система отключается.
- МТЗ-82
Блокировка дифференциала трактора МТЗ-82 отличается от аналогичной системы на машинах МТЗ-80 тем, что разработана под полный привод. На переднем мосту устанавливается самоблокирующийся дифференциал, который автоматически включается при пробуксовке любого колеса.
Дифференциал заднего моста работает и управляется так же, как и на тракторах МТЗ-80.
Неисправности и ремонт блокировки МТЗ-80
Неполное включение или пробуксовка муфты могут быть возникать по разным причинам:
- Когда выходят из строя уплотнительные кольца, которыми оснащен ведущий вал конечной передачи, или изнашиваются накладки дисков, возможно их замасливание. При умеренной выработке накладок на замасленных дисках их дальнейшее использование допустимо после промывания бензином и устранения причин, по которым протекает масло.
- Если нарушена работа редукционного клапана системы автоматической блокировки дифференциала, уровень давления гидравлической жидкости в системе начинает падать. Устранить эту неполадку можно путем замены клапанной пружины. Необходимо также убедиться, что на седле шарика клапана отсутствуют раковины и заусенцы. Если последние имеют место, необходимо обработать посадочное место.
- Утечка в датчике автоматической блокировки дифференциала может приводить к значительному падению уровня давления из-за потери гидравлической жидкости. Для устранения такой неполадки необходимо заменить узел в сборе.
Неисправности и ремонт блокировки МТЗ-80
Отказ системы блокировки дифференциала может происходить по разным причинам. Перечислим основные:
- Повреждение диафрагмы муфты (для устранения неполадки необходимо демонтировать, разобрать блокиратор и заменить вышедшие из строя детали).
- Выход из строя привода управления раздаточным устройством, обрыв троса или его отсоединение от маховика крана автоматической блокировки дифференциала.
- Залипание золотника на датчике автоматической блокировки дифференциала (для устранения необходимо демонтировать узел и промыть механизм бензином).
Работоспособность систем блокировки дифференциала также может зависеть от технического состояния механических элементов ГУР и давления гидравлической жидкости в его автономной системе.
Самодельная блокировка МТЗ
На машины Минского тракторного завода часто монтируют самодельные системы блокировки дифференциала.
Самодельная блокировка МТЗ
Для изготовления и установки механической части блокиратора необходимо:
- Снабдить соответствующий конец вала бортовой передачи шлицевой нарезкой.
- Установить на вал втулку катушки для ниток с внутренними шлицами, которая должна свободно перемещаться по шлицевой нарезке вала.
- Установить на крышку бортовой передачи основание для рукояти, управляющей движением втулки с расположенной под крышкой вилкой. Последняя должна контактировать с внутренними поверхностями на торцах втулки. Для перемещения последней вилка оснащается двумя подшипниками.
- Вывести внутрь кабины оператора рукоять, оснащенную фиксаторами. При перемещении рычага муфта блокировки включается благодаря сдвигу втулки. Такой механизм работает принудительно, его включение не зависит от того, на какой угол повернуты управляемые колеса трактора.
Часто задаваемые вопросы о блокировке трактора
Как включается блокировка дифференциала на тракторах МТЗ?
Чаще всего на машинах Минского тракторного завода предусмотрено только ручное включение блокировки. Важно помнить, что заблокированные колеса легче срываются в занос. Не следует пользоваться блокиратором при движении со скоростью более 10 км/ч.
Как устроен дифференциал?
Конструкция дифференциала включает в себя шестерни сателлиты и зубчатые колеса полуосей, а также корпус, с которым, как правило, совмещено ведомое зубчатое колесо главной передачи. В роли планетарного редуктора выступают шестерни сателлиты, соединяющие шестерни полуосей с корпусом. На ведущие колеса трактора крутящий момент передается от солнечных шестерен через шлицевые соединения на полуосях.
В чем состоит основное отличие главной передачи от дифференциала?
Главной передачей принято называть часть КПП, передающую крутящий момент ведущим колесам. Наличие дифференциала позволяет изменять скорость, с которой вращается каждое из них, например, в повороте.
Система блокировки дифференциала требует регулярного техобслуживания, благодаря которому она может безотказно работать на протяжении долгого времени. Правильный уход, замена запчастей и очистка обеспечивают исправную работу механизма, благодаря которой повышаются комфорт, безопасность и эффективность эксплуатации тракторной техники.